Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-04-2... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №03-6/1-04-2012

Резолютивная часть решения  оглашена 23 марта  2012 г.               г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено  27 марта  2012 г.               г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. –заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;

- Вавилова Е.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев возбужденное по заявлению Ивановой М.А. дело № 03-6/1-04-2012 по признакам нарушения ООО «Тверь Водоканал» (место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. 15 лет Октября, 7) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов заявителя,  в том числе в результате  требования увеличения подключаемой нагрузки при обращении 22.11.2010,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Тверского УФАС России №112 от 25.12.2006  ООО «Тверь Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого  рынка  федеральными  законами  установлены  случаи    признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позициям: услуги по сбору, очистке и распределению воды, услуги по канализации и обработке стоков и, занимая по отношению к  потребителям г. Твери доминирующее положение с долей 100% в границах расположения находящихся у него на балансе водопроводных и канализационных  сетей, является на указанной территории по отношению к гражданам – потребителям организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и к которой должны обращаться граждане – потребители планирующие подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к водопроводным и канализационным сетям.

Принимая во внимание, что возможность получить услуги водоснабжения без подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ООО «Тверь Водоканал» у потребителей отсутствует, а подключение объекта это процесс, обеспечивающий подключение строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, следовательно его неотъемлемой частью являются работы по технологическому присоединению, осуществляемые ООО «Тверь Водоканал» в рамках оказания услуг по сбору, очистке и распределению воды.

 Таким образом, услуга ООО «Тверь Водоканал» по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжения) в отрыве от услуги  по сбору, очистке и распределению воды, по канализации и обработке стоков для потребителей, самостоятельного значения не имеет.

В соответствии с пунктами 3.5, 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела  о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 № 9541) и согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026), не требуется проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Следовательно,  ООО «Тверь Водоканал» занимает на вышеуказанном рынке доминирующее положение в границах расположения  инженерных коммуникаций, с долей 100%.

Доводов или доказательств, свидетельствующих об обратном ООО «Тверь Водоканал» в порядке части 4 статьи 5 Федерального закона  «О защите конкуренции» не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон)  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее – организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования, а также экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5 части 1 статьи 10).

Согласно части 1 статьи 13 Закона действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона не могут быть признаны допустимыми, даже при условии положительных социально-экономических последствий.

Материалами дела установлено, что Иванова М.А., являясь собственником  части жилого дома №10 по ул. Первитинская г.Тверь,  обратилась   в ООО «Тверь Водоканал» 30.09.2009 с заявлением о выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям водоснабжения, указав  планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки в размере 0,25 м3 и  приложив  рабочий проект от 2009г., выполненный ОАО «Тверьгражданпроект» с расчетным объемом водопотребления в размере 0,25м3/сутки.

ООО «Тверьгорпроект» расчет величины необходимой подключаемой нагрузки водоснабжения в размере 0,25 м3/сутки   произвел по заявке Ивановой М.А. исходя  из норматива потребления  250 л/сутки, как для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, с централизованным источником горячего водоснабжения, ванной и фактически зарегистрированного 1 человека в жилом доме (0,25 м3/сутки  х 1чел.= 0,25 м3/сутки).

ООО «Тверь Водоканал» письмом от 19.10.2009 №8218 сообщило Ивановой М.А. о необходимости представить исполнительную съемку водопровода к домам №№10, 10а, 11, 12, 14.

Иванова М.А. представила исполнительную съемку водопровода к домам №№10, 10а, 11, 12, 14 и обратилась с заявлением от 13.05.2010 о выдачи условий подключения части жилого дома № 10 по ул. Первитинская  к инженерным сетям водоснабжения с планируемой величиной необходимой подключаемой нагрузки в размере 0,25 м3.

ООО «Тверь Водоканал» письмом от 25.05.2010 №1751 сообщило Ивановой М.А. о необходимости представить письменное согласие совладельцев сетей.

Иванова М.А., представив письменное согласие Монаховой В.А., обратилась 22.11.2010 в ООО «Тверь Водоканал» с заявлениями о выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям водоснабжения и о выдачи условий подключения части жилого дома № 10 по ул. Первитинская с планируемой величиной необходимой подключаемой нагрузки в размере 0,25 м3.

ООО «Тверь Водоканал»  письмом от 03.12.2010 №5508 сообщило Ивановой М.А.  о необходимости уточнить  сведения об объеме водопотребления, указав при этом, что расчетный объем не может быть меньше нормативов, установленных решением Тверской городской Думы от 29.06.2004 №57 исходя из площади жилого дома.

ООО «Тверь Водоканал» 16.03.2011 выдало Ивановой М.А. технические условия №922 и условия подключения   №923, далее  направило письмом от 19.09.2011 №5682  Договор о подключении к системам водоснабжения жилого дома от 12.09.2011 № 777. В условиях подключения от 16.03.2011 №923 разрешаемый расход отбираемой питьевой воды на хозяйственно-питьевые нужды указан в размере 1,0 м3/сутки.

Иванова М.А. не согласившись с объемом потребления воды в размере 1,0 м3/сутки направила в ООО «Тверь Водоканал» протокол разногласий, не получив в установленный срок ответа обратилась в Тверское УФАС России. 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон,  установила следующее.

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее Правил N 83) установлено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

На основании пункта 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 7 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пунктов 10 и 16 Правил N 83 в технических условиях указывают данные о максимальной нагрузке в точках подключения, сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

Таким образом, в технических условиях подлежат отражению данные о максимальной нагрузке в точках подключения. Реальный размер потребления определяется правообладателем земельного участка исходя из технических условий.

Правообладатель земельного участка Иванова М.А. определила необходимую ей подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах 0,25 м3/сутки, что не превышает максимальной нагрузки и полностью соответствует нормативам водопотребления, исходя из существующего уровня благоустройства жилых домов.

Решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78 «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери» (ред. от 27.12.2004), утверждены нормативы водоснабжения и водоотведения на хозяйственно-питьевые нужды населения в жилищном фонде города Твери, на одного человека исходя из степени санитарно-технического оборудования жилых домов. Для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, с централизованным источником горячего водоснабжения, ваннами норма водоснабжения на 1 человека в сутки установлена в размере 250 литров.

СНиП 2.04.01.-85 Приложение 3 (введен в действие 01.06.1986 постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189) утверждены нормы расхода воды потребителями исходя из степени санитарно-технического оборудования жилых домов.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает расчет объема водопотребления исходя из степени санитарно-технического оборудования жилых домов и количества зарегистрированных в этом помещении граждан.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Действия ООО «Тверь Водоканал» свидетельствуют о навязывании гражданке Ивановой М.А. невыгодных условий технического присоединения к сетям водоснабжения, в части необоснованного размера водопотребления.

В силу указанных обстоятельств, Комиссия в связи с наличием в действиях  ООО «Тверь Водоканал» при  выдачи условий подключения от 16.03.2011 №923 признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных  пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании  статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приняла решение вынести предупреждение о необходимости прекращения указанных действий   путем   выдачи  условий на часть жилого дома №10 по ул. Первитинская г.Тверь, принадлежащей Ивановой М.А. с разрешаемым расходом отбираемой питьевой воды на хозяйственно-питьевые нужды в размере 0,25 м3/сутки  в срок до  23.04.2012.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 03-6/1-04-2012 и выдать Предупреждения.

Председатель Комиссии:        Л.В. Посохова         

Члены Комиссии:                    С.Е. Иванов 

                                              Е.Е. Вавилова                       

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. 

При условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны