Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-1-2016 от 23 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от 06.12.2016 № 03-6/1-1-3915 ЛП

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-1-2016

Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября  2016  года                     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме  06 декабря   2016  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления.

            Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Суханова Н.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-1-2016  по признакам нарушения  ООО «Тверская генерация»  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Тверское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия «Сахарово» (далее – МУП «Сахарово») о действиях ООО «Тверская генерация», выразившихся  в ущемлении  интересов МУП «Сахарово». Из заявления следовало, что котельная «Южная», эксплуатацию которой МУП «Сахарово» осуществляет на условиях аренды, поставляет тепловую энергию  для собственных потребителей и потребителей ООО «Тверская генерация». В нарушение утвержденной схемы теплоснабжения г. Твери  ООО «Тверская генерация»  перераспределило  в октябре и ноябре 2015 г. часть присоединенной тепловой нагрузки котельной «Южная» на собственные теплоисточники. В результате указанных действий МУП «Сахарово» не получило доход в ожидаемом размере, а также вследствие вышеуказанных действий ООО «Тверская генерация» не была обеспечена надежность теплоснабжения потребителей г. Твери.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 25.05.2012  № 345, пунктом 1.3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче тепловой энергии (приобщен к материалам дела).

Передача тепловой энергии относится к уставным видам деятельности ООО «Тверская генерация». ООО «Тверская генерация», предоставляя услуги по передаче тепловой энергии,  в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Продуктовые границы товарного рынка- услуги по передаче тепловой энергии. Географические границы рынка включают в себя границы единой системы теплоснабжения: ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная», ТЭЦ-4 (паропровод), котельная «ТКСМ-2», котельная «Лазурная» и обусловлены технологической возможностью  распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между указанными  источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию  в данной системе теплоснабжения.

Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, находящемуся в состоянии естественной монополии. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке.

Принимая во внимание вышеизложенное,  положение ООО «Тверская генерация» на рынке услуг по передаче тепловой энергии  в пределах расположения тепловых сетей ООО «Тверская генерация», предназначенных для передачи тепловой энергии в ранее обозначенных географических границах является доминирующим.

Статьей  2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что системой  теплоснабжения признается совокупность  источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 116 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» распределение нагрузки осуществляется между источниками тепловой энергии, функционирующими  в границах системы теплоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении  развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с частью 1  статьи 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с данным Законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

В соответствии со статьей 6  Закона о теплоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;  при этом, согласно ст. 3 указанного Закона схемой теплоснабжения признается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с частью  2 статьи 18 Закон о теплоснабжении для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:

1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;

2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;

3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.

Согласно  части  4 статьи 18 Закона о теплоснабжении, если теплоснабжающая организация не согласна с распределением тепловой нагрузки, осуществленным в схеме теплоснабжения, она вправе обжаловать решение о таком распределении, принятое органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Во исполнение  Закона о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования N 154).

Согласно пункту 6 Требований N 154  схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением следующих принципов: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт г); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт е); согласование  схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения (пункт ж).

Согласно пункту 22 Требований N 154, схема теплоснабжения ежегодно подлежит актуализации в отношении таких данных, как: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно пункту 24 Требований N 154 актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

Согласно актуализированной  схеме теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа  город Тверь до 2018 г. по состоянию на 2015 год,  утв. постановлением Администрации города Твери от 06.04.2015 N 462, ООО «Тверская генерация» является  единой теплоснабжающей организацией города Тверь в единой системе теплоснабжения (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная»).

Согласно Схеме теплоснабжения в административных границах муниципального образования городской округ город Тверь до 2028 г.  (актуализация на 2016 г.) ООО «Тверская генерация» является  единой теплоснабжающей организацией с источниками тепловой энергии: ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная», ТЭЦ-4 (паропровод), котельная «ТКСМ-2», котельная «Лазурная».  В указанной системе теплоснабжения существует технологическая возможность распределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию.

Между МУП «Сахарово» и ООО «Тверская генерация» договор  поставки тепловой энергии или по передаче тепловой энергии отсутствует.

МУП «Сахарово» осуществляет эксплуатацию котельной «Южная»  по договору  аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения и горячего водоснабжения  для потребителей  г.  Твери от 05.05.2010 № 1, заключенного с Департаментом  управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (далее - договор аренды № 1).

Согласно обосновывающим материалам  к «Схеме теплоснабжения в административных границах  муниципального образования городского округа город Тверь на период до 2028 года» (актуализация на 2015 г.) источники тепловой энергии ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, Котельный цех, ВК-1, ВК-2 , котельная «Южная» обслуживают  единую сеть. Все теплоисточники связаны общими тепловыми сетями и работают  по закольцованной  схеме.

В отопительный период  2015 г. ООО «Тверская генерация»  расширило зоны действия  источника теплоснабжения ТЭЦ-4  и сократило зоны действия котельной «Южная», чем поставило под угрозу надежное теплоснабжение потребителей тепловой энергии г. Твери.

Письмом от 11.05.2016 № 004/05-743 ООО «Тверская генерация»  пояснило, что мероприятий по модернизации  тепловых сетей были проведены:

- в целях  организации качественного теплоснабжения;

- в связи с тем, что МУП «Сахарово» отказывало  в подключении объектов  нового строительства к системе централизованного теплоснабжения в зоне действия котельной «Южная» и выступало инициатором  уменьшения границ зоны действия  котельной «Южная» в районе Привокзальной площади и бульвара Цанова  для подключения новых  потребителей в микрорайоне «Южная» (письмо МУП «Сахарово» от 07.10.2014 № 1417);

- в целях оптимизации собственных издержек ООО Тверская генерация», т.к. утвержденная  для собственных теплоисточников  топливная составляющая тарифа на тепловую энергию  более чем в 2 раза ниже тарифа покупки тепловой энергии.

Комиссия Тверского УФАС России отклоняет указанные выше доводы  и доказательства ООО «Тверская генерация» в силу следующего.

Комиссия Тверского УФАС России  установила, что ООО «Тверская генерация» не обращалось  в администрацию г. Твери  в 2015 г.  с предложением об  изменении тепловой нагрузки котельной «Южная». Принятое администрацией г. Твери  решение о распределении тепловой нагрузки в 2016 г.  на котельной «Южная»  ООО «Тверская генерация»  согласно ч.  4 ст. 18 Закона о теплоснабжении не обжаловало.

В нарушение указанных норм Закона о теплоснабжении, Требований N 154 ООО «Тверская генерация» самовольно  провело мероприятия по перераспределению нагрузки от котельной «Южная» на собственные теплоисточники без внесения в схему теплоснабжения.

Обращение ООО «Тверская генерация» об изменении схемы имело место в 2016 г. (письмо  от 15.02.2016 № 001/06-482)  в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери  о внесении  изменений в схему теплоснабжения путем расширения зоны действия источника теплоснабжения – ТЭЦ-4 и сокращения зоны действия котельной «Южная» с 90,68 Гкал/ч до 46,92 Гкал/ч.

В ответ на указанное обращение  Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от  22.02.2012 № 154, уведомил ООО «Тверская генерация»  о возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками (ТЭЦ -4 и котельной «Южная») только в рамках актуализация схемы  теплоснабжения г. Твери на 2017 г.

Обращение об изменении  схемы теплоснабжения имело место только в 2016 году и не могло в силу Требований N 154 повлечь изменения схемы в 2016 году.

Действия ООО «Тверская генерация» по расширению зон деятельности ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 и сокращению зон деятельности котельной «Южная»  без  внесения изменений в схему теплоснабжения г. Твери, признаны решением Центрального  районного суда г. Твери от 21.04.2016 по делу № 2-842/2016 (вступившим  в законную силу) нарушающими  действующее законодательство в сфере  теплоснабжения. Указанные действия ООО «Тверская генерация»  привели к несоблюдению температурного графика  и повлекли  ухудшение  ситуации с теплоснабжением жителей г. Твери, т.е. привели к  ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Комиссия Тверского УФАС России приняла во внимание информацию ООО «Тверская генерация»  о рассмотрении в Арбитражном суде Тверской области  в рамках дела А66-2611/2014 о признании МУП «Сахарово» несостоятельным (банкротом) заявление  внешнего управляющего  о признании договора аренды № 1 недействительной сделкой. Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу, что указанные обстоятельства не влияют на результаты рассмотрения настоящего дела, т.к. в период  его рассмотрения муниципальное имущество оставалось в пользовании МУП «Сахарово», услуги теплоснабжения предприятием оказывались.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Тверского УФАС России  признала действия ООО «Тверская генерация» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимися в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей г. Твери в сфере теплоснабжения. 

Вступившее в законную силу  решение по делу  № 2-842/2016  в части обязанности ООО «Тверская генерация» установить границы зон  действия источников тепловой энергии согласно  схеме теплоснабжения г. Твери, утвержденной  постановлением администрации г. Твери от 27.12.2013 № 1652, исполнено. В рамках исполнительного производства, как следует из постановления Межрайонного отдела судебных приставов по  ОВИП по Тверской области  от 13.09.2016 № 43141/16/69042-ип  (далее – Постановление № 43141/16/69042-ип), исполнительный документ, в том числе в части требования установить границы зон  действия источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения города Твери, утв. постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 № 1652, ООО «Тверская генерация» исполнен. В связи с указанными обстоятельствами  у Комиссии Тверского УФАС России отсутствуют основания  для  рассмотрения по существу ходатайства  ООО «Тверская генерация»  об отложении  рассмотрения настоящего дела  до рассмотрения заявления ООО «Тверская генерация» о разъяснении решения суда по делу № 2-842/2016.  

Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Согласно Постановлению № 43141/16/69042-ип  ООО «Тверская генерация» установила  границы зон  действия источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения города Твери, утв. постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 № 1652. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, частью 1  статьи 49, статьи 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Тверская генерация», выразившиеся в изменении в 2015 г. утвержденной  схемы  теплоснабжения г.Твери, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей г. Твери в сфере теплоснабжения. 

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные  в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

.

 

Председатель Комиссии                              _____________________   Л.В.Посохова

                                                                    

Члены Комиссии:                                        _____________________   С.Е.Иванов

                                                                      _____________________   Н.А.Суханова

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны