Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-1-2016 от 23 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFот 06.12.2016 № 03-6/1-1-3915 ЛП
РЕШЕНИЕ
по делу № 03-6/1-1-2016
Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2016 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 06 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Суханова Н.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело № 03-6/1-1-2016 по признакам нарушения ООО «Тверская генерация» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Тверское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия «Сахарово» (далее – МУП «Сахарово») о действиях ООО «Тверская генерация», выразившихся в ущемлении интересов МУП «Сахарово». Из заявления следовало, что котельная «Южная», эксплуатацию которой МУП «Сахарово» осуществляет на условиях аренды, поставляет тепловую энергию для собственных потребителей и потребителей ООО «Тверская генерация». В нарушение утвержденной схемы теплоснабжения г. Твери ООО «Тверская генерация» перераспределило в октябре и ноябре 2015 г. часть присоединенной тепловой нагрузки котельной «Южная» на собственные теплоисточники. В результате указанных действий МУП «Сахарово» не получило доход в ожидаемом размере, а также вследствие вышеуказанных действий ООО «Тверская генерация» не была обеспечена надежность теплоснабжения потребителей г. Твери.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 25.05.2012 № 345, пунктом 1.3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче тепловой энергии (приобщен к материалам дела).
Передача тепловой энергии относится к уставным видам деятельности ООО «Тверская генерация». ООО «Тверская генерация», предоставляя услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Продуктовые границы товарного рынка- услуги по передаче тепловой энергии. Географические границы рынка включают в себя границы единой системы теплоснабжения: ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная», ТЭЦ-4 (паропровод), котельная «ТКСМ-2», котельная «Лазурная» и обусловлены технологической возможностью распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между указанными источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения.
Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, находящемуся в состоянии естественной монополии. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке.
Принимая во внимание вышеизложенное, положение ООО «Тверская генерация» на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах расположения тепловых сетей ООО «Тверская генерация», предназначенных для передачи тепловой энергии в ранее обозначенных географических границах является доминирующим.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что системой теплоснабжения признается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 116 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» распределение нагрузки осуществляется между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с данным Законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
В соответствии со статьей 6 Закона о теплоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации; при этом, согласно ст. 3 указанного Закона схемой теплоснабжения признается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закон о теплоснабжении для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:
1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;
2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;
3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о теплоснабжении, если теплоснабжающая организация не согласна с распределением тепловой нагрузки, осуществленным в схеме теплоснабжения, она вправе обжаловать решение о таком распределении, принятое органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Во исполнение Закона о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования N 154).
Согласно пункту 6 Требований N 154 схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением следующих принципов: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт г); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт е); согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения (пункт ж).
Согласно пункту 22 Требований N 154, схема теплоснабжения ежегодно подлежит актуализации в отношении таких данных, как: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно пункту 24 Требований N 154 актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта года, предшествующего году, на который актуализируется схема.
Согласно актуализированной схеме теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2018 г. по состоянию на 2015 год, утв. постановлением Администрации города Твери от 06.04.2015 N 462, ООО «Тверская генерация» является единой теплоснабжающей организацией города Тверь в единой системе теплоснабжения (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная»).
Согласно Схеме теплоснабжения в административных границах муниципального образования городской округ город Тверь до 2028 г. (актуализация на 2016 г.) ООО «Тверская генерация» является единой теплоснабжающей организацией с источниками тепловой энергии: ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная», ТЭЦ-4 (паропровод), котельная «ТКСМ-2», котельная «Лазурная». В указанной системе теплоснабжения существует технологическая возможность распределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию.
Между МУП «Сахарово» и ООО «Тверская генерация» договор поставки тепловой энергии или по передаче тепловой энергии отсутствует.
МУП «Сахарово» осуществляет эксплуатацию котельной «Южная» по договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения и горячего водоснабжения для потребителей г. Твери от 05.05.2010 № 1, заключенного с Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (далее - договор аренды № 1).
Согласно обосновывающим материалам к «Схеме теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь на период до 2028 года» (актуализация на 2015 г.) источники тепловой энергии ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, Котельный цех, ВК-1, ВК-2 , котельная «Южная» обслуживают единую сеть. Все теплоисточники связаны общими тепловыми сетями и работают по закольцованной схеме.
В отопительный период 2015 г. ООО «Тверская генерация» расширило зоны действия источника теплоснабжения ТЭЦ-4 и сократило зоны действия котельной «Южная», чем поставило под угрозу надежное теплоснабжение потребителей тепловой энергии г. Твери.
Письмом от 11.05.2016 № 004/05-743 ООО «Тверская генерация» пояснило, что мероприятий по модернизации тепловых сетей были проведены:
- в целях организации качественного теплоснабжения;
- в связи с тем, что МУП «Сахарово» отказывало в подключении объектов нового строительства к системе централизованного теплоснабжения в зоне действия котельной «Южная» и выступало инициатором уменьшения границ зоны действия котельной «Южная» в районе Привокзальной площади и бульвара Цанова для подключения новых потребителей в микрорайоне «Южная» (письмо МУП «Сахарово» от 07.10.2014 № 1417);
- в целях оптимизации собственных издержек ООО Тверская генерация», т.к. утвержденная для собственных теплоисточников топливная составляющая тарифа на тепловую энергию более чем в 2 раза ниже тарифа покупки тепловой энергии.
Комиссия Тверского УФАС России отклоняет указанные выше доводы и доказательства ООО «Тверская генерация» в силу следующего.
Комиссия Тверского УФАС России установила, что ООО «Тверская генерация» не обращалось в администрацию г. Твери в 2015 г. с предложением об изменении тепловой нагрузки котельной «Южная». Принятое администрацией г. Твери решение о распределении тепловой нагрузки в 2016 г. на котельной «Южная» ООО «Тверская генерация» согласно ч. 4 ст. 18 Закона о теплоснабжении не обжаловало.
В нарушение указанных норм Закона о теплоснабжении, Требований N 154 ООО «Тверская генерация» самовольно провело мероприятия по перераспределению нагрузки от котельной «Южная» на собственные теплоисточники без внесения в схему теплоснабжения.
Обращение ООО «Тверская генерация» об изменении схемы имело место в 2016 г. (письмо от 15.02.2016 № 001/06-482) в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери о внесении изменений в схему теплоснабжения путем расширения зоны действия источника теплоснабжения – ТЭЦ-4 и сокращения зоны действия котельной «Южная» с 90,68 Гкал/ч до 46,92 Гкал/ч.
В ответ на указанное обращение Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, уведомил ООО «Тверская генерация» о возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками (ТЭЦ -4 и котельной «Южная») только в рамках актуализация схемы теплоснабжения г. Твери на 2017 г.
Обращение об изменении схемы теплоснабжения имело место только в 2016 году и не могло в силу Требований N 154 повлечь изменения схемы в 2016 году.
Действия ООО «Тверская генерация» по расширению зон деятельности ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 и сокращению зон деятельности котельной «Южная» без внесения изменений в схему теплоснабжения г. Твери, признаны решением Центрального районного суда г. Твери от 21.04.2016 по делу № 2-842/2016 (вступившим в законную силу) нарушающими действующее законодательство в сфере теплоснабжения. Указанные действия ООО «Тверская генерация» привели к несоблюдению температурного графика и повлекли ухудшение ситуации с теплоснабжением жителей г. Твери, т.е. привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Комиссия Тверского УФАС России приняла во внимание информацию ООО «Тверская генерация» о рассмотрении в Арбитражном суде Тверской области в рамках дела А66-2611/2014 о признании МУП «Сахарово» несостоятельным (банкротом) заявление внешнего управляющего о признании договора аренды № 1 недействительной сделкой. Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу, что указанные обстоятельства не влияют на результаты рассмотрения настоящего дела, т.к. в период его рассмотрения муниципальное имущество оставалось в пользовании МУП «Сахарово», услуги теплоснабжения предприятием оказывались.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Тверского УФАС России признала действия ООО «Тверская генерация» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимися в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей г. Твери в сфере теплоснабжения.
Вступившее в законную силу решение по делу № 2-842/2016 в части обязанности ООО «Тверская генерация» установить границы зон действия источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения г. Твери, утвержденной постановлением администрации г. Твери от 27.12.2013 № 1652, исполнено. В рамках исполнительного производства, как следует из постановления Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП по Тверской области от 13.09.2016 № 43141/16/69042-ип (далее – Постановление № 43141/16/69042-ип), исполнительный документ, в том числе в части требования установить границы зон действия источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения города Твери, утв. постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 № 1652, ООО «Тверская генерация» исполнен. В связи с указанными обстоятельствами у Комиссии Тверского УФАС России отсутствуют основания для рассмотрения по существу ходатайства ООО «Тверская генерация» об отложении рассмотрения настоящего дела до рассмотрения заявления ООО «Тверская генерация» о разъяснении решения суда по делу № 2-842/2016.
Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Согласно Постановлению № 43141/16/69042-ип ООО «Тверская генерация» установила границы зон действия источников тепловой энергии согласно схеме теплоснабжения города Твери, утв. постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 № 1652. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Тверская генерация», выразившиеся в изменении в 2015 г. утвержденной схемы теплоснабжения г.Твери, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей г. Твери в сфере теплоснабжения.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
.
Председатель Комиссии _____________________ Л.В.Посохова
Члены Комиссии: _____________________ С.Е.Иванов
_____________________ Н.А.Суханова
Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.