Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-108-2015 от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.06.2016 № 03-6/1-108-1647ВФ

Решение

о прекращении рассмотрения дела № 03-6/1-108-2015 о нарушении

антимонопольного законодательства                            

                                                                                                                                          г. Тверь

Резолютивная часть решения оглашена          23 мая 2016 г.         

Решение изготовлено в полном объёме        06  июня 2016 г.   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Фомин В.М – руководитель управления;

Члены Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

- Козюкова С.Г. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-108-2015 по признакам нарушения ООО «Городская управляющая компания Центрального района  г. Твери» (далее ООО «ГУК Центрального района г. Твери»)  (адрес: ул. Володарского, д. 17, г. Тверь, 170100) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении операторам связи запрета  в доступе к оборудованию связи, размещенному в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, пр-кт Чайковского, д. 1, корп. 1,

в присутствии представителей ПАО «Мобильные ТелеСистемы» <***> (по доверенности), <***> (по доверенности),

в отсутствии извещенных в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей: ООО «Городская управляющая компания Центрального района г. Твери» (далее – ООО «ГУК Центрального района г. Твери»), АО «Эр-Телеком Холдинг», ПАО «ВымпелКом», ООО «АННЕТ», ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг»,

установила:

 

Настоящее дело возбуждено по заявлению ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») о действиях ООО «ГУК Центрального района г. Твери», препятствующего доступу к оборудованию связи, размещенному в многоквартирном доме № 1, корп.1 по проспекту Чайковского в г. Твери, что лишает оператора связи возможности выполнять свои обязательства по отношению к абонентам, проживающим в данном доме, что рассматривается заявителем как нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ПАО «МТС» представило в рамках рассмотрения настоящего дела следующие документы:

1. Копию акта от 18.06.2015, из которого следует, что представителям ПАО «МТС» не предоставлена возможность доступа в места общего пользования дома  № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери. Акт подписан представителями оператора связи и директором ООО «ГУК Центрального района г. Твери» Верниковским А.А. В качестве причины отказа указано отсутствие заключенного с данным оператором связи договора о диспетчерском обслуживании и отсутствие решения общего собрания жителей данного дома по вопросу об условиях  предоставления доступа операторам связи.

2. Копии актов  от 30.09.2015,  26.11.2015, 16.02.2016,  из которых следует, что представителям ПАО «МТС» не предоставлена возможность доступа в места общего пользования дома  № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери. Акты подписаны только представителями ПАО «МТС».

3. Копию письма ПАО «МТС» от 21.10.2015 в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» с предложением заключить соглашение о взаимодействии оператора связи и управляющей компании при производстве работ в домах, находящихся в управлении данной управляющей компании на безвозмездной основе, с приложением копии данного соглашения.

4. Копию письма ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от 21.09.2015 № 690 в ответ на вышеуказанное письмо ПАО «МТС», из которого следует, что для заключения вышеуказанного соглашения ПАО «МТС» необходимо представить сведения о схемах прокладки сетей связи в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной управляющей компании.

5. Копию письма ПАО «МТС» в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от 02.11.2015 № Ц08-01/046и о возможности ознакомиться с данными о схемах прокладки сетей в доме в офисе оператора связи.

6. Распечатанные листы из специализированной программы, с помощью которой ПАО «МТС» ведет работу с абонентами, которые свидетельствуют о наличии заявок от абонентов, проживающих в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского,  на выполнение работ по подключению, и которые не были выполнены (сервисный запрос от 26.11.2015 № 1-157004914232, от 28.11.2015 № 1-160258940361, от 03.12.2015 № 1-157674944009).

7. Копии письменных пояснений сотрудников ПАО «МТС» от 28.03.2016, осуществлявших 30.09.2015 и 26.11.2015 работу по заявкам новых абонентов, проживающих в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери. Согласно данным пояснениям, сотрудники ПАО «МТС» обращались к представителям управляющей компании (данные представителей управляющей компании не указаны), на что получили ответ, что ключей от чердачного помещения дома у управляющей компании нет.

8. Копию письма ПАО «МТС» в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от 29.03.2016 № Ц08/0049-и (получено управляющей компанией 30.03.2016) о необходимости предоставления доступа в чердачное помещение дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского к 04.04.2016.

9. Копию письма ПАО «МТС» в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от 29.03.2016 Ц08/0048-и (получено 30.03.2016) с требованием прекратить действия, препятствующие доступу оператора связи в чердачное помещение дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского.

10. Копию письма ПАО «МТС» в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от 12.04.2016 № Ц08/0060-и (получено 12.04.16) о предоставлении доступа в чердачное помещение дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковсекого  15.04.2016.

11. Копию наряда-допуска № ГЭ_001024 на имя сотрудника ПАО «МТС» на проведение работ 15.04.2016 в период с 10.00 до 16.00.

12. Копию акта от 15.04.2016 (с пометкой о времени 10.45) из которого следует, что представители ПАО «МТС» не получили ключи от чердачного помещения дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери. Акт подписан только представителями ПАО «МТС».

ПАО «МТС» мотивирует свою позицию о неправомерных действиях управляющей компании, ссылаясь на следующие нормы.

В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, в том числе договор оказания услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.07.2003 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством, и правилами оказания услуг связи.  Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

Позиция ПАО «МТС» заключается в следующем: в соответствии с вышеуказанными нормами ГК РФ и Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на операторов связи возложена обязанность по оказанию услуг связи всем, кто к ним обратится, в связи с чем, отсутствие доступа к оборудованию связи, размещенному в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского, препятствует осуществлению ПАО «МТС» своих обязанностей по оказанию услуг связи абонентам в данном доме.

ООО «ГУК Центрального района г. Твери» полагает, что действует в интересах собственников дома и таким образом, как определили собственники, представив в материалы дела следующие документы:

1. Копию договора управления многоквартирным домом № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери от 01.02.2015 и копию лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 19.05.2015 № 000121.

2. Копию договора от 20.03.2015 № 150, заключенного с ООО «АННЕТ», предусматривающего предоставление доступа оператору связи к местам общего пользования в домах, находящихся в управлении ООО «ГУК Центрального района г. Твери», в целях производства работ по размещению и обслуживанию оборудования связи данного оператора связи на возмездной основе.

3. Копию письма в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от представителей собственников - членов совета дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского от 19.01.2016 с требованием ограничить доступ к общему имуществу лиц, не предоставивших документы, подтверждающие их личность и право пользования данным имуществом для проведения ремонтных и иных работ. Кроме этого, в письме сообщается, что ключи от чердачных помещений дома должны передаваться от  представителя собственников дома оператору связи в присутствии представителя управляющей компании.

4. Копию письма в адрес ООО «ГУК Центрального района г. Твери» от представителей собственников – членов совета дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского от 09.03.2016 с требованием заключить договор с операторами связи на размещение оборудования связи в доме на возмездной основе.

5. Копию протокола общего собрания собственников жилых помещений в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского от 11.03.2016 в соответствии с которым собственники приняли следующие решения:

- все работы операторов связи в доме должны осуществляться в присутствии представителя управляющей компании;

- предоставить право пользования общим имуществом дома иным лицам на возмездной основе;

- договоры с операторами связи на размещение и эксплуатацию оборудования связи в доме должны заключаться на возмездной основе, полномочия по заключению таких договоров возложены на ООО «ГУК Центрального района г. Твери».

6. Копию письма ООО «ГУК Центрального района г. Твери» в адрес ПАО «МТС» от 12.04.2016 № 211/1, содержащего запрос времени проведения планово-профилактических работ в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского 15.04.2016 и сведений о сотруднике ПАО «МТС», который данные работы будет выполнять (данные о получении ПАО «МТС» вышеуказанного письма отсутствуют).

7. Копию акта от 15.04.2016, составленного представителем ООО «ГУК Центрального района г. Твери» и представителем совета дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского,  в котором сообщается, что данными лицами в период с 8.00 до 9.00 был совершен обход дома, представители ПАО «МТС» в данное время на территории дома не присутствовали.

Тверским УФАС России при рассмотрении заявления ПАО «МТС» о действиях ООО «ГУК Центрального района г. Твери» до возбуждения  настоящего дела в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке управления жилым фондом г. Твери и установлено, что ООО «ГУК Центрального района г. Твери» на данном товарном рынке не занимает доминирующее положение, что исключает квалификацию действий ООО «ГУК Центрального района г. Твери» по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении настоящего дела в соответствии с пунктами 10.5 и 10.3 Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания телематических услуг связи на территории г. Твери и установлено наличие конкурентных отношений на территории г. Твери между ПАО «МТС», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» и ООО «АННЕТ».

Кроме этого, было установлено, что вышеуказанные операторы связи осуществляют предоставление телематических услуг связи (услуги связи по доступу в Интернет)  абонентам, проживающим в многоквартирном доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского в г. Твери, и являются по отношению друг к другу конкурентами.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координацией экономической деятельности признается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи (картель или соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, «вертикальные» соглашения), которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее со­держание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, прожи­вающим в таком доме.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками по­мещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, кото­рые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в много­квартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благо­устройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установ­ленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям поме­щений в многоквартирных домах и жилых домах.

            ООО «ГУК Центрального района г. Твери» по отношению к жителями дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского на основании соответствующего договора управления многоквартирным домом выполняет услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений  в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. На основании части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, а так же принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определённых решением общего собрания.

Волеизъявление собственников жилых помещений дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского по вопросу о порядке предоставления доступа операторов связи к оборудованию связи, расположенному в местах общего пользования  дома, изложено в письмах представителей собственников - членов совета дома № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского от 19.01.2016, от 09.03.2016. В вышеуказанных письмах содержится требование ограничить доступ к общему имуществу лиц, не предоставивших документы, подтверждающие их право пользования данным имуществом для проведения ремонтных работ, требование заключить договоры с операторами связи на размещение оборудования связи в доме на возмездной основе. Согласно решению общего собрания собственников жилых помещений в вышеуказанном доме от 11.03.2016, собственники приняли решения   предоставить право пользования общим имуществом дома иным лицам (в том числе операторам связи) на возмездной основе с заключением соответствующих договоров, и о необходимости присутствия представителя управляющей компании при проведении оператором связи работ на общем имуществе дома.

Тверским УФАС России также был проведен опрос операторов связи, осуществляющих деятельность на территории г. Твери, а также  операторов, оказывающих услуги связи в многоквартирном доме № 1 корпус 1 по проспекту Чайковского - ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг», ООО «АННЕТ», ответы которых не подтверждают наличие запрета и препятствий в доступе со стороны ООО «ГУК «Центрального района г. Твери» к оборудованию связи в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет данная управляющая компания. АО «ЭР-Телеком Холдинг» и ПАО «ВымпелКом» отметили, что фактического ограничения доступа не было, но в 2015 году имело место устное предупреждение со стороны ООО «ГУК Центрального района г. Твери» о возможности установления ограничения в доступе, но документально данные факты не подтверждены.

Учитывая, вышеизложенное, не установлено, что ООО «ГУК Центрального района г. Твери» производит согласование действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания телематических услуг связи г. Твери.

Имевшие место случаи несогласованности действий между ПАО «МТС» и ООО «ГУК Центрального района г. Твери» по вопросу о проведении работ  по подключению абонентов только в одном доме по адресу: г. Тверь,  д. 1, корпус 1, проспект Чайковского, (из множества домов, управляемых компанией) не может рассматриваться как обстоятельство, указывающее на факт координации экономической деятельности, запрещенной частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, установлено, что факт воспрепятствования доступа оператору связи  30.09.2015, 26.11.2015, 16.02.2016, подтверждается исключительно односторонними актами, составленными сотрудниками ПАО «МТС», а доказательства того, что ПАО «МТС»  предприняло меры для исполнения заявок абонентов и заблаговременно обращалось в ООО «ГУК Центрального района г. Твери», а управляющая компания систематически уклонялась от ответа, отсутствуют. Зафиксированный в акте от 18.06.2015 факт отказа обеспечить доступ к оборудованию связи в доме № 1, корпус 1 по проспекту Чайковского  не может рассматриваться как координация экономической деятельности, запрещенная антимонопольным законодательством.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу о недоказанности факта координации экономической деятельности в  рассматриваемых действиях ООО «ГУК Центрального района г. Твери».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении пункта части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «ГУК Центрального района г. Твери» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии              _______________________              В.М. Фомин

 

Члены Комиссии:                        _______________________              Л.В. Посохова

                                             

                                                     _______________________              С.Г. Козюкова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны