Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-120-2015 от 16 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от 19.01.2016 № 03-6/1-120-119 ЛП

 

РЕШЕНИЕ №03-6/1-120-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена   28 декабря  2015  г.       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме 19 января 2016 г.

                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Суханова Н.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-120-2015 по признакам нарушения  АО «Газпром газораспределение Тверь» (адрес: г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

Настоящее дело возбуждено  по заявлению *** о непринятии мер  АО «Газпром газораспределение Тверь»  по возобновлению газоснабжения жилого дома  по ул.  Удальцова, д. ***,  СНТ «Ремонтник» д. Плоски  Конаковского района, Тверской области.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и пояснения представителя АО «Газпром газораспределение Тверь», пришла к следующим выводам.

АО «Газпром газораспределение Тверь» приказами  Тверского УФАС России от  29.03.2004 №17 и от 11.06.2014 № 173   включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах: Тверская область в границах расположения газораспределительных сетей АО «Газпром газораспределение Тверь»  на рынке услуг по транспортировке газообразного топлива с долей  более 65%.   

 АО «Газпром газораспределение Тверь» оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям и  является субъектом естественной монополии.

 Cогласно  части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности естественных монополий. Вместе с тем, деятельность  по обслуживанию газораспределительной сети не отнесена к естественно-монопольной и может выполняться также иными организациями, имеющими в своем штате необходимый квалифицированный персонал и собственную аварийно-диспетчерскую службу.

Материалами дела установлено, что финансирование строительства сети газораспределения (газопровода), посредством которой подается газ потребителю ***, а также жителям деревни Плоски (СНТ «Ремонтник»), осуществлялось за счет средств членов Простого товарищества «Комфорт Р»  СНТ «Ремонтник», что подтверждается договором от 04.10.2008,  предметом которого являлись совместные действия по строительству газопровода в СНТ «Ремонтник». 

В целях технического обслуживания вышеуказанного газопровода, включающего проведение комплекса мероприятий по его содержанию в исправном и безопасном состоянии,  между Простым товариществом «Комфорт Р» СНТ  «Ремонтник» (представитель - ***)  и АО «Газпром газораспределение Тверь» (ранее ОАО «Тверьоблгаз») был  заключен  договор  на техническое обслуживание  газопроводов и газового оборудования от 22.10.2009 № ТОГ-КОН-Д-189 (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 2.2.1 Договора  исполнитель имеет право без предварительного уведомления  заказчика приостановить газоснабжение  в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации на оборудовании или сетях, по которым осуществляется газоснабжение.

В соответствии с пунктом  4.3 Договора  Приложение №1 (годовой расчет объемов  работ по техническому обслуживанию)  составляется  и подписывается сторонами  на каждый хозяйственный год.

АО «Газпром газораспределение Тверь», рассматривая цену и объем оказываемых работ как  существенное условие договора, 24.03.2015  направило нарочным (ранее – почтой,  согласно  реестру исходящих писем  за январь 2015) и повторно заказным письмом от  27.02.2015 (согласно почтовой квитанции № 06456) представителю, действующему от имени СНТ «Ремонтник» *** Приложение №1 к Договору, которое, согласно материалам дела, было получено последним 24.03.2015, но не   подписано, в связи с чем, АО «Газпром газораспределение Тверь» признало Договор утратившим силу.

15.06.2015 в результате   аварийной ситуации  на газорегуляторном пункте, расположенном вблизи СНТ «Ремонтник» по адресу: Конаковский район, д. Плоски, ул. Садовая, д. ***,  газоснабжение домов  СНТ «Ремонтник» Вахонинского сельского поселения было прекращено,  о чем АО «Газпром газораспределение Тверь» уведомило письмами  ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и *** (представителя, действующего от имени  СНТ «Ремонтник»).

В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 «ГОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст, организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании. В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения должны быть определены объемы работ, выполняемых эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев объектов по обеспечению условий их безопасной эксплуатации.

Согласно пункту 6.4.1.  вышеуказанного  ГОСТ Р 54983-2012, текущий и капитальный ремонты газопроводов должны проводиться по результатам мониторинга их технического состояния и проведения технического обслуживания.

Таким образом, владельцам опасных производственных объектов, какими являются газопроводы, действующими нормативными актами предписано  заключать  договоры с организациями, имеющими право выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств.

 Расходы по восстановлению поврежденного имущества - газопровода,  и расходы, связанные с его содержанием и эксплуатацией, в соответствии со  статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несет собственник  имущества.

Согласно части 1 статьи 218  ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.  Простым товариществом «Комфорт Р» СНТ  «Ремонтник» газопровод построен для газоснабжения СНТ  «Ремонтник», т.е. право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (газопровод) возникло из факта его создания.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что построенный  газопровод  передавался на баланс АО «Газпром газораспределение Тверь».

Таким образом,  заключение договора на ремонт и обслуживание сети  газораспределения, принадлежащей Простому товариществу «Комфорт Р» СНТ «Ремонтник», обусловлено требованием действующего законодательства   и  такой договор в части обязательств по ремонту и обслуживанию  газопровода на 2015 год был заключен только  29.06.2015.

Частью 1 статьи 420 ГК РФ предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом в силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане свободны в заключении договора.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ  организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. АО «Газпром газораспределение Тверь» не является собственником газопровода, построенного Простым товариществом «Комфорт Р» СНТ «Ремонтник», в связи с чем  у  АО «Газпром газораспределение Тверь» отсутствуют обязательства  производить работы по ремонту газопровода  за счет собственных средств.  Вместе с тем, Простое  товарищество «Комфорт Р» СНТ «Ремонтник» имело возможность заключить такой договор как с АО «Газпром газораспределение Тверь», так и  с любой организацией, осуществляющей  на законных основаниях деятельность по техническому обслуживанию газораспределительной сети (в Конаковском районе Тверской области  деятельность по  газораспределению осуществляет ООО «МЕГА ПЛЮС», которое также выполняет работы по ремонту и обслуживанию газопроводов и технических устройств).

Согласно  пункту  4  части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов  других лиц,  в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Отсутствие подачи газа в дома СНТ «Ремонтник» было обусловлено причинами экономического и технологического характера, т.к. без согласия собственника газопровода на проведение таких работ и  при отсутствии договора на  ремонт и обслуживание сети  газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» не имело законных оснований для проведения работ, что свидетельствует об отсутствии в действиях последнего  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Тверского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

прекратить рассмотрение дела №03-6/1-120-2015 в отношении АО «Газпром газораспределение Тверь» о нарушении  пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Тверского УФАС России действиях.

 

Председатель Комиссии                    _____________________   Л.В..Посохова                                                                     

Члены Комиссии:                                      

                                                              _____________________   С.Е.Иванов

 

                                                             _____________________   Н.А.Суханова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны