Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-2-2016 от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22.08.2016 № 03-6/1-2-2644ЛП

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-2-2016

 

Резолютивная часть решения оглашена  11 августа  2016  года                                г. Тверь

В полном объёме решение изготовлено  22 августа  2016  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: 

- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

- Киртоакэ И.В.  –специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-2-2016 по признакам нарушения ПАО «МРСК - Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения (увеличения мощности) объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г.Тверь, Октябрьский пр-т, земельный участок с кадастровым номером <***>, что ущемляет интересы заявителя - ИП <***>,

в присутствии на заседании представителей (по доверенностям):

- ИП <***> – <***>,

- ПАО «МРСК Центра» – <***>,

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению ИП <***>, содержащему информацию о нарушении ПАО «МРСК Центра» срока исполнения договора № 41055362 об осуществлении технологического присоединения (увеличение максимальной мощности на 250 кВт) объекта, расположенного по адресу:  г.Тверь, Октябрьский пр-т, земельный участок с кадастровым номером <***> (далее – Объект), с учетом ранее присоединенной мощности 150 кВт.

В рамках рассмотрения настоящего дела, на основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012  №345, и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), с учетом ограничений, установленных абз.3 пункта 1.3 и пунктом 12.5 Порядка, Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии на территории г.Твери, в границах зон прилегания сетей ПАО "МРСК Центра" (в районе Октябрьского проспекта, в частности), согласно которому  положение ПАО «МРСК Центра» на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ПАО «МРСК Центра», предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах г.Твери (в районе Октябрьского проспекта, в частности) в 2014-2015 годах, январе – июле 2016 года являлось доминирующим.

ПАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признаётся в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим.

ПАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии в границах г.Твери (в районе Октябрьского проспекта, в частности) предоставляется ПАО «МРСК Центра» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ПАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах г.Твери (в районе Октябрьского проспекта, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения увеличение объема максимальной мощности объекта является основанием для подачи заявки о технологическом присоединении.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

- 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

- 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, в иных случаях, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

ИП <***> по договору аренды, заключенному с Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, арендует земельный участок с кадастровым номером <***>, расположенный по адресу: г.Тверь, Октябрьский пр-т (договор аренды от 21.12.2011 № <***>, в редакции дополнительных соглашений от 06.02.2014 и от 26.02.2015, срок аренды до 26.02.2017).

На основании договора от 07.11.2013 № 40819033, заключенного между ИП <***> и ПАО «МРСК Центра», было осуществлено технологическое присоединение Объекта, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 150 кВт, по результатам которого были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и акт осмотра приборов учета и согласования расчетной схемы учета электрической энергии (мощности).

Между ИП <***> и АО «АтомЭнергоСбыт» заключен договор энергоснабжения Объекта от 01.04.2014 № 69120747 и производится оплата поставленной электроэнергию, что подтверждается копиями платежных поручений об оплате ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» электроэнергии от 18.01.2016 № 91, от 20.01.2016 № 117, от 20.01.2016 № 118, от 19.02.2016 № 490, от 25.02.2016 № 546, от 16.03.2016 № 750, от 23.03.2016 № 825, от 25.03.2016 № 846.

04.02.2015 (согласно отметке ПАО «МРСК Центра») ИП <***> подал заявку на технологическое присоединение Объекта, в части увеличения максимальной мощности на 250 кВт, с учетом ранее присоединенной мощности 150 кВт (всего 400 кВт).

06.08.2015 (согласно отметке ПАО «МРСК Центра») между ИП <***>, владельцем сетей Потребительским кооперативом Гаражно-строительный кооператив № 22 Пролетарского района (ГКС № 22) и ПАО «МРСК Центра» заключен договор № 41055362 об осуществлении технологического присоединения Объекта (увеличение максимальной мощности на 250 кВт), с учетом ранее присоединенной мощности 150 кВт – всего до 400 кВт (далее - Договор). 

ИП <***> выполнил обязательства по оплате мероприятий по технологическому присоединению Объекта в соответствии с графиком платежей, установленным пунктом 10 Договора (в части внесения платежей, обусловленных датой заключения Договора), что подтверждается копиями платежных поручений от 07.08.2015 № 2064 на сумму 74147,92 рублей, от 11.09.2015 № 2463 на сумму 222443,77 рублей, от 29.01.2016 № 247 на сумму148295,84 рублей.

Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по техприсоединению – 4 месяца, который истек 06.12.2015.

В установленный Договором срок (до 06.12.2015) ПАО «МРСК Центра» не исполнило обязательства по осуществлению технологического присоединения Объекта, нарушив положения статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 16 Правил технологического присоединения.

ПАО «МРСК Центра» письмами от 27.05.2016 № МР1-ТВ/24/6522 и от 08.07.2016 № МР1-ТВ/24/8301 подтвердило факт нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта, мотивируя отсутствием согласия третьего лица на прокладку линии электропередачи и необходимостью разработки альтернативного варианта прохождения трассы.

15.07.2016 между ПАО «МРСК Центра» и ИП <***> было заключено дополнительное соглашение к Договору, согласно которому стороны пришли к соглашению о новом сроке технологического присоединения - до 31.10.2016.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для  сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Основной вид деятельности ИП <***> - сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.20.2), что подтверждается сведениями с сайта ФНС России, из которых также усматривается, что ИП <***> осуществляет и иные виды предпринимательской деятельности.

Несоблюдение сроков технологического присоединения (в части увеличения мощности) Объекта ущемляет интересы заявителя - ИП <***> в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, неисполнение ПАО «МРСК Центра» условий Договора в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и пунктом 5 Договора, ущемляет интересы ИП <***> и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства  и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

ПАО «МРСК Центра» сообщило об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению Объекта, представив копии документов от 01.08.2016, подтверждающих технологическое присоединение Объекта.

Вышеуказанное рассматривается Комиссией как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.

В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России настоящего дела не установлен материальный ущерб, нанесенный в результате нарушения ПАО «МРСК Центра» интересов ИП <***>.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) ПАО «МРСК Центра», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения (увеличения мощности) объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г.Тверь, Октябрьский пр-т, земельный участок с кадастровым номером <***>, что ущемляет интересы заявителя - ИП <***>.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ПАО «МРСК-Центра» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Председатель Комиссии                     ______________________      Л.В. Посохова

Члены Комиссии:                                _____________________         С.Е. Иванов   

                                                              _____________________          И.В.Киртоакэ

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны