Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-3-2018 от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.04.2018 № 03-6/1-3-1308ЛП

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-3-2018

 

 

Резолютивная часть решения оглашена  27 марта 2018  года                                   г. Тверь

В полном объёме решение изготовлено  06 апреля  2018  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Киртоакэ И.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

в присутствии представителей:

              - ООО «Тверская генерация» – <***> по доверенности <***>;

              - ИП <***><***> по доверенности <***>;

в отсутствии представителей ООО «Комплекс 17», надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 03-6/1-3-2018 (согласно почтовому уведомлению определение об отложении рассмотрения дела получено 20.03.2018),

рассмотрев дело № 03-6/1-3-2017 по признакам нарушения ООО «Тверская генерация» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России заявления индивидуального предпринимателя <***> (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, далее <***>) об отсутствии теплоснабжения в принадлежащем ему двухэтажном здании (пристройке) по адресу: г.Тверь, просп.Калинина, <***> (далее – Объект) при наличии заключенного с ООО «Тверская генерация» договора теплоснабжения Объекта.

Согласно данным ЕГРЮЛ основным видом деятельности ИП <***> является Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2).

В рамках рассмотрения настоящего дела, на основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012  № 345, и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), с учетом ограничений, установленных пунктом 1.3 и пунктом 12.5 Порядка, Тверским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке услуг по теплоснабжению в Тверской области (и на территории г.Твери, в частности) за 2017 год (далее – Анализ).

По результатам проведенного Анализа установлено, что исследуемый рынок является высококонцентрированным, тип рынка – неразвитая конкуренция. В исследуемый период доля единой теплоснабжающей организации ООО «Тверская генерация» на рынке услуг по теплоснабжению выросла в результате сокращения деятельности МУП «Сахарово» и ухода с рынка ООО «Газпром теплоэнерго Тверь». В 2017 г. наибольшую долю на рынке услуг теплоснабжения занимала единая теплоснабжающая организация ООО «Тверская генерация» - 83,2% (в 2016 г. – 75,2%). На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, ООО «Тверская генерация» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению. Принимая во внимание вышеизложенное, положение ООО «Тверская генерация» на рынке услуг по теплоснабжению в границах Тверской области (и на территории г.Твери, в частности) в 2017 году являлось доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

Согласно пункту 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, (далее – Правила) по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

Согласно пункту 12 Правил единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

Из заявления следует, что 15.11.2017 ИП <***> заключил с ООО «Тверская генерация» договор теплоснабжения № 3826 (далее – Договор теплоснабжения № 3826), согласно которому ООО «Тверская генерация» обязалось осуществлять теплоснабжение Объекта по адресу: г.Тверь, просп.Калинина, <***>.

ООО «Комплекс 17» является собственником производственных зданий и земельных участков по адресам: г.Тверь, просп. Калинина, д<***>и просп.Калинина, д. <***>, на которых располагаются: здание прядильного производства (кадастровые номера 69:40:03:00:083:0013:1/017341/37:10000/А), единый комплекс коммуникаций по тепло-водоснабжению, канализации, электричеству, приобретенных в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 22.12.2008.

Осуществление теплоснабжения Объекта осуществлялось до сентября 2017 года в соответствии с договором от 06.05.2016 № 3т на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, заключенного с ООО «Комплекс 17», после чего теплоснабжение было прекращено, как следует из представленных материалов, по инициативе ООО «Комплекс 17».

ИП <***> сообщил в ООО «Комплекс 17» о заключении договора теплоснабжения с ООО «Тверская генерация», предложив включить Объект в систему теплоснабжения.

30.11.2017 ИП <***> обратился в ООО «Тверская генерация» с заявлением о подключении Объекта с 01.12.2017 к системе теплоснабжения в отопительный сезон 2017-2018 г.г.

По информации ИП <***> ООО «Тверская генерация» на заявку от 30.11.2017 сообщило о готовности к передаче тепловой энергии с 01.12.2017 через тепловой пункт, расположенный на территории ООО «Комплекс 17».

По информации ООО «Тверская генерация», последним после обращения ИП <***> с заявлением о заключении отдельного договора теплоснабжения было направлено в адрес ООО «Комплекс17» дополнительное соглашение об исключении Объекта из договора теплоснабжения 2015 года № 320, согласно которому ООО «Тверская генерация» осуществляло теплоснабжение здания по адресу: г.Тверь, просп.Калинина, д. <***>, а владелец Объекта (ранее ИП <***>) выступал субабонентом.

ООО «Тверская генерация» в целях урегулирования отношений с ООО «Комплекс 17», в рамках обеспечения исполнения Договора теплоснабжения № 3826, подготовило дополнительное соглашение к вышеуказанному договору теплоснабжения № 320 об исключении субабонента ИП <***> (ранее ИП <***>), которое получено ООО «Комплекс 17», но до настоящего времени не подписано.

Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3 к Договору теплоснабжения № 320, заключенному с ООО «Комплекс 17»), границей эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации является наружная вертикальная проекция стены камеры ТК-8Р (для просп. Калинина, д. <***>).

Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3 к Договору теплоснабжения № 3826, заключенному с ИП <***>), в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, границей эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации является наружная вертикальная проекция стены камеры ТК-146-12 (для просп. Калинина, д. <***>).

Между ТК-146-12 и Объектом проходит сеть теплоснабжения, которая, по информации ООО «Тверская генерация», не находится в ведении последнего.

Согласно акту от 14.03.2018, составленному ООО «Тверская генерация» совместно с представителем ИП <***>, тепловой ввод в здание двухэтажной пристройки по адресу: г.Тверь, просп.Калинина, д. <***> (Объект) отсутствует, система отопления единая с многоэтажным зданием, принадлежащим ООО «Комплекс 17».

В соответствии с абз.2 пункта 44 Правил, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Таким образом, обеспечение тепловой энергией Объекта, не имеющего индивидуального теплового ввода, обусловлено необходимостью подачи заявки на заключение договора теплоснабжения Объекта собственником помещения, в котором имеется тепловой ввод (ООО «Комплекс 17») и наличием соглашения между владельцами помещений, в котором нет теплового ввода (ИП <***>) и владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод (ООО «Комплекс 17»), заключившего договор теплоснабжения.

Между ООО «Комплекс 17» и ИП <***> возникли неустранимые разногласия в связи с подачей теплоэнергии на Объект, не имеющий теплового ввода.

ООО «Комплекс 17» является потребителем услуг теплоснабжения, заключило соответствующий договор с ООО «Тверская генерация» (Договор теплоснабжения № 320), не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, не является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Комплекс 17» не занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения и к нему не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По утверждению ООО «Тверская генерация», не опровергнутому сторонами, поставка тепловой энергии осуществляется до теплового пункта ООО «Комплекс 17», т.е. ООО «Тверская генерация» исполняет обязательства по Договору теплоснабжения № 3826.

По заявлению ИП <***> ООО «Тверская генерация» выдало ему технические условия от 12.01.2018 № ТУ-01/03-71 на реконструкцию системы теплоснабжения Объекта, подразумевающую устройство индивидуального теплового пункта на Объекте, что позволит осуществлять поставку тепловой энергии непосредственно на Объект.

Учитывая вышеизложенное, в рамках настоящего дела не установлено, что ООО «Тверская генерация» не исполняет условия Договора теплоснабжения № 3826, заключенного с ИП <***>, и что действия ООО «Тверская генерация» носят характер злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, в связи с чем ИП <***> вправе защитить свои права в судебном порядке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Тверская генерация» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях последнего при исполнении условий заключенного с ИП <***> договора теплоснабжения от 15.11.2017 № 3826.

 

 

 

Председатель Комиссии                     ______________________       Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                                _____________________         С.Е. Иванов   

                                                             _____________________           И.В.Киртоакэ

 

 

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны