Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-6/1-31-2013 от 12 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-31-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена      06 августа 2013  года        г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме       14 августа 2013  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-31-2013 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов <.......> посредством установления в договоре от 09.10.2012 № 40627633 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III категории надёжности (с учётом заключенного 09.10.2012 дополнительного соглашения к указанному Договору) срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению в 1 год со дня его заключения,

установила:

 

Настоящее дело возбуждено по заявлению <.......> об ущемлении его прав  ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством включения в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (с учётом заключенного дополнительного соглашения к указанному договору) срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, превышающего сроки, установленные  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861).

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.

Согласно пункту 3.20 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Услуга по передаче электрической энергии на территории Калининского района Тверской области  предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории Славновского сельского поселения, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.

Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и <.......>,  в целях удовлетворения личных бытовых нужд последнего заключен договор от 09.10.2012 № 40627633 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III  категории надёжности (далее - Договор)  (объект энергоснабжения расположен по адресу: <.......>).

Согласно пункту 5 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен 6 месяцев с даты заключения договора.

В день заключения Договора 09.10.2012 между <.......> и  ОАО «МРСК Центра» было заключено дополнительное соглашение к Договору, пунктом 1 которого срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен равным 1 году со дня заключения Договора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для  сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закон об электроэнергетике  технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4 и 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям установлен Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 1 (типовой договор для физических лиц) и направляется заявителю - физическому лицу.

Согласно примечания 4 к типовому договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном конкретном случае, <.......>. подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.

Таким образом, установление ОАО «МРСК Центра» в договоре от 09.10.2012 № 40627633 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III  категории надёжности (с учётом заключенного 09.10.2012 дополнительного соглашения к указанному Договору) срока осуществления мероприятий, равного 1 году со дня заключения Договора, противоречит указанным правовым нормам и ущемляет интересы <.......>.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно представленной ОАО «МРСК Центра» в материалы дела информации (исх. от 24.07.2013 № ТВ/13-1/17-144), присоединение энергопринимающих устройств <.......>,  будет осуществляться по напряжению 0, 4 кВ (НН).

Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 Беле-Кушаль, а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринимающего устройства <.......>, осуществляется Рамешковским РЭС филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».

Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению), географическими границами рынка, на котором ОАО «МРСК Центра» совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ПС 35/10 Беле-Кушаль.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Тверского УФАС России не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» интересов <.......>.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов <.......>  действия ОАО «МРСК Центра» в лице Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», выразившиеся в установлении в договоре от 09.10.2012 № 40627633 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III категории надёжности (с учётом заключенного 09.10.2012 дополнительного соглашения к указанному Договору) срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, превышающего 6-месячный срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861).

2. Выдать ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении  (недопущении) включения в договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заявителей - физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, заключаемые в отношении объектов, расположенных на территории Калининского района Тверской области, условия о сроках технологического присоединения, превышающих сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861).

3. О мерах, принятых в целях исполнения настоящего предписания письменно проинформировать Тверское УФАС России в срок в срок до 16 сентября 2013 г.

 

Председатель Комиссии             ______________________      Л.В. Посохова

Члены Комиссии:                        _______________________     С.Е. Иванов   

                                                       ______________________     Т.Ю. Жаркова

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-6/1-31-2013

        

14 августа 2013 г.                                                                  г. Тверь    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

-  Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь пунктом «и» статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 03-6/1-31-2013 (резолютивная часть решения оглашена 06.08.2013, решение изготовлено в полном объёме 14.08.2013) о нарушении  ОАО «МРСК Центра» (2-я Ямская, д. 4, г. Москва, 127018)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов <.......> действия ОАО «МРСК Центра» в лице Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», выразившиеся в установлении в договоре от 09.10.2012 № 40627633 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III категории надёжности (с учётом заключенного 09.10.2012 дополнительного соглашения к указанному Договору) срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, превышающего 6-месячный срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861).

2. Выдать ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении  (недопущении) включения в договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заявителей - физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, заключаемые в отношении объектов, расположенных на территории Калининского района Тверской области, условия о сроках технологического присоединения, превышающих сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861).

3. О мерах, принятых в целях исполнения настоящего предписания письменно проинформировать Тверское УФАС России в срок в срок до 16 сентября 2013 г.

 

 

 

 

Председатель Комиссии  __________________   Л.В. Посохова

 Члены Комиссии:             ___________________С.Е. Иванов

                                           __________________ Т.Ю. Жаркова

Связанные организации

Связанные организации не указаны