Решение №03-6/1-33-1456ВФ Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-33-2... от 8 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №03-6/1-33-2012

Резолютивная часть решения оглашена                                        16 мая 2013г.     г.Тверь

В полном объеме решение изготовлено                                        24 мая 2013г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председатель Комиссии:

- Фомин В.М. – руководитель управления;

          Члены Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

- Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей от МУП «Фировское жилищно-коммунальное хозяйство» - Рогозиной А.И. (доверенность от 15.05.2013 №348), от Администрации Фировского района – Павловой С.В. (доверенность от 16.05.2013 №762), в отсутствие Руднева Г.В., представителей Администрации Фировского городского поселения, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 03-6/1-33-2012 по признакам нарушения МУП «Фировское жилищно-коммунальное хозяйство» (адрес: 172721, Тверская обл., п.Фирово, ул.Заводское шоссе, д.23) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов собственников помещений многоквартирного дома №4 по ул.Московской п.Фирово посредством взимания платы за вывоз жидких бытовых отходов,

 

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению Руднева Г.В. (далее – Заявитель), представляющего интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома №4 по ул.Московской п.Фирово Тверской области на основании доверенностей №1 от 30.06.2011 и №2 от 03.03.2013, протоколов №2 и №5 общего собрания собственников жилых помещений указанного дома, о необоснованной замене МУП «Фировское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Фировское ЖКХ») предоставления коммунальной услуги «водоотведение» жилищной услугой – «содержание (ЖО)», включающей плату за откачку и вывоз жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) и предъявлении  оплаты за данную услугу по тарифу, не установленному регулирующим органом, исходя из общей площади квартиры.

Из представленных Заявителем документов следует, что на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома №4 по ул.Московской (далее – МКД №4) от 30.06.2011 выбран способ непосредственного управления указанным домом.

Согласно лицевым счетам и счетам-квитанциям по оплате жилищно-коммунальных услуг, с декабря 2010г. по февраль 2011г. МУП «Фировское ЖКХ» собственникам МКД №4 выставляло плату за услугу «канализация» в размере 140,52 руб./чел., а также за «содержание дома» в размере 6,09 руб./кв.м.

С марта 2011г. МУП «Фировское ЖКХ» прекратило выставлять плату за услугу «канализация», при этом тариф за услугу «содержание дома» (с мая 2011г. услуга поименована «содержание и ремонт общего имущества жилого дома») увеличился с 6,09 руб./кв.м (февраль 2011г.) до 13,51 руб./кв.м (май 2011г.), что связано с включением в нее дополнительной платы за услугу «вывоз ЖБО».

Согласно счетам-квитанциям за январь, февраль, март 2013г. собственникам МКД №4 к оплате выставляется услуга, именуемая как «содержание (ЖО)» по тарифу 8,05 руб. за 1 кв.м.

Начисление МУП «Фировское ЖКХ» платы за жилищную услугу «содержание (ЖО)» вместо коммунальной услуги водоотведения, Заявитель считает незаконными, поскольку МКД №4 канализован, следовательно, жильцам должна быть предоставлена коммунальная услуга водоотведения по тарифу, утвержденному регулирующим органом.

На обращения собственников МКД №4 в МУП «Фировское ЖКХ» (письмо от 19.07.2012 №1-19) с требованием производить начисление платы за услугу водоотведения в соответствии с тарифами, установленными регулирующим органом, был получен отказ.

Перечисленные выше действия МУП «Фировское ЖКХ» Заявитель считает нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку они ущемляют интересы собственников МКД №4, а именно: лишают их возможности оплачивать услугу по регулируемому государством тарифу, отдельных категорий граждан - права на социальную поддержку в размере 50 процентной скидки на оплату коммунальных услуг, установленную законодательством Российской Федерации, права на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг, закрепленного статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а также исполнить обязанность по установке индивидуальных приборов учета в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и оплачивать услугу по приборам учета.

 

Государственная жилищная инспекция Тверской области (далее – Жилищная инспекция) поддерживает позицию собственников дома (письма от 19.10.2011 №7035-07, от 09.04.2012 №1473-07), считая, что в данном случае предоставляется услуга водоотведения и МУП «Фировское ЖКХ» обязано производить начисления платы за водоотведение с учетом показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения и не должно производить расчет оплаты за водоотведение исходя из квадратного метра общей площади жилого помещения.

Позиция Жилищной инспекции основывается на следующем.

В пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 (далее – Правила №167) приведены определения следующих понятий:

- водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод от абонентов с последующей передачей на очистные канализационные сооружения;

- канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;

- централизованная система коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

Таким образом, услуга водоотведения заключается в приеме сточных вод в систему коммунальной канализации и их отведении на очистные сооружения.

По мнению Жилищной инспекции, поскольку Правила №167 не ограничивают технологический процесс водоотведения, соответственно сети и устройства, отводящие бытовые стоки от домов до накопительных емкостей, из которых они затем удаляются, относятся к канализационным сетям независимо от того, соединены ли они непосредственно с очистными сооружениями или нет.

Организация, эксплуатирующая объекты системы коммунальной инфраструктуры, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», относится к организациям коммунального комплекса, следовательно, ее деятельность по обеспечению отведения и очистки сточных вод подлежит государственному регулированию.

Таким образом, тарифы на услуги МУП «Фировское ЖКХ» подлежат регулированию в том порядке, что и тарифы организаций коммунального комплекса.

За защитой своих интересов собственники МКД №4 обращались в Прокуратуру Фировского района, которая заняла позицию, отличную от позиции Жилищной инспекции (письмо от 02.03.2012 №9-ж-12). В частности, Прокуратурой Фировского района сделаны следующие выводы:

- в Фировском городском поселении отсутствует система водоотведения, поскольку отсутствуют все составляющие системы водоотведения (канализации): комплекс инженерных устройств, предназначенных для приема, транспортировки, очистки и выпуска сточных вод в окружающую среду (в водоем или на грунт);

- в Фировском городском поселении МУП «Фировское ЖКХ» производит вывоз ЖБО, входящий в содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов входят в содержание общего имущества многоквартирного дома, а собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (т.е. на 1 кв.м). Поскольку договор №21 от 01.07.2010 с МУП «Фировское ЖКХ» не расторгнут, плата за предоставленные услуги взимается на законных основаниях.

МУП «Фировское ЖКХ» считает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства  в связи с нижеследующим.

Федеральный закон от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Следовательно, данную услугу следует относить к жилищным услугам и производить расчет, согласно ЖК РФ, не на человека, а на квадратный метр.

МУП «Фировское ЖКХ» полагает, что услуга водоотведения оказывается только в том случае, если сточные воды отводятся на очистные сооружения и этот процесс является непрерывным, если он прерывается, сточные воды сначала отводятся в емкость, из которой затем откачиваются и вывозятся – то имеет место услуга по вывозу ЖБО.

Вести расчеты за услугу по откачке ЖБО исходя из их объема (в куб.м) невозможно, поскольку эта услуга является жилищной и в соответствии с ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491), должна рассчитываться исходя из площади занимаемого жилого помещений (в кв.м).

Кроме этого, учет фактически вывезенных ЖБО в куб.м отдельно по МКД №4 не представляется возможным в связи с наличием единой емкости для сбора ЖБО для нескольких многоквартирных домов (письмо от 05.12.2011 №1305).

Поскольку услуга по вывозу ЖБО не является коммунальной, тариф на нее уполномоченным органом не устанавливается, стоимость данной услуги определяется предприятием самостоятельно с учетом собственным затрат.

МУП «Фировское ЖКХ» считает, что если жидкие бытовые отходы подлежат вывозу, то услуга называется «вывоз ЖБО» и в соответствии с Правилами №491 входит в плату за содержание жилого помещения, в связи с чем расчет исходя из площади занимаемого жилого помещения обоснован.

В связи с вышеизложенным, МУП «Фировское ЖКХ» считает требования Заявителя необоснованными.

Определением о возбуждении дела №03-6/1-33-2012 к участию в его рассмотрении в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Фировского района и Администрация Фировского городского поселения.

По мнению Администрации Фировского района, основанием для изменения услуги водоотведения (канализации) на услугу вывоз ЖБО послужило приведение в соответствие с действующим законодательством порядка оказания услуг гражданам многоквартирных домов. Созданное в июле 2010г. МУП «Фировское ЖКХ» действовало по аналогии с ООО «Фировские коммунальные системы», которое оказывало услуги водоотведения до его создания, по утвержденным для данного общества тарифам. Затем МУП «Фировское ЖКХ» обратилось в Главное управление «Региональная энергетическая компания» Тверской области (далее – ГУ «РЭК» Тверской области) по вопросу установления тарифа на услуги по вывозу жидких бытовых отходов. На данное обращение был получен ответ о том, что услуги по вывозу жидких бытовых отходов не относятся к регулируемым государственными органами видам деятельности. Данные отношения являются гражданско-правовыми и регулируются Гражданским кодексом РФ.

Согласно письму Администрации Фировского городского поселения от 08.11.2012 №383, МКД №4 к централизованной системе водоотведения не подключен ввиду отсутствия самой централизованной системы водоотведения. Водоотведение проводится откачкой ЖБО из емкости, расположенной в 30 м от дома, и вывоза (транспортировки) ЖБО. При этом администрация указывает, что водоотведение имеет место быть и производится МУП «Фировское ЖКХ» согласно графику откачки ЖБО из емкости.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Совета депутатов Фировского городского поселения от 28.11.2008 №4 утверждены тарифы на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса в 2009г., в том числе тарифы на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Фировские коммунальные системы» (Приложение 1), из них на водоотведение в размере 44,22 руб. за 1 куб.м, холодное водоснабжение – 34,74 руб. за 1 куб.м; размер платы за жилое помещение и за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме установлен в размере 6,09 руб. за 1 кв.м при отсутствии одного-двух видов благоустройств; неблагоустроенный жилой фонд – 4,92 руб. за 1 кв.м.

Указанным решением утверждены также нормативы потребления коммунальных услуг для населения, в том числе на водоотведение в следующих размерах (Приложение 2):

- жилые дома с водопроводом, канализацией, ваннами, отоплением и газовыми (электрическими) водонагревателями – в размере 3,4 куб.м на 1 человека;

- жилые дома с водопроводом, канализацией, ваннами, отоплением, без централизованного горячего водоснабжения – 3 куб.м на 1 человека;

- жилые дома с водопроводом и канализацией – 2,4 куб.м на 1 человека.

Решением Совета депутатов Фировского городского поселения от 28.01.2010 №40 с 01.01.2010 установлен тариф на вывоз жидких отходов в размере 46,84 руб. за 1 куб.м, при этом определено, что данная услуга является коммунальной и подлежит применению организациями коммунального комплекса, плата за содержание и ремонт общего имущества жилого дома при отсутствии одного – двух видов благоустройства – 6,09 руб./кв.м, в том числе текущий ремонт конструктивных элементов зданий и фасадов зданий – 0,54 руб./кв.м, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования – 3,78 руб./кв.м, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий – 2,68 руб./кв.м.

Решением Собрания депутатов Фировского района от 19.12.2006 №104 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения Фировского района, в том числе водоотведения в зависимости от степени благоустройства квартир, для МКД №4 данный норматив составил 3 куб.м. на человека.

Плата за услугу «канализация» в размере 140,52 руб./чел. рассчитывалась МУП «Фировское ЖКХ» следующим образом: плата за вывоз ЖБО (46,84 руб. за 1 куб.м) умноженная на норматив водоотведения (3 куб.м на человека).

 

 

Согласно Решению Совета депутатов Фировского городского поселения от 25.05.2011 №87 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», сбор и вывоз ЖБО входит в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет платы за содержание и ремонт жилых помещений, плата за вывоз ЖБО утверждена в размере 7,00 руб.

Приказом МУП «Фировское ЖКХ» от 14.01.2011 №3§в с 01.01.2011 введена в действие плата за услуги по вывозу жидких отходов для потребителей Фировского городского поселения в размере 71 руб./ куб.м (с учетом НДС).

Приказом МУП «Фировское ЖКХ» от 17.01.2012 №4§в с 01.01.2012 тариф на вывоз жидких отходов по п.Фирово составил 85,20 руб./м3 (с учетом НДС).

Согласно счетам-квитанциям МУП «Фировское ЖКХ» за январь, февраль, март 2013г. собственникам МКД №4 к оплате выставляется услуга именуемая как «содержание (ЖО)» по тарифу 8,05 руб. за 1 кв.м.

Договором №21 от 01.07.2010, заключенным с МУП «Фировское ЖКХ», сбор и вывоз ЖБО не был предусмотрен.

01.08.2012 между собственниками МКД №4 и МУП «Фировское ЖКХ» заключен Договор на содержание общего имущества многоквартирного дома (вывоз жидких и твердых бытовых отходов), согласно которому размер платы установлен с 1 кв.м общей площади жилого помещения и составляет 9,03 руб., включает вывоз ЖБО (сан.очистка) в размере 8,05 руб. и вывоз ТБО (сух.мусор) в размере 0,98 руб. (договор подписан большинством собственников).

Письмами от 21.09.2012 №964, от 13.12.2012 №1181 МУП «Фировское ЖКХ» представило расчет (калькуляцию) стоимости услуги вывоза (откачки) ЖБО на 2011г. в размере 8,05 руб. для МКД №4, согласно которому расчет платы за сбор и вывоз ЖБО осуществлялся по формуле: (22×3,0×71,00) : 575, где 22 – количество проживающих, 3,0 – норматив на водоотведение, 71,00 – цена за 1 куб.м ЖБО, установленная приказом МУП «Фировское ЖКХ» от 14.01.2011 №3§в,  575 – общая площадь дома.

Из разъяснений представителей МУП «Фировское ЖКХ» следует, что плата за данную услугу взимается за откачку ЖБО, поскольку данная услуга относится к категории жилищных услуг, плата взимается исходя из занимаемой площади. Так, исходя из квитанции Рудневой Т.Г.(кв.№5), размер платы за данную услугу исходя из общей площади (46,6 кв.м) составляет 375,13 руб. в месяц.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения Заявителя, представителей ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (канализации), представляющей собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно Правилам №354, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт «в» пункта 4).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №146-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоотведению с использованием систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

 

На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Пунктом 2 Правил №354 определены следующие понятия:

"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

 

"внутриквартирное оборудование" - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);

"норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

В соответствии с пунктом 3 Правилами №354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (подпункт «б»).

Степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, согласно Правил №354, - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункты «в» и «г» пункта 3 Правил №354).

 

 

Правилами №354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (пункт 6).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 7).

Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено (пункт 21).

         В соответствии с пунктом 2 Правил №491 в состав общего имущества включаются:

- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е»);

- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт «ж»).

Согласно пункту 5 Правил №491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Пунктом 8 Правил №491 установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Проанализировав перечисленные нормативные акты, Комиссия считает, что для вывода о том, какой товар в рассматриваемом споре предоставляется: услуга водоотведения или вывоз ЖБО, необходимо установить следующие обстоятельства:

- характеристику стоков, отходящих от дома;

- наличие инженерных сооружений, предназначенных для отведения стоков, в том числе внутридомовых инженерных систем, канализационных сетей;

- факты отвода, приема, транспортировки и очистки стоков.

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования систе­мами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Феде­рации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (да­лее - Правила № 167), сточными называют воды, образующиеся в результа­те хозяйственной деятель­ности человека (бытовые сточные воды) и абонен­тов после использования воды из всех источников снабжения (питьевого, технического, горячего, а также пара, поступаю­щего от теплоснабжаю­щих организаций).

Понятие «твердые и жидкие бытовые отходы» дано в постановлении Правительства РФ от 10.02.1997 №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила №155) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Согласно «Санитарным правилам содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий (п.1.2).

Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п.2.3.1). Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной (п.2.3.3). Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. (п.2.3.4). Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации (п.3.2).

Из вышеизложенного следует, что согласно Правилам №155, жидкие бытовые отходы образуются от сбора пищевых и фекальных отходов. Бытовые стоки от используемой гражданами воды от источников водоснабжения не попадают в выгребные ямы и не формируют состав жидких отходов. Их вывозят в системы коммунальной канализации, канализационные сети или очистные сооружения, эксплуатируемые организациями коммунального комплекса, для которых в силу Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 27.07.2010 до 30.12.2012, далее – Закон №210-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (вступил в силу с 01.01.2013) устанавливают регулируемые тарифы на водоотведение, в том числе очистку сточных вод.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что МКД №4 оборудован внутридомовыми водопроводными и канализационными сетями, что подтверждается Техническим паспортом на домовладение (инвентарный номер <...> -00941, кадастровый номер <...> :36:07 02 07:0044:1\941\38\А), Техническим паспортом квартиры №5 в указанном доме (инвентарный номер <...> -00941, кадастровый номер <...> :36:0070207:12:7/2), а также Договором №21 от 01.07.2010 на оказание услуг по содержанию имущества жилого дома, его техническому обслуживанию и текущему ремонту с гражданами, имеющими жилые помещения на праве собственности (п.1.1).

МКД №4 благоустроен, виды благоустройства  - водопровод (имеет место холодное водоснабжение), канализация, отопление; квартиры оборудованы кухнями, туалетами, ванными, душевыми, санузлами.

Отдельные квартиры в МКД №4 оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения.

Коллективный (общедомовой) прибор учета ресурсов в МКД №4 отсутствует.

Согласно Схеме инженерных сетей системы водоснабжения и водоотведения в п.Фирово, представленной Администрацией Фировского городского поселения (письмо от 08.11.2012 №385), Техническому паспорту на домовладение, МКД №4 подключен к сетям водоотведения, септик для сбора сточных вод подключен к дому через присоединенную канализационную сеть, находится за пределами земельного участка, на котором расположен дом и предназначен для обслуживания двух домов, в том числе дома №2 по ул.Московской.

Процесс сбора и отвода сточных вод из МКД №4 включает в себя следующие этапы: вывод сточных вод по канализационным сетям в емкость ЖБО (далее – септик), в которой происходит их накопление, ежедневно в рабочие дни специализированным автотранспортом из емкости производится их откачка. Вывоз ЖБО из септика производится на полигон твердых бытовых отходов (далее – ТБО), слив – на поля фильтрации (в аэрационную канаву), расположенные на указанном полигоне, затем производится их захоронение. Очистные сооружения в п.Фирово как таковые отсутствуют (письмо Администрации Фировского городского поселения от 24.04.2013 №277, письмо МУП «Фировское ЖКХ» - от 19.02.2013 №174).

Услуги по откачке ЖБО из септика и вывозу на полигон предоставляет только МУП «Фировское ЖКХ», он же осуществляет его эксплуатацию на основании договоров аренды от 16.03.2011 №421, от 20.02.2012 №471, заключенных с Администрацией Фировского района.

До создания МУП «Фировское ЖКХ» водоснабжение и водоотведение на территории п.Фирово осуществляло ООО «Фировские коммунальные системы» на основании договора аренды имущественного комплекса жилищно-коммунального хозяйства от 22.01.2010, заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Администрации Фировского района.

Наличие в МКД №4 внутридомовых сетей и присоединенных к ним канализационных сетей, а также факт отвода бытовых стоков из жилых помещений по внутридомовой системе водоотведения, а от внешней стены дома – по канализационной сети до септика, предназначенного также для отвода сточных вод от других домов, ответчиком и заинтересованными лицами не отрицается.

Согласно письму Администрации Фировского района от 23.04.2013 №677, объекты, предназначенные для сбора и отвода бытовых сточных вод от МКД №4 (канализационные сети, емкость для сбора ЖБО), являются бесхозными, что подтверждается Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Фировское ЖКХ» от 03.07.2012, и свидетельствует о том, что данное имущество не могло быть передано гражданам в составе общего имущества при приватизации жилых помещений.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил №491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 15.10.2012 №02-69/12-1-230295, Техническому паспорту на домовладение, а также пояснений Администрации Фировского городского поселения (письмо от 08.11.2012 №382) септик, подключенный к МКД №4, в состав общего имущества дома не входит, следовательно, обязанность по его содержанию у собственников МКД №4 отсутствует.

 

В соответствии с Порядком проведения анализа и состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, для выявления товара, обращающегося на товарном рынке, используются сведения о классификационных группах Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг (далее – ОКВЭД).

По данным Тверьстата (письмо от 08.06.2010 №07-21-423/15) в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов МУП «Фировское ЖКХ» присвоен код по ОКВЭД «90.0 - удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность».

По ОКВЭД ОК 029-2011 (КДЕС Ред.1), введенному в действие 01.01.2003 постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст, удаление и обработка сточных вод включены в группировку видов деятельности по коду «90.00.1», которая включает:

- отвод бытовых сточных вод через  канализационную  сеть или другими способами, их обработку и удаление;

- очистку сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации, химического осаждения, обработки активным илом и другими способами;

- техническое обслуживание канализационных систем;

- опорожнение и чистку выгребных ям, отстойников и септиков, обслуживание туалетов    с химической стерилизацией.

 

С 01.01.2008 по 01.012015 без отмены ОКВЭД ОК 029-2011 (КДЕС Ред.1) также применяется ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст, в котором группировка видов деятельности по сбору и обработке сточных вод (код «90.01») включает:

- сбор  и   отвод  бытовых  сточных  вод  (в  том  числе индивидуальных пользователей), а  также дождевой воды через канализационные сети, коллекторы, перевозку цистернами и другими транспортными средствами для перевозки отходов, их обработку и удаление;

- очистку сточных вод с использованием физических, химических и биологических методов, таких как разжижение, фильтрование, седиментация, и другими способами;

- техническое  обслуживание и  чистку канализационных систем;

- опорожнение и чистку выгребных ям, отстойников и септиков, сточных  колодцев, обслуживание туалетов с химической стерилизацией.

Из приведенных положений ОКВЭД следует, что деятельность по сбору и отводу сточных вод осуществляется через канализационные сети либо путем перевозки цистернами или другими транспортными средствами, в том числе в результате очистки выгребных ям, отстойников и септиков.

 

Руководствуясь изложенным, а также определением понятия водоотведения, приведенном в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилах №354, предоставление коммунальной услуги водоотведения гражданам заключается в отведении сточных вод от жилого помещения по внутридомовым канализационным сетям в систему коммунальной канализации, в том числе в накопительные емкости (септики), в их перекачке, транспортировке и очистке.

 

В ходе рассмотрения дела ответчиком и заинтересованными сторонами было заявлено, что одним из доказательств отсутствия в МКД №4 услуги водоотведения также является тот факт, что вывозимые сточные воды не проходят этап очистки.

Комиссия не согласна с данной позицией по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что слив сточных вод, отводимых от МКД №4 по внутридомовым и канализационным сетям, происходит на поля фильтрации, расположенные на полигоне твердых бытовых отходов, где затем производится их захоронение.

В соответствии с ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 №805, определено, что:

- механическая очистка сточных вод - технологический процесс очистки сточных вод механическими и физическими методами;

- биологическая очистка сточных вод - технологические процессы очистки сточных вод, основанные на способности биологических организмов разлагать загрязняющие вещества;

- септик для очистки сточных вод - сооружение для механической очистки сточных вод отстаиванием с анаэробным сбраживанием их осадка.

В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», утв. постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 № 2237, очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ.

Согласно пунктам 3.6, 6.179 Строительным норма и правилам «Канализация. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.03-85), введенных в действие постановлением Госстроя СССР от 21.05.1985 №71, пункту 5.3.6 Ведомственных норм технологического проектирования «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств», введенных в действие Минсельхозпродом РФ 01.01.1997, поля фильтрации являются сооружениями естественной полной биологической очистки сточных вод, используемыми при централизованной схеме канализации; септик – сооружением для механической очистки сточных вод.

Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утв. Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, определено, что сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, поля фильтрации, приравнивается к сбросу в водные объекты (п.1.2).

В соответствии с пунктом 5.2 «Временных Методических рекомендаций по формированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Тверской области», утв. приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 №184-нп, при определении расходов на очистку сточной жидкости учитываются затраты на эксплуатацию очистных сооружений канализации, которыми являются сооружения для механической очистки сточных вод (в том числе септики) и сооружения для биологической очистки сточных вод (в том числе поля фильтрации).

Согласно пункту 5.3 указанных рекомендаций, расходы на транспортирование и утилизацию сточной жидкости включают затраты на эксплуатацию (ремонт и содержание) сетевого хозяйства канализационной сети (уличной, внутриквартальной, внутридворовой), коллекторов, каналов, смотровых и перепадных колодцев, камер, промывных устройств, переходов под полотном железных и автомобильных дорог, эстакад, дюкеров, канализационных напорных трубопроводов, выпусков, вентиляционных киосков, сливных станций и других сооружений.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что применительно к рассматриваемому случаю имеет место очистка сточных вод как один из этапов оказания услуги водоотведения, а расходы по отводу, транспортировке, очистке сточных вод от МКД №4 учитываются при формировании тарифа на услугу водоотведения.

В отсутствие приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях (п.25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306).

Приказом ГУ «РЭК» Тверской области от 30.08.2012 №344-нп утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях при отсутствии индивидуальных приборов учета для потребителей Тверской области, определенные как сумма нормативов потребления по холодному и горячему водоснабжению для соответствующей степени благоустройства в соответствии с Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 23.08.2012 N 338-нп (нормативы действуют с 01.09.2012 по 01.09.2015).

Согласно Правилам №354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг зависит от наличия соответствующих внутридомовых инженерных систем. Так, оказание услуги водоотведения подразумевает наличие присоединенной к жилому дому канализационной сети для отвода бытовых стоков.

Учитывая, что МКД №4 канализован, такое условие соблюдается, следовательно, его жильцам должна быть предоставлена коммунальная услуга водоотведения.

Как было ранее отмечено, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (Правила №345).

В соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Комиссия считает, что в данном случае под технологической связанностью объектов (сооружений) понимается не физическая связь (присоеди­нение) между ними, а невозможность созда­ния законченного цикла оказания услуг без их производства на любой стадии техноло­гического процесса (предыдущей и (или) последующей).

Следовательно, используемые в сфере водоотведения производственный объект - септик, с помощью которого осуществляет­ся сбор бытовых стоков от нескольких домов (МКД №4 и МКД №6), а также канализацион­ные сети, по которым бытовые стоки от таких домов отводятся в септик для последующей передачи на очистные соору­жения с помощью спецтехники, по опреде­лению относятся к элементам системы ком­мунальной инфраструктуры.

Беспрерывность предо­ставления коммунальной услуги обеспечи­вается за счет постоянной взаимосвязи и последовательности процессов в единой технологической цепочке производства услу­ги водоотведения с момента приема бытовых стоков от МКД №4 до их передачи на очистку.

Возникновение в ходе технологического процесса водоотведения необходимости в транспортировке сточных вод на очистные сооружения (в данном случае – поля фильтрации) автомобильным, а не трубопро­водным транспортом обусловлено особенно­стями проектирования системы коммуналь­ной канализации п.Фирово.

Пере­дача сточных вод на очистные сооружения остается одной из стадий непре­рывного и последовательного производства услуги водоотведения, даже в том случае если осуществляется ассенизационными машинами.

Правила №167 не ограничивают технологический процесс водоотведения, обеспечивающий прием бытовых стоков и их последующую передачу на очистные сооружения, способом беспре­рывной транспортировки по трубопроводам. В соответствии с указанными Правилами к кана­лизационным сетям относятся системы трубопроводов, коллекторов, каналов и со­оружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Таким образом, Правила №167 не ставят определение сточных вод в зависимость от того, каким образом они отводятся, — с пред­варительным накоплением в специальных емкостях (септиках) и последующим удалением либо непрерывно по трубопроводам до очистных сооружений. Соот­ветственно сети и устройства, отводящие бытовые стоки от домов до накопительных емкостей, из которых они затем удаляются, относятся к канализационным сетям неза­висимо от того, соединены ли они непосред­ственно с очистными сооружениями, куда в конечном итоге попадают бытовые сточные воды.

В силу пунктов 1 статей 39, 158, 162 ЖК РФ организации по обслуживанию обще­го имущества собственников помещений в многоквартирном доме обязаны выполнять работы по содер­жанию исключительно того имущества, кото­рое является общим в этом доме. Его пере­чень приведен в статье 36 ЖК РФ и в пункте 2 Правил №491.

Проанализировав перечисленные нормативные акты, Комиссия пришла к выводу, что отнесение септиков к обще­му имуществу собственников помещений в каждом многоквартирном доме возможно только при соблю­дении следующих условий:

- объект расположен в границах земель­ного участка, на котором стоит многоквартирный дом (подпункт «ж» пункта 2 Правил №491);

- границы земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, определены на основа­нии данных государственного кадастро­вого учета (подпункт «е» пункта 2 Правил №491);

- объект предназначен для обслуживания только одного многоквартирного дома (пункт 1 статьи 36 ЖК РФ);

- сведения о септике, отвечаю­щего указанным условиям, включены в техническую документацию на многоквартирный дом и содержатся в договорах на обслужива­ние таких домов (пункты 1, 3 Правил №491).

Септики, не соответствующие указанным условиям, не относятся к общему имуществу собственников, а значит, не могут эксплуа­тироваться за счет оплаты содержания и ремонта жилого помещения и включаться в состав работ для организаций, обслужи­вающих многоквартирный дом. В этом случае возможно их отнесение к объектам коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании, предназна­ченным для оказания услуг водоотведения. Такие объекты подлежат передаче во владе­ние (в собственность, аренду, хозяйственное ведение) организации, осуществляющей услуги водоотведения в муниципальном об­разовании. Затраты на их содержание дол­жны входить в расчет величины регулиру­емого тарифа на водоотведение для организации, оказывающей коммунальную услугу.

В силу указанного, Комиссия пришла к выводу, что септик не может быть отнесен к внутридомовой инженерной системе водоотведения МКД №4, а также не является частью общедомового имущества дома, поскольку является бесхозным, находится за пределами земельного участка, на котором расположен дом, кроме этого предназначен для обслуживания более одного многоквартирного дома.

При определении характера услуги по сбору и отведению сточных вод путем перевозки транспортными сред­ствами из септиков или выгребных ям (услуга по вывозу ЖБО или услуга водо­отведения), одним из определяющих факторов является наличие внутридомовых систем, предназначенных для отведения бытовых сточных вод из жи­лого помещения:

- при наличии таковых потребителям пре­доставляется коммунальная услуга во­доотведения (подпункт «в» пункта 4 Правил №354);

- в отсутствие таких систем (для некана­лизованных домов) потребителям предо­ставляется услуга по вывозу ЖБО (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88).

Материалами дела установлено, что МКД №4 оборудован внутридомовыми водопроводными и канализационными сетями, подключен к сетям водоотведения, септик для сбора сточных вод подключен к дому через присоединенную канализационную сеть, находится за пределами земельного участка, на котором расположен дом и предназначен для обслуживания двух домов. МКД №4 благоустроен - имеет место холодное водоснабжение, канализация, квартиры оборудованы кухнями, туалетами, ванными, душевыми, санузлами.

Соот­ветственно для признания отсутствия в МКД №4 коммунальной услуги водоотведения нет оснований, как и для признания отведения сточных вод услугой по вывозу ЖБО. Правовые основания для предъявления собственникам МКД №4 оплаты услуги «содержание (ЖО)» отсутствуют.

 

Законом о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией, определенной решением органа местного самоуправления поселения, которая обязана заключить договор водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения (статья 2, часть 5 статьи 8).

При этом расходы организации, осуществляющей водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8).

Согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, а также прием и транспортировка сточных вод; тариф на водоотведение подлежит регулированию.

Руководствуясь вышеназванными нормами права, исходя из анализа сложившихся отношений между жильцами МКД №4 и МУП «Фировское ЖКХ», а также учитывая, что оплата спорной услуги осуществлялась потребителями непосредственно МУП «Фировское ЖКХ», Комиссия считает, что в рассматриваемом случае МУП «Фировское ЖКХ» фактически оказывает услуги водоотведения, является исполнителем коммунальной услуги, следовательно, на него распространяются обязанности, предусмотренные пунктом 38 Правил №354, согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Довод МУП «Фировское ЖКХ» о том, что определяя самостоятельно тариф на вывоз жидких бытовых отходов и не утверждая тариф на водоотведение, оно действует правомерно, поскольку руководствуется письмом ГУ «РЭК» Тверской области от 08.02.2012 №167 об отсутствии государственного регулирования данного вида деятельности, Комиссией отклоняется, поскольку вопросы, поставленные перед ГУ «РЭК» Тверской области в обращении от 20.12.2011 №1411, сформулированы не точно и касались только регулирования тарифа на вывоз жидких бытовых отходов. Кроме этого, описание процесса сбора и вывоза жидких бытовых отходов, приведенное в указанном обращении, не позволяет точно определить, каким образом (по каким сетям) жидкие бытовые отходы отводятся от многоквартирных жилых домов, в том числе от МКД №4.

 

 

В частности, МУП «Фировское ЖКХ» в письме поясняет, что на территории поселения у жилых домов и административных зданий установлены в подземном исполнении емкости для сбора жидких бытовых отходов, из которых специализированной техникой (вакуумными автомашинами) производится регулярная откачка образующихся отходов, которые в последствии вывозятся и сливаются на полигон, при этом указание на то, что на территории п.Фирово есть многоквартирные дома, бытовые стоки от которых отводятся по внутридомовым и по присоединенным к домам канализационным сетям в емкости, предназначенные для обслуживания нескольких домов, отсутствует.

Кроме этого отсутствует указание и на то, что указанные отходы сливаются на поля фильтрации, которые, как ранее отмечено, являются объектами, предназначенными для очистки сточных вод.

Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 №4004-ИБ/14 на запрос МУП «Фировское ЖКХ» содержит описание норм Правил №155, ЖК РФ, Закона №210-ФЗ, регулирующих вопросы оказания услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, их утилизации, о правомерности начисления применительно к рассматриваемой ситуации платы за вывоз ЖБО однозначного ответа не дает, в связи с чем Комиссией к вниманию не принимается.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

С 06.01.2012 согласно части 1 статьи 4 указанного закона (в ред. от 06.12.2011 №401-ФЗ) услуга водоотведения является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

В рамках  рассмотрения дела № 03-6/1-33-2012 в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012  №345 (далее – Регламент), и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения МУП «Фировское ЖКХ», результаты которого отражены в аналитическом отчете (далее – Аналитический отчет) и приобщены к материалам дела.

В ходе проведенного анализа были определены основные параметры исследуемого товарного рынка, временной интервал исследования, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов,  действующих на рынке, объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем.

Согласно Аналитическому отчету, положение МУП «Фировское ЖКХ» на рынке услуг водоотведения в границах расположения канализационных сетей от внешней границы стены многоквартирного дома №4 по ул.Московской в п.Фирово до септика, предназначенного для его обслуживания, включая вывоз сточных вод из септика, в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 5 статьи 5 Закона признано доминирующим, следовательно, на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона, Регламентом хозяйствующий субъект вправе представить в антимонопольный орган доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

МУП «Фировское ЖКХ» доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим, к материалам дела не приобщило, решение Комиссии об установлении доминирующего положения в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

На территории Тверской области областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением, является ГУ «РЭК» Тверской области.

Применение в расчетах с потребителями тарифа, неутвержденного в установленном законом порядке, является нарушением порядка ценообразования.

Материалами дела установлено, что МУП «Фировское ЖКХ» при оказании услуги водоотведения допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении при расчетах с собственниками МКД №4 тарифа на водоотведение, не утвержденного в установленном порядке, что является нарушением порядка ценообразования, признаваемого нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона.

Нарушение антимонопольного законодательства совершено на рынке услуг водоотведения в границах расположения канализационных сетей от внешней границы стены многоквартирного дома №4 по ул.Московской в п.Фирово до септика, предназначенного для его обслуживания, включая вывоз сточных вод из септика.

Результатом действий МУП «Фировское ЖКХ» по замене услуги водоотведения услугой вывоза ЖБО и осуществление расчетов по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, стало ущемление интересов собственников МКД №4 в части возможности оплачивать услугу по регулируемому государством тарифу, пользования правом на социальную поддержку в размере 50 процентной скидки на оплату коммунальных услуг, установленную законодательством Российской Федерации, правом на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг, закрепленного статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а также возможности вести расчеты в рамках соблюдения Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Расчет ущерба, причиненного действиями МУП «Фировское ЖКХ» собственникам МКД №4, Комиссией не произведен по причине отсутствия тарифа для сравнения, утвержденного с учетом обстоятельств, сопоставимых с обстоятельствами, рассмотренными в рамках данного дела.

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение МУП «Фировское ЖКХ» доминирующим на рынке услуг водоотведения в границах расположения канализационных сетей от внешней границы стены многоквартирного дома №4 по ул.Московской в п.Фирово до септика, предназначенного для его обслуживания, включая вывоз сточных вод из септика.

2. Признать нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МУП «Фировское ЖКХ», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования посредством применения неутвержденного в установленном порядке тарифа на водоотведение.

3. Выдать МУП «Фировское ЖКХ» предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в месячный срок с даты его получения направить в Главное управление «Региональная энергетическая компания» Тверской области документы и информацию, необходимые для утверждения тарифа на водоотведение для потребителей п.Фирово Тверской области.

Председатель Комиссии                          В.М.Фомин

Члены Комиссии:                                     Л.В.Посохова

                                                                    Т.Ю.Жаркова

Связанные организации

Связанные организации не указаны