Решение б/н Решение по делу № 03-6/1-49-2015 от 27 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22.07.2015 № 03-6/1-49-3136ЛП

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-49-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена                 09 июля 2015  года                     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме                  22 июля 2015  года                     г. Тверь

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: 

- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

- Киртоакэ И.В.  –специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

            в присутствии:

- представителей Муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро» (далее - МУП «Тверьгорэлектро») (по доверенностям) - <***>,<***>,<***>;

- представителя <***> - <***> (по доверенности);

  • <***>,

            рассмотрев дело № 03-6/1-49-2015 по признакам нарушения МУП «Тверьгорэлектро» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> об ущемлении его прав МУП «Тверьгорэлектро» посредством отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Кривичская, <***>.

В рамках рассмотрения настоящего дела Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в г.Твери (и на территории ул.Кривичская, д.18, в частности), в границах зон прилегания сетей МУП «Тверьгорэлектро» в целях установления  доминирующего положения, по результатам которого положение МУП «Тверьгорэлектро» на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей МУП «Тверьгорэлектро», предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах в г.Твери (и на территории ул.Кривичская, д.<***>, в частности) в 2014 году и январе – марте 2015 года являлось доминирующим.

МУП «Тверьгорэлектро» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. МУП «Тверьгорэлектро» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 69.1.48 (включено приказом ФСТ России от 20.05.2013 № 594-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.

Приказом Тверского УФАС России от 08.04.1998 № 12 МУП «Тверьгорэлектро» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей МУП «Тверьгорэлектро» с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах: г.Тверь, г.Старица, п.Рамешки в границах расположения электросетей МУП «Тверьгорэлектро»; ОКДП 40.12.

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике») услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Услуга по передаче электрической энергии в границах в г.Твери (и на территории ул.Кривичская, д.18, в частности)  предоставляется МУП «Тверьгорэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В силу части 2 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что МУП «Тверьгорэлектро» в границах в г.Твери (и на территории ул.Кривичская, д.<***>, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

<***> подпадает под категорию лиц, установленных пунктом 14 Правил технологического присоединения.

При отсутствии сведений и документов, установленных указанными Правилами, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Из представленных сторонами документов следует, что <***> у <***> приобрел в собственность объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер <***>(свидетельство о регистрации от 19.01.2015 серия <***>), расположенный на вышеуказанном участке (договор купли-продажи от 13.01.2015).

Ранее жилой дом, расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Кривичская, д.<***>, состоял на балансе  ЗАО «Калининское» и его энергоснабжение осуществлялось МУП «Тверьгорэлектро».

Объект <***> был построен на месте сгоревшей части дома (акт обследования от 02.12.2010 Тверским Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»), принадлежавшей <***>. Вторая часть дома выкуплена у ЗАО «Калининское» <***>, зарегистрирована как самостоятельное строение и его энергоснабжение осуществляется МУП «Тверьгорэлектро». По информации <***> опора линии электропередачи, от которой осуществляется энергоснабжение объекта <***>, располагается на расстоянии не более 3 метров от его объекта.

По информации МУП «Тверьгорэлектро» от 29.05.2015 № 613/93 энергопринимающие устройства <***> находятся на расстоянии не более 300 метров от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения, запрашиваемого в заявке на технологическое присоединение.

Согласно справке Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери от 07.09.2010 № 30/1076 земельный участок по адресу: г.Тверь, ул.Кривичская, д.<***>, кадастровый номер <***>, в собственность, в пожизненное наследуемое владение, в бессрочное постоянное пользование, в аренду администрацией г.Твери не предоставлялся.

<***> и <***> обращались в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Министерство) с заявлениями от 25.07.2013 и 24.12.2013 о приватизации земельного участка по адресу: г.Тверь, ул.Кривичская, д.<***>. Согласно письма Министерства от 26.12.2013 № 21855-09 (на основании информации Администрации г.Твери  от 29.10.2013 № 02/6612-и) <***> и <***> проинформированы о том, что принятие решения о приватизации земельного участка, не представляется возможным.

09.02.2015 <***> обратился в МУП «Тверьгорэлектро» с заявкой на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Кривичская, д.<***>. К заявке прилагались: копия паспорта, свидетельство на объект индивидуального жилищного строительства, яндекс карта.

МУП «Тверьгорэлектро» письмом от 20.02.2015 № 019-07/68 сообщило <***> о приостановлении подготовки договора об осуществлении технологического присоединения вышеуказанного объекта, потребовав представить документ, подтверждающей право собственности (иное предусмотренное законом основание) на земельный участок, на котором расположен указанный дом.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил технологического присоединения к заявке в т.ч. прилагаются: копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.

Таким образом, заявитель обязан представить правоустанавливающий документ либо на объект капитального строительства, либо на земельный участок, на котором расположен указанный объект.

В соответствии с пунктом 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей Правил технологического присоединения под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Таким образом, исходя из заявки <***> на технологическое присоединение строящегося жилого дома под границами участка заявителя понимаются границы объекта индивидуального жилищного строительства, право на который заявителем документально подтверждено.

Несмотря на представление необходимых документов, МУП «Тверьгорэлектро» уклонилось от заключения договора, потребовав представления дополнительных документов в нарушение требований пункта 11 Правил технологического присоединения.

В связи с наличием в действиях (бездействии)  МУП «Тверьгорэлектро», выразившихся в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Кривичская, д.<***>, заявителя <***>, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» направило в адрес МУП «Тверьгорэлектро» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 27.04.2015 в адрес <***> для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах, а также технических условий как неотъемлемого приложения к договору  либо направления в течение шести рабочих дней со дня получения такого предупреждения уведомления <***> в письменной форме об отсутствии недостающих сведений и документов, представление которых предусмотрено пунктом 10 Правил технологического присоединения.

МУП «Тверьгорэлектро» письмом от 03.04.2015 № 019-07/147 сообщило в Тверское УФАС России о том, что не видит в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства и направит в адрес <***> для подписания проект договора только после представления документа, подтверждающего право собственности (иное предусмотренное законом основание) на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом.

МУП «Тверьгорэлектро» полагает, что отсутствие достоверной, документально подтвержденной информации о принадлежности земельного участка, а также о его границах делает невозможной подготовку технических условий и договора на осуществление технологического присоединения в части указания границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, точки присоединения, рас пределения обязанностей между сторонами с учетом прав и интересов сторон технологического присоединения. Осуществление технологического присоединения в таких условиях влечет нарушение прав 3-х лиц – правообладателей земельного участка, чьи интересы будут затронуты при определении обязанностей сторон по осуществлению каких-либо мероприятий на их земельном участке без их ведома в техничепских условиях и договоре на осуществление технологического присоединения, а также при его исполнении и пользовании чужим земельным участком.

Вместе с тем, поскольку <***> обратился с заявкой о технологическом присоединении объекта капитального строительство и в заявке не было указано, что энергопринимающие устройства заявителя будут размещены в ином месте (на расстоянии от объекта), МУП «Тверьгорэлектро» не имело правовых оснований отклонять заявку <***> ввиду непредставления им правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен указанный объект.

Ссылка МУП «Тверьгорэлектро» на возможное нарушение прав иных лиц несостоятельна, поскольку согласно подпункту «г» пункта 25(1) правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами

Таким образом, отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения вышеуказанного объекта энергоснабжения является нарушением статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», пункта 15 Правил технологического присоединения и пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению), географическими границами рынка, на котором МУП «Тверьгорэлектро»  совершено нарушение антимонопольного законодательства, являются границы сетей МУП «Тверьгорэлектро» в г.Твери.

В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России настоящего дела не установлен материальный ущерб, нанесенный в результате нарушения МУП «Тверьгорэлектро» интересов <***>.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро», выразившиеся в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г. Тверь, ул.Кривичская, д.<***>, что ущемляет интересы <***>.

2. Выдать Муниципальному унитарному межрайонному предприятию электрических сетей «Тверьгорэлектро» предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства посредством направления в срок до 01 сентября 2015 года в адрес <***> для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г. Тверь, ул.Кривичская, д.<***> в 2 экземплярах, а также технических условий как неотъемлемого приложения к договору  либо направления в течение шести рабочих дней со дня получения предписания уведомления <***> в письменной форме об отсутствии недостающих сведений и документов, представление которых предусмотрено пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                     ______________________      Л.В. Посохова

 

Члены Комиссии:                                _____________________         С.Е. Иванов   

 

                                                              _____________________          И.В.Киртоакэ

 

 

 

 

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны