Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 19 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 04-5/2-16-2017

 

«19» октября 2017 года                                                                                                   г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) Посохова Л.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 05.10.2017, составленный в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «СервисТрейд» (107061, г.Москва, Преображенская площадь, д. 8, этаж 16, ОГРН 1107746080738, ИНН 7723747460, КПП 771801001, дата регистрации 10.02.2010, далее – ООО «СервисТрейд»), в связи с наличием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), материалы дела № 04-5/2-16-2017 об административном правонарушении, материалы дела № 04-6/2-5-2017 о нарушении законодательства о рекламе,

в отсутствие законного представителя ООО «СервисТрейд», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой, и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе самостоятельно выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом рекламодатель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В городе Твери напротив магазина «ТехноСила» по проспекту Чайковского у дома 37 была размещена рекламная конструкция о проводимой рекламной акции «0-0-24» следующего содержания: «РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к проводимой акции «0-0-24», которая предполагает возможность приобретения товаров в магазинах «ТехноСила» в кредит.

 В нижней части рекламы мелким шрифтом размещен текст следующего содержания: «0-0-24» - название рекламной акции, в рамках которой с 10.01.2017 по 06.02.2017 при приобретении товара в кредит, предоставляемый банком-партнером ООО «ХКФ Банк» (Генеральная лицензия ЦБ РФ № 316) на указанных ниже условиях, удорожание товара по сравнению с его первоначальной стоимостью не происходит за счет предоставленной продавцом скидки на товар в размере 15% в связи с чем для покупателя такая покупка будет аналогичной как если бы он приобрел товар по его первоначальной стоимости в рассрочку без уплаты процентов, предоставленную продавцом кредит предоставляется в рамках маркетинговой акции «0-0-24_СК15» (сегмент «бытовая электроника») с параметрами: сумма кредита от 2000 до 200000 рублей; срок кредита – 24 месяца; при размере первого взноса в кассу магазина строго 0% от стоимости товара ставка по кредиту 15,81% годовых. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. Количество товара ограничено. С информацией об организаторе акции, о правилах ее проведения, сроками, местом и порядком получения товаров можно ознакомиться на сайте www.tehnosila.ru ООО «СервисТрейд», РФ, 107061, г. Москва, Преображенская пл., 8, этаж 16, ОГРН 1107746080738».

При этом фраза «РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА» выполнена крупным шрифтом и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе в первую очередь воспринимается потребителями рекламы, а остальная информация – не поддается прочтению (ее содержание установлено из информации, представленной ООО «СервисТрейд», письмом от 27.02.2017 б/н), а в непосредственной близости от рекламной конструкции установить полное содержание информации невозможно.

Факт распространения вышеназванной рекламы зафиксирован актом Тверского УФАС России от 07.02.2017 и подтвержден приложенными фотографиями.

Согласно позиции ООО «СервисТрейд», изложенной в письме от 06.04.2017 б/н, в рамках проводимой во всех магазинах «ТехноСила» рекламной акции «0-0-24» потребителям были доступны для оформления кредиты на следующих условиях: первоначальный взнос за товар в размере 0 рублей действует в отношении всех покупателей, приобретающих товар в магазинах «Техносила» в кредит, предоставляемый ООО «ХКФ Банк», по маркетинговой акции «0-0-24_СК15». Переплата за товар в размере 0 рублей достигается благодаря предоставлению продавцом скидки на товар в размере 15% от стоимости товара. При приобретении товара в кредит на срок 24 месяца по маркетинговой акции «0-0-24_СК15» и размере первого взноса 0% ставка по кредиту составит 15,81% годовых.

Между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» заключен договор комиссии от 26.04.2010 № 801-12/1 (далее – Договор комиссии), согласно условиям которого ООО «СервисТрейд» обязуется от своего имени и за счет ООО «БизнесПРО» осуществлять реализацию товара ООО «БизнесПРО», а также осуществлять реализацию сертификатов «Сервис Плюс» на сервисное облуживание потребителей (продажа услуг дополнительного сервиса) по конкретным категориям товаров. Согласно пункту 2.3.10 Договора комиссии ООО «СервисТрейд» обязано согласовывать с ООО «БизнесПРО» все рекламные материалы, используемые для продвижения товара ООО «БизнесПРО».

В соответствии с условиями подписанного 01.03.2015 между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» Дополнительного соглашения к Договору пункт 2.3.10 Договора изложен в новой редакции: «Комиссионер (ООО «СервисТрейд») определяет содержание рекламы, используемой для продвижения товара Комитента (ООО «БизнесПРО»). Рекламные материалы, переданные Комиссионером (ООО «СервисТрейд») должны соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Комиссионер (ООО «СервисТрейд») несет ответственность за несоответствие предоставляемых к размещению рекламно-информационных материалов в рамках действующего законодательства РФ».

В связи с проводимой ООО «СервисТрейд» вышеуказанной рекламной акцией «0-0-24» 19.12.2016 между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» подписан документ, поименованный «О предоставлении рекламных материалов по Договору комиссии № 801-12/1 от 26.04.2010», согласно которому ООО «Сервис Трейд» передало ООО «БизнесПРО» для размещения макет рекламной акции «0-0-24».

Привлекательная для потребителя информация о предоставлении товаров в рассрочку без первоначального взноса и без переплаты на 24 месяца                             («РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА») выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов и размещена в центре рекламного поля, что привлекает внимание потребителя и побуждает приобрести товары в магазине «ТехноСила» на вышеуказанных условиях.

Менее привлекательная, но значимая для потребителя информация поддающимся прочтению шрифтом в нижней части рекламного поля. С учетом особенностей размещения рекламного баннера (на высоте более 2 метров) вышеуказанный мелким шрифтом текст не поддается прочтению, даже в непосредственной близости.

 Указание в рекламе существенных условий способом, затрудняющим восприятие такой информации, в частности, мелким не поддающимся прочтению шрифтом, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым способом приобретения товаров в магазине «ТехноСила».

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения товара в кредит, напечатанных мелким не поддающимся прочтению шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму расходов.

Вышеуказанное свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц информации ненадлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно порядка приобретения товаров.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель. Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, лицом, определившим содержание вышеуказанной рекламной акции, является ООО «СервисТрейд». Следовательно, при размещении вышеназванной рекламы ООО «СервисТрейд» нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6  статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 В действиях ООО «СервисТрейд» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – период с 10.01.2017 по 07.02.2017. Место совершения административного правонарушения: г. Тверь.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 24.1 АП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное правонарушение совершено ООО «СервисТрейд» виновно, так как общество обязано было обеспечить соблюдение требований, предусмотренных Законом о рекламе, имело такую возможность, но не обеспечило соблюдение вышеуказанных требований, в результате чего нарушены права потребителя на надлежащую рекламу. Требования статьи 5 Закона о рекламе абсолютны и легко исполнимы, их исполнение не сопряжено с какими-либо сложностями технического или иного характера.  

При решении вопроса о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ учитывается следующее. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 и пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Каких-либо чрезвычайных и не зависящих от ООО «СервисТрейд» обстоятельств, которые препятствовали последнему исполнить требования Закона о рекламе, не установлено, размещение подобного рода рекламы вводит в заблуждение потребителей, в связи с чем основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлены.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе составляет 1 год, т.е. на момент вынесения настоящего постановления срок давности не истек. 

Руководствуясь ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», статьей 4.5, частью 1 статьи 14.3, статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

            1. Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «СервисТрейд» (107061, г.Москва, Преображенская площадь, д. 8, этаж 16, ОГРН 1107746080738, ИНН 7723747460, КПП 771801001, дата регистрации 10.02.2010) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «СервисТрейд» административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя управления                                                 Л.В. Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны