Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 04-5/2-3-2017 об административном пр... от 11 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 04-5/2-3-2017

об административном правонарушении

 

«11» апреля 2017 года                                                                                                       г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, рассмотрев протокол от 28.03.2017, составленный в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» (172217, Тверская область, Калининский район, д. Дубровки, д. 46К, ОГРН - 1126952020414, ИНН - 6952034082, КПП – 694901001, дата государственной регистрации – 30.07.2012, далее – ООО «Новый город»), и материалы дела № 04-5/2-3-2017 об административном правонарушении,

в отсутствие законного представителя ООО «Новый город», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя по доверенности от 07.04.2017 ХХХ,

УСТАНОВИЛ:

24.01.2017 Тверское УФАС России рассмотрело дело № 04-6/2-21-2016 о нарушении законодательства о рекламе и признало ненадлежащей рекламу услуг по предоставлению ипотечного кредита «ИПОТЕКА на КВАРТИРЫ 6,9%», размещенную в период с 01.09.2016 по 04.10.2016 на рекламной конструкции (тумбе); действия ООО «Новый город» - нарушающими части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

На рекламной конструкции в виде пилларса, размером 1,4 м x 2,9 м, установленной по адресу: ул. Советская, напротив дома 11, в период с  01.09.2016 по 04.10.2016 была размещена реклама финансовых услуг по предоставлению ипотечного кредита.

В верхней части рекламного изображения на белом фоне буквами красного и черного цветов крупным шрифтом указано: «ИПОТЕКА на КВАРТИРЫ 6,9%».

В средней части рекламного изображения располагается логотип и наименование «Группа компаний НОВЫЙ ГОРОД». Ниже по центру размещено изображение фрагмента бампера автомобиля черного цвета, на котором на месте регистрационного знака содержится надпись: «НОВЫЙ ГОРОД 69».

Ниже на черно-белом фоне размещен текст, выполненный мелким шрифтом белого цвета. Вышеуказанный текст, выполненный мелким шрифтом, состоит из 54 строк, составляет не более 10% общей площади рекламы, а часть текста не поддается прочтению вследствие того, что выполнена белым шрифтом по белому полю..

В нижней части рекламного изображения на белом фоне цифрами черного цвета указан телефон «39-50-98», ниже красными буквами на белом фоне адрес официального сайта Группы компаний НОВЫЙ ГОРОД «www.ngstroy.com».

Факт распространения вышеназванной рекламы зафиксирован актом Тверского УФАС России от 13.09.2016 и подтвержден приложенными фотографиями.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания и формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно информации, размещенной на вышеуказанной рекламной конструкции, которой присвоен номер <...> А, собственником конструкции является ООО «Корвет».

Согласно информации ООО «Корвет» (письмо вх. от 19.01.2017 № 211) макет с рекламной информацией «ИПОТЕКА на КВАРТИРЫ 6,9%» размещался на рекламной конструкции (тумбе), принадлежащей ООО «Корвет», на основании договора оказания услуг от 10.12.2015 № 15/12/10-1 (далее – договор   № 15/12/10-1), согласно которому Заказчик (ООО «Новый город») предоставил Исполнителю (ООО «Корвет») рекламные плакаты, подлежащие размещению. 

Как следует из пояснений ООО «Новый город» (письмо от 23.01.2017                    вх. № 271эл), макет вышеуказанной рекламы ООО «Новый город» изготовлен ИП ХХХ., с которым заключен договор от 24.12.2015 № 15/12-9 на изготовление плакатов (далее – договор № 15/12-9).

ИП ХХХ в письме от 19.01.2017 вх. № 212 сообщил, что в соответствии с договором № 15/12-9 обязался за вознаграждение изготовить рекламный плакат, а Заказчик (ООО «Новый город») - принять и оплатить готовую продукцию; требования Заказчика к материалу основы плакатов, их размерам, а также качеству изготавливаемой продукции должны были быть согласованы сторонами и зафиксированы в Техническом задании (Приложение № 1 к договору № 15/12-9). Требования к рекламному проекту были представлены ИП ХХХ Заказчиком (ООО «Новый город») на электронных носителях. Согласно пункту 2.2 договора № 15/12-9 Исполнитель не вправе вносить в представленный Заказчиком макет или компьютерный файл никаких изменений без согласия Заказчика. Согласно пункту 3.1 договора № 15/12-9 документом, подтверждающим факт выполнения работ и предоставления услуг, равно как и иных обязательств сторон по Договору, Приложениям или Дополнительным соглашением к нему, является Акт сдачи-приемки выполненных работ. Акт сдачи-приемки работ подписывается сторонами в момент передачи Исполнителем Заказчику готовой продукции (пункт 3.2 договора № 15/12-9).

Выполненные ИП Буренковым П.А. работы по изготовлению макета рекламы были приняты ООО «Новый город» по акту от 05.10.2016 № 000489. Оплата за разработку дизайн макета рекламы была произведена ООО «Новый город» согласно счету от 05.10.2016 № 442, выставленному ИП ХХХ Платеж подтвержден платежным поручением от 03.11.2016 № 1817.

ПАО «Сбербанк России» сообщило (письмо от 29.11.2016 № 8607/22-1329), что 27.04.2016 между ПАО «Сбербанк России» и ООО «Новый город» заключен договор о сотрудничестве № 12/16 (далее – договор № 12/16) с целью объединения усилий в области реализации ООО «Новый город» объектов недвижимости. В соответствии с подпунктом 2.3.1 и пунктом 2.3 договора № 12/16 ООО «Новый город» имеет право проводить рекламные компании и акции от собственного имени и за свой счет. Условия проведения всех рекламных компаний и промо-акций, предусматривающих участие банка или содержащих упоминание о банке и/или товарном знаке (и его элементах) банка должны быть предварительно письменно согласованны с банком.

Согласно информации ПАО «Сбербанк России» заключение ипотечного договора в рамках специальной программы «Ипотека с господдержкой» по программам кредитования банка «Приобретение строящегося жилья»/»Приобретение готового жилья» с процентной ставкой 6,9%, указанной в рекламе, не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе.

В частности, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование частей 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по предоставлению ипотечного кредита, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе специальные требования.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по кредиту – 6,9%, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе в первую очередь воспринимается потребителями рекламы.

Условия предоставления кредита - срок, сумма кредита и иные условия, являющиеся существенными условиями договора предоставления кредита, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, указаны мелким шрифтом; в частности, размер шрифта, которым прописаны такие условия более чем в 20 раз отличается от размера шрифта с указанием процентной ставки.

Приведенная мелким шрифтом информация об условиях кредитования доступна для ознакомления только в том случае, если потребители находятся в статичном положении и на очень близком расстоянии, в то время как иные, привлекательные для потребителя условия о кредитной ставке 6,9% доступны при нахождении на значительном расстоянии и в движении.

Кроме того, в приведенных мелким шрифтом условиях указано, что процентная ставка 6,9% - это приблизительный размер переплаты клиента за весь срок кредита, полученного в ПАО «Сбербанк» (далее – Банк), на покупку жилого помещения в рамках специальной программы «Ипотека с господдержкой» по программам кредитования банка «Приобретение строящегося жилья»/«Приобретение готового жилья»; при покупке квартиры стоимостью 2780700 рублей с предоставлением ипотечного кредита клиенту необходимо внести первоначальный взнос от 30%, что составляет 834210 рублей. При данных условиях процентная ставка по кредиту составит 11,4%, а не 6,9%, как указано в рекламе, при обязательном условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика, а также страхования предмета залога.

Таким образом, минимально возможная ставка, предусмотренная программой кредитования банка «Приобретение строящегося жилья»/«Приобретение готового жилья» – 11,4%  при обязательном условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика, а также страхования предмета залога.

Распространенная ООО «Новый город» в период с 01.09.2016 по 04.10.2016 реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Указание в рекламе существенных условий способом, затрудняющим восприятие такой информации, в частности, мелким шрифтом, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ипотечным кредитом. Кроме того, часть текста не поддается прочтению вследствие того, что выполнена белым шрифтом по белому полю.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, часть из которых невозможно прочитать, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму расходов.

Вышеуказанное не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Следовательно, при размещении вышеназванной рекламы ООО «Новый город» нарушены требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В данном случае лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, является ООО «Новый город».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 В действиях ООО «Новый город» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – период с 01.09.2016 по 04.10.2016.

Место совершения административного правонарушения: г. Тверь.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ООО «Новый город» совершено виновно, так как в силу требований Закона о рекламе обязано было при определении содержания рекламы обеспечить соблюдение установленных требований и не допускать  возможность введения в заблуждение потребителей рекламы. Вышеуказанные требования Закона о рекламе абсолютны и исполнимы.

Виновность ООО «Новый город» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 04-5/2-3-2017.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение ООО «Новый город» требований Закона о рекламе свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, поскольку такие действия способны ввести в заблуждение потребителей рекламы, свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям вышеуказанного закона. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса (предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба).

Согласно размещенной на сайте Федеральной налоговой службы информации ООО «Новый город» включено 01.08.20216 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие, сведения о наличии имущественного ущерба отсутствуют, вступившие в силу постановления в отношении ООО «Новый город» не установлены, в связи с чем административный штраф подлежит замене на предупреждение.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.1.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Новый город» (172217, Тверская область, Калининский район, д. Дубровки, д. 46К, ОГРН - 1126952020414, ИНН - 6952034082, КПП – 694901001, дата государственной регистрации – 30.07.2012) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Новый город» (172217, Тверская область, Калининский район, д. Дубровки, д. 46К, ОГРН - 1126952020414, ИНН - 6952034082, КПП – 694901001, дата государственной регистрации – 30.07.2012)  административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Копия постановления подлежит вручению представителю по доверенности  ООО «Новый город», имеющему право на получение документов в рамках настоящего дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны