Решение №04-6/1-12-5343ЛП Решение по делу № 04-6/1-12-2015 о прекращении нарушения Адм... от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/1-12-2015

Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2015 года                             г. Тверь  

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/1-12-2015 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек Тверской области (далее – Администрация, 171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие представителей Администрации, надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-12-2015 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с неисполнением обязанности по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории города Вышний Волочек (далее – Схема).

Администрация по данному факту пояснила (письма от 01.07.2015 № 1347/02-16, от 19.10.2015 № 2132/01-20), что разработка и утверждение Схемы до 01.01.2014 была невозможна в связи с отсутствием документа территориального планирования - генерального плана городского округа, который был утвержден решением Вышневолоцкой городской Думы от 16.10.2014 № 119.

Также Администрация отметила, что в соответствии с Порядком согласования Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 06.08.2013 № 367-пп, утверждение Схемы возможно при условии согласования Схемы с Главархитектурой (Министерством cтроительства Тверской области) и экспертным советом при Правительстве Тверской области. Администрацией представлены обращения в адрес вышеуказанных органов и ответы на них. В рамках настоящего дела также представлены судебные акты по гражданскому делу № 2-357/2014 по иску Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия Администрации по разработке и утверждению Схемы и об обязании утвердить вышеназванную Схему.

Дополнительно письмом от 21.10.2015 № 2164/01-20 Администрация проинформировала о том, что постановлением Администрации от 20.10.2015 № 235-р утверждена Схема на территории города Вышний Волочек Тверской области, включающая 25 рекламных конструкций.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.

Частью 4 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Общие требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения установлены Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ГОСТ Р 52044-2003, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу Закона о рекламе и до 01.01.2014 органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе (в редакции, действовавшей с 08.05.2013) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с федеральным законом «О рекламе».

В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек», утвержденного решением Вышневолоцкой городской Думы от 19.08.2005 № 69 (в редакции от 15.05.2014 № 100) в структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек входит Администрация.

Полномочия Администрации изложены в статье 41 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек». В соответствии с пунктом 46 статьи 41 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек» с учетом изменений, принятых решением Вышневолоцкой городской Думой от 15.05.2014 № 100, в пределах своих полномочий Администрация утверждает схемы размещения рекламных конструкций, выдаёт разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Вышний Волочек, аннулирует такие разрешения, выдаёт предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

Как следует из материалов дела, генеральный план городского округа был утвержден 16.10.2014 (решение Вышневолоцкой городской Думы от 16.10.2014 № 119).

Постановлением Правительства Тверской области от 06.08.2013 № 367-пп утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений (далее – Порядок), в соответствии с которым Схема является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (пункт 2 Порядка). Схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (пункт 3 Порядка). Схема и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с Министерством строительства Тверской области (далее - Министерство) (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 8 Порядка орган местного самоуправления до утверждения Схемы направляет ее на бумажном носителе и в электронном виде на согласование в Министерство.

Пунктами 5, 6 и 7 Порядка предусмотрено, что орган местного самоуправления направляет на согласование в Министерство Схему, включающую в себя следующие документы и материалы: а) альбом Схемы; б) адресный реестр рекламных конструкций.

Общий вид Схемы выполняется на картографической основе с использованием материалов соответствующих документов территориального планирования с обозначением рекламных конструкций в соответствии с классификатором рекламных конструкций, утвержденным Министерством.

Карты размещения отдельных рекламных конструкций на местности выполняются для каждой рекламной конструкции на картографической основе (масштаба 1:500 в границах населенных пунктов, масштаба 1:1000 или 1:2000 вне границ населенных пунктов) на листах формата А3, включают номер места установки и эксплуатации рекламной конструкции и должны содержать: изображение дорог и улиц с названием и указанием километровой разметки и точки отсчета; номера домов; информацию о размещении дорожных знаков, включая графическое обозначение дорожных знаков; фотоматериалы; пояснительную записку.

В легенде карты размещения отдельной рекламной конструкции отображается информация о площади информационного поля рекламной конструкции, количестве сторон, технические (конструктивные) характеристики рекламной конструкции.

Фотоматериалы должны содержать две фотографии с привязкой (дизайн-макетом) рекламной конструкции в масштабе, выполненные с обзором местности за 50 - 80 метров до предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции (по ходу движения и против хода движения), для оценки внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.

Пояснительная записка должна содержать информацию о принципах формирования и разработки Схемы, внесения в нее изменений, обоснование предложенных решений размещения рекламных конструкций, ответственного за безопасность размещения и установки рекламных конструкций.

Альбом Схемы должен быть выполнен в формате А3, прошит, пронумерован, скреплен печатью органа местного самоуправления и подписью уполномоченного лица.

Адресный реестр рекламных конструкций представляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Администрации представила документы, подтверждающие неоднократные факты обращений в Министерство для согласования проекта Схемы (письма от 04.09.2014 № 2484/02-16; от 02.12.2014  № 3534/05-16; от 11.03.2015 № 479/02-16, от 10.07.2015 № 1411/02-16, от 24.09.2015 № 1951/01-16).

Согласно пункту 9 Порядка Министерство в течение 3 рабочих дней проверяет представленные документы и материалы на соответствие требованиям, установленным пунктами 5 - 7 настоящего Порядка, и в случае выявления несоответствия указанным требованиям возвращает Схему в орган местного самоуправления.

По результатам рассмотрения обращений Администрации Министерство направляло последнему замечания по Схеме, что подтверждено письмами от 16.10.2014 № 2831-01А, от 11.12.2014 № 3547/01А, от 29.04.2015 № 1390-01А, от 12.08.2015 № 2767-01А.

Представленные Администрацией документы свидетельствуют об оперативном устранении указанных Министерством замечаний по Схеме.

Отсутствие Схемы на территории года Вышний Волочек было также предметом судебного рассмотрения по иску Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры в рамках рассмотренного гражданского дела № 2-357/2014. Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации об утверждении Схемы удовлетворены; на Администрацию возложена обязанность утвердить Схему в течение трех месяцев с даты вступления постановления в законную силу.

Действующим законодательством установлено, что обязанность органа местного самоуправления утвердить схему размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, должна быть реализована до 01.01.2014. После этой даты все установленные рекламные конструкции признаются незаконно эксплуатируемыми, а проведение торгов на право размещения рекламных конструкций в отсутствие Схемы невозможно.

Вместе с тем, на протяжении длительного периода времени (до 01.01.2014 и в период с 01.01.2014 до 04.09.2014) меры по принятию и утверждению Схемы Администрация не принимала.

Отсутствие документа территориального планирования - генерального плана городского округа, который был утвержден решением Вышневолоцкой городской Думы от 16.10.2014 № 119, не может быть рассмотрено как обстоятельство, исключающее обязанность по утверждению в установленном порядке Схемы.

Подготовка и утверждение генерального плана городского округа осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

При этом решение о подготовке проекта генерального плана городского округа принимает глава администрации городского округа.

Кроме того, представленная переписка с Министерством свидетельствует о том, что первоначальные действия по утверждению Схемы были предприняты Администрацией лишь 04.09.2014 (направлен первый вариант Схемы).  

Неутверждение Администрацией города Вышний Волочек Схемы до 01.01.2014 повлекло невозможность проведения торгов на право размещения рекламных конструкций, а отсутствие торгов лишило участников рынка наружной рекламы возможности на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием рекламных конструкций ранее и вновь установленных. 

В период отсутствия Схемы (с 01.01.2014 по 19.10.2015) в Администрацию поступило 19 заявлений участников наружной рекламы об установке рекламных конструкций в г. Вышний Волочек.

По результатам рассмотрения 8 заявлений Администрация проинформировала об отложении (приостановлении) их рассмотрения, либо оставлении в делах отдела архитектуры и строительства Администрации до принятия Схемы в соответствии с требованиями Закона о рекламе.

По итогам рассмотрения 5 заявлений Администрация выдала разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Вышний Волочек» по следующим адресам: ул. <***>, д. <***>, ул. <***>, д. <***>, ул. <***>, д. <***>, ул. <***>, д. <***> и <***>, д. <***>.

При этом места размещения вышеуказанных рекламных конструкций, на которые Администрацией города Вышний Волочек были выданы разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Вышний Волочек», не включены в утвержденную 20.10.2015 Схему.

Одним из участников рынка наружной рекламы г. Вышний Волочек – ООО «ПОЗИТИВ-РЕКЛАМА» по настоящему делу представлены пояснения (письмо от 07.12.2015 № 26), из которых следует, что на дату рассмотрения настоящего дела на территории города Вышний Волочек установлено 7 рекламных конструкций, принадлежащих ООО «ПОЗИТИВ-РЕКЛАМА».

На вышеуказанные рекламные конструкции срок действия разрешений истек 01.09.2012. Действие указанных разрешений не пролонгировалось, новые разрешения не выдавались. В связи с истечением срока действия разрешений, ООО «ПОЗИТИВ-РЕКЛАМА» были выданы предписания о демонтаже вышеуказанных 7 рекламных конструкций, правомерность выдачи которых обжалуется в Арбитражном суде Тверской области (дело № А66-13113/2015).

Антимонопольные требования к действиям и актам органов местного самоуправления установлены статьей 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса местного значения по утверждению Схемы в срок до 01.01.2014 и в течение 2014 года, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности на рынке наружной рекламы города Вышний Волочек, и могло привести к ограничению конкуренции на вышеуказанном рынке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Схема 20.10.2015 утверждена постановлением Администрации от 20.10.2015 № 235-р «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Вышний Волочек Тверской области», что рассматривается как добровольное устранение нарушения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия Тверского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При этом согласно части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия (бездействие) Администрации города Вышний Волочек Тверской области (171163, Тверская область, Казанский проспект, д. 17,  ОГРН 1026901605103, ИНН 6908003825) в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории города Вышний Волочек Тверской в срок до 01.01.2014, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела № 04-6/1-12-2015 прекратить в связи с добровольным устранением Администрацией города Вышний Волочек Тверской области нарушения антимонопольного законодательства.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Направить материалы дела № 04-6/1-12-2015 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны