Решение №04-6/1-2-968ЛП Решение и предписание по делу № 04-6/1-2-2017 в отношении Ад... от 20 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/1-2-2017
Резолютивная часть решения оглашена «02» марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено «20» марта 2018 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Соловьев В.Д., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 04-6/1-2-2017 по признакам нарушения Администрацией города Твери пунктов 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании представителей:
- Администрации города Твери: <***> (по доверенности от 20.02.2018 № 28),
- Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области: <***> (по доверенности от 19.01.2018 № б/н),
- ООО «Рекламная компания «РОСТ – Тверь»: <***> – генерального директора и <***> (по доверенности от 20.05.2017 б/н),
в отсутствие представителей Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Тверской ассоциации агентств наружной рекламы, ООО «Твой город», ООО «ТРК-Сити», ООО «ПОЗИТИВ-реклама», ООО «Корвет» и ООО «Форсаж», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело № 04-6/1-2-2017 возбуждено по обращению Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Тверской области в защиту прав и законных интересов рекламных компаний в связи с бездействием Администрации города Твери и непроведением на протяжении длительного времени торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещенных на земельных участках и ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Твери.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Тверское УФАС России установило в действиях Администрации города Твери признаки нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в непроведении обязательных торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Твери, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации города Твери было выдано предупреждение от 10.05.2017 № № 04-8/6-1490ВФ, согласно которому Администрации в срок в срок до 08.08.2017 надлежало прекратить бездействие путем проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности города Твери.
В установленный срок Администрация города Твери названное предупреждение не исполнила, оспорила его в Арбитражном суде Тверской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 03.11.2017 по делу № А66-11961/2017 отказано в признании незаконным предупреждения Тверского УФАС России от 10.05.2017 № 04-8/6-1490ВФ.
В связи с неисполнением предупреждения и на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации города Твери было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с законодательством о рекламе, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 98-ФЗ) внесены в Закон о рекламе изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций (часть 5 статьи 4 Закона № 98-ФЗ).
Постановлением Администрации города Твери от 29.10.2013 № 1332 утверждена Схема размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборник типовых рекламных и информационных конструкций города Твери (далее – постановление № 1332, Схема).
Действующая Схема включает 224 места размещения рекламных конструкций. В самой Схеме указано, что в отношении 140 мест размещения рекламных конструкций имеется возможность проведения торгов.
Схема, как следует из вступивших в законную силу решений Центрального районного суда г. Твери от 03.10.2014 по делу № 2-3487/2014 и Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2015 по делу № А66-11419/2015, признана надлежащей, вследствие чего может использоваться при проведении торгов.
В соответствии с пунктом 6 постановление № 1332 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление № 1332 опубликовано в газете «Муниципальные вести» от 02.11.2013 № 56.
Решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 № 66 утверждены Правила распространения наружной рекламы в городе Твери (далее – Правила). В соответствии с пунктом 4.2.3 Правил торги проводятся в форме открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Организатором торгов является администрация города Твери. Порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери (далее - Договор) и критерии конкурсного отбора утверждаются правовым актом администрации города Твери.
Согласно пункту 4.2.4 Правил для проведения торгов создается комиссия по подготовке и проведению открытого конкурса на право заключения Договора (далее – Комиссия по торгам). Решение о создании Комиссии по торгам, ее состав утверждаются правовым актом администрации города Твери.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Правил торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, проводятся администрацией города Твери только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций.
Согласно информации департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери (в настоящее время – департамент экономического развития администрации города Твери) от 09.06.2015 № 22/1084-и в 2012-2013 гг. закончились сроки действия не менее 600 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые входили в Единый реестр рекламных мест города Твери до утверждения Схемы.
Из них, как следует из Решения Центрального районного суда г. Твери от 03.10.2014 № 2-3487/2014, многие существующие места размещения рекламных конструкций не были внесены в Схему, даже при наличии действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, поэтому подлежали демонтажу.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тверской области представлены копии справок о демонтаже и количестве рекламных конструкций после демонтажа на территории города Твери:
- ООО «ТРК-Сити» с 13 шт. по состоянию на 01.01.2014 количество рекламных конструкций сократилось до 1 шт. по состоянию на 01.01.2016;
- ООО «Твой город» с 71 шт. по состоянию на 29.10.2013 количество рекламных конструкций сократилось до 0 шт. по состоянию на 04.12.2015;
- ООО «ПОЗИТИВ-реклама» с 44 шт. по состоянию на 29.10.2013 количество рекламных конструкций сократилось до 1 шт. по состоянию на 01.12.2015 (письмо от 17.02.2016 № 66).
Также на начало 2014 года на большинство рекламных конструкций участников рынка наружной рекламы города Твери истекли сроки разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе:
- ООО «ПОЗИТИВ-реклама» - на 7 конструкций,
- ООО «ТРК-Сити» - на 5 конструкций,
- ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» - на 23 конструкции.
По состоянию на начало 2017 года в городе Твери во владении ООО «Корвет» находилось 142 рекламные конструкции (срок действия договоров истек 11.01.2017), ООО «Форсаж» - 72 (срок действия договоров истек 11.03.2017), ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» - 80 (срок действия договоров истек 07.08.2017).
Согласно информации представителя Администрации города Твери, озвученной на заседании Комиссии, по состоянию на 02.03.2018 в городе Твери осталось 9 действующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
С момента окончания сроков действия договоров и до настоящего времени (на дату вынесения решения) Администрацией города Твери торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не проведены.
В силу части 2 статьи 4 Закона № 98-ФЗ и требований пунктов 5.1 и 5.6 статьи 19 Закона о рекламе проведение указанных торгов является обязанностью органа местного самоуправления городского округа – Администрации города Твери.
Таким образом, в условиях наличия действующей Схемы, Администрацией города Твери торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке статьи 19 Закона о рекламе в течение длительного времени не проводятся, что фактически привело к сокращению емкости рынка наружной рекламы и количества участников рынка. Так, рекламная компания ООО «Сайнс» (ИНН – 6903046624) была ликвидирована 12.09.2016 именно вследствие вышеуказанных обстоятельств.
В результате указанный рынок практически не функционирует, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
С 01.01.2017 вступил в силу Закон Тверской области от 29.12.2016 № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» (далее – Закон № 89-ЗО), которым предусмотрено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Тверской области в сфере наружной рекламы.
В соответствии частью 2 статьи 4 Закона № 89-ЗО муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области до вступления в силу Закона № 89-ЗО, регулирующие осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области полномочий, указанных в части 1 статьи 2 Закона № 89-ЗО, действуют в части, не противоречащей данному Закону и принятым в соответствии с ним правовым актам органов государственной власти Тверской области.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 89-30 органы государственной власти Тверской области осуществляют проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключение данных договоров, за исключением случаев размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
С учетом изложенного полномочия по проведению торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случаях размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности остаются за органами местного самоуправления города Твери, что также подтверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области - органом, осуществляющим полномочия Тверской области в сфере наружной рекламы (письмо от 30.03.2017 № 2238-01А).
Таким образом, именно Администрация города Твери является тем органом, который уполномочен проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, указанных в действующей Схеме размещения рекламных конструкций и правовые препятствия для этого отсутствуют.
Сложившаяся ситуация на рынке распространения наружной рекламы в городе Твери свидетельствует о том, что в настоящее время без проведения торгов установка и эксплуатация рекламных конструкций на законных основаниях невозможны.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3).
Бездействие Администрации города Твери (непроведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности города Твери, по действующей Схеме) нарушает требование, установленное статьей 19 Закона о рекламе, привело к сокращению участников рынка (рекламная компания ООО «Сайнс» ликвидирована), препятствует осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам на рынке наружной рекламы, а также входу новых хозяйствующих субъектов на указанный рынок, и является нарушением пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Тверским УФАС России в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке в сфере наружной рекламы.
Деятельность в сфере наружной рекламы относится к коду 73.1 «Деятельность рекламная» по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Вышеуказанный товарный рынок имеет следующие границы:
- продуктовые границы – услуги рекламные с использованием рекламных конструкций;
- географические границы – территория города Твери.
В соответствии с целями исследования проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, поскольку необходимо было установить состояние конкуренции на дату рассмотрения настоящего дела; период исследования определен с 01.01.2014 по 02.03.2018.
В связи с тем, что меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства Администрацией города Твери не приняты, Комиссией принято решение о выдаче предписания.
РЕШИЛА:
1. Признать бездействие Администрации города Твери, выразившееся в непроведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности города Твери, по действующей схеме размещения рекламных конструкций, нарушением пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 04-6/1-2-2017 по статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
3. Выдать Администрации города Твери предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Направить материалы дела № 04-6/1-2-2017 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/1-2-2017
«20» марта 2018 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Соловьев В.Д., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии на заседании представителей:
- Администрации города Твери: <***> (по доверенности от 20.02.2018 № 28),
- Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области: <***> (по доверенности от 19.01.2018 № б/н),
- ООО «Рекламная компания «РОСТ – Тверь»: <***> – генерального директора и <***> (по доверенности от 20.05.2017 б/н),
в отсутствие представителей Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Тверской ассоциации агентств наружной рекламы, ООО «Твой город», ООО «ТРК-Сити», ООО «ПОЗИТИВ-реклама», ООО «Корвет» и ООО «Форсаж», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения (резолютивная часть решения оглашена 02.03.2018, решение изготовлено в полном объеме 20.03.2018) по делу № 04-6/1-2-2017 о нарушении Администрацией города Твери пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации города Твери:
1. В срок до 01.05.2018 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: обеспечить проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности города Твери, по действующей схеме размещения рекламных конструкций.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев