Определение №04-6/1-3-2056ЛП Определение о назначении дела № 04-6/1-3-2016 от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 04-6/1-3-2016 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«07» июля 2016 года                                                                                                                                                                                                                                                                                           г. Тверь

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

09.06.2016 Тверское УФАС России выдало Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее – Администрация Эммаусского сельского поселения) предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 04-8/5-1701ВФ): в срок до 28.06.2016 пересмотреть решение о возможности заключения концессионного соглашения с ООО «Сервис-Тверь» (в случае его принятия) либо совершить действия, предусмотренные пунктами 4.4 и 4.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), имея ввиду, что недопустимо объединение нескольких объектов концессионного соглашения (объекты теплоснабжения с объектами водоснабжения и водоотведения).

29.06.2016 зарегистрировано письмо Администрации Эммаусского сельского поселения от 29.06.2016 № 718, содержащее информацию о неисполнении предупреждения и заключении с ООО «Сервис-Тверь» единого концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и объекты водоснабжения и водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, должна осуществляться с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая, что объекты коммунальной инфраструктуры Эммаусского сельского поселения, находящиеся в собственности Администрации Эммаусского сельского поселения, введены в эксплуатацию более 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами может осуществляться только в рамках заключения концессионных соглашений.

В силу части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях  объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Частью 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, за исключением случаев, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам). Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Статьей 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен порядок заключения концессионных соглашений без проведения конкурса.

Администрация Эммаусского сельского поселения в порядке статьи 37 Закона о концессионных соглашениях опубликовала 29.04.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru сообщение о предложении инвестора № 290416/110085234/01 о заключении концессионного соглашения.

Согласно размещенному на указанном сайте сообщению о предложении инвестора и проекту концессионного соглашения объектом концессионного соглашения является система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства: в том числе объекты водо-, тепло- снабжения, водоотведения, предназначенные для осуществления деятельности, подлежащие реконструкции.

Инициатором заключения концессионного соглашения выступило ООО «Сервис-Тверь (170032, г. Тверь, Московское шоссе, д. 83, ОГРН 1156952012360, ИНН 6950036197), которое 14.04.2016 направило в Администрацию Эммаусского сельского поселения предложение о заключении концессионного соглашения, что подтверждено резолюцией Главы Администрации Эммаусского сельского поселения Тихонова С.Б. на письме ООО «Сервис-Тверь» от 14.04.2016 № 14юр2016с-т.

В сообщении о предложении инвестора указан срок окончания подачи заявок  – 14.06.2016.

При этом в приложении № 1 к проекту концессионного соглашения, размещенному на официальном сайте www.torgi.gov.ru, указано, что предметом концессионного соглашения является муниципальное имущество в количестве 26 объектов коммунальной инфраструктуры, включающее объекты теплоснабжения (тепловые сети и котельную, входящие в  состав системы теплоснабжения пос. Эммаусс), объекты водоснабжения и водоотведения (здания насосной станции с артезианскими скважинами № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6 и т.д.).

Из представленных Администрацией Эммаусского сельского поселения документов следует, что на территории Эммаусского сельского поселения на объекты коммунальной инфраструктуры утверждены три Схемы:

1. Схема теплоснабжения МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области на период 2014-2029 годы и обосновывающие материалы к указанной Схеме (утверждена постановлением Администрации Эммаусского сельского поселения от 17.10.2014 № 101/1);

2. Схема водоснабжения МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области на период 2014-2024 годы (утверждена постановлением Администрации Эммаусского сельского поселения от 05.02.2016 № 30);

3. Схема водоотведения МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области на период 2014-2024 годы (утверждена постановлением Администрации Эммаусского сельского поселения от 05.02.2016 № 30).

Следовательно, имущественный комплекс Эммаусского сельского поселения, предназначенный для реконструкции, включает в себя объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые образуют различные товарные рынки – рынок теплоснабжения и рынок водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии.

Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).

Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение -  водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Организация указанных технологических процессов требует наличия водоприемных (водоподъемных) сооружений, насосных станций, очистных сооружений, резервуаров воды, водопроводных и канализационных сетей. Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

Проведение процедуры заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг теплоснабжения, а также услуг водоснабжения и водоотведения, которые образуют различные товарные рынки, может ограничить конкуренцию за доступ на товарные рынки для тех хозяйствующих субъектов, которые не обладают одновременно производственными и трудовыми ресурсами для осуществления деятельности на двух товарных рынках – рынке теплоснабжения и рынке водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, ООО «Тверь Водоканал» неоднократно обращалось в Администрацию Эммаусского сельского поселения с обращениями (письма от 09.06.2015 № 3042, от 05.10.2015 № 6175) о своей заинтересованности участвовать в конкурсе на право пользования имущественным комплексом водоснабжения и водоотведения поселка Эммаусс. При этом ООО «Тверь Водоканал» является участником рынка услуг водоснабжения и водоотведения, имеет утвержденные тарифы на указанные услуги и не располагает имуществом и правовыми основаниями осуществлять деятельность на рынке теплоснабжения.

Объединение в концессионном соглашении объектов теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения) лишает возможности ООО «Тверь Водоканал» претендовать и в последующем стать участником рынка услуг водоснабжения (водоотведения).

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается создание дискриминационных условий, которыми признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В нарушение части 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях Администрация Эммаусского сельского поселения провела процедуру  заключения одного концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и объекты водоснабжения и водоотведения, чем ограничила доступ ООО «Тверь Водоканал» на рынок услуг водоснабжения и водоотведения и конкуренцию на вышеуказанном рынке.

Учитывая вышеизложенное, фактически Администрация Эммаусского сельского поселения осуществила действия, запрет на которые установлен частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, создав необоснованное препятствие ООО «Тверь Водоканал» в возможности принять участие в процедуре заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры – услуги водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного издан приказ Тверского УФАС России от 06.07.2016 № 74 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Эммаусского сельского поселения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 04-6/1-3-2016 к  рассмотрению на «15» августа 2016 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 23, каб. 120.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 04-6/1-3-2016:

в качестве заявителя: ООО «Тверь Водоканал» (170008, г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7);

в качестве ответчика: Администрацию Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (170530, Тверская область, Калининский район, пос. Эммаусс, д. 31).

3. Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области города Твери на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до «10» августа 2016 года надлежит представить копию концессионного соглашения с ООО «Сервис-Тверь», заключенного по результатам проведения процедуры, предусмотренной статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4. ООО «Тверь Водоканал» на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до «10» августа 2016 года предлагается представить письменные пояснения по существу дела и  ознакомиться с материалами дела № 04-6/1-3-2016.

Лица, участвующие в деле вправе представить иные документы или пояснения, которые полагают имеющими отношение к настоящему делу.  

Представляемые в соответствии с настоящим определением копии документов должны быть надлежащим образом заверены.

Приложение: копия приказа на 1л.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны