Определение №04-6/1-8-3239ЛП Определение о назначении дела № 04-6/1-8-2016 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 04-6/1-8-2016 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

«05» октября 2016 года                                                                                                                                                                            г. Тверь

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

20.07.2016 Тверское УФАС России выдало Правительству Тверской области предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 04-8/11-2230ВФ): в срок до 22.09.2016 отменить или внести изменения в постановление Правительства Тверской области от 23.12.2014 № 683-пп, либо совершить иные действия, устраняющие нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения патента иностранный гражданин представляет сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Вышеуказанный документ выдается медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации такого сертификата.

Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу необходимых для получения патентов документов об отсутствии заболеваний, был установлен постановлением Правительства Тверской области от 23.12.2014 № 683-пп «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – постановление № 683-пп).

В раздел III постановления № 683-пп было включено 11 медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тверской области сертификатов об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции.  

Постановлением  Правительства Тверской области от 03.02.2016 № 40-пп в указанный перечень медицинских организаций внесены изменения и определена единственная медицинская организация, уполномоченная на выдачу на территории Тверской области сертификата об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (далее – ГБУЗ «Центр СПИД»).

При этом в Тверской области лицензии на право осуществления деятельности по освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию выданы 10 государственным медицинским учреждениям.

Статьей 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – Закон № 38-ФЗ)    установлено, что медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя, в том числе, соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 7 Закона № 38-ФЗ выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Согласно Правилам проведения медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 № 1017 (в редакции постановлений от 01.02.20105 № 49 и от 04.09.2012 № 882), обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции с выдачей официального документа о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции проводится в  медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющими лицензию на проведение таких освидетельствований.

Ограничений для осуществления имеющими соответствующую лицензию государственными учреждениями здравоохранения деятельности по освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию и выдачу сертификата законодательством не установлено.

Освидетельствование иностранных граждан с выдачей сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции производится на возмездной основе.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Министерство здравоохранения Тверской области, ответственное за подготовку проекта постановления Правительства Тверской области от 03.02.2016 № 40-пп, в качестве правового акта, которым допускается ограничение перечня имеющих лицензию медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющих право проводить на возмездной основе освидетельствование иностранных граждан и выдавать сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции, указало постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 11.01.2011 № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции». Однако вышеуказанные санитарные правила не содержат норму, закрепляющую исключительное право центров по профилактике и борьбе со СПИД проводить освидетельствование на СПИД и выдавать сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции.

В связи с принятием Правительством Тверской области постановления от 03.02.2016 № 40-пп 9 государственных учреждений здравоохранения из 10, имеющих соответствующие лицензии, лишены возможности оказывать платные услуги иностранным гражданам и выдавать сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции и вынуждены доставлять в ГБУЗ «Центр СПИД» биоматериал пациентов для исследования и получать от ГБУЗ «Центр СПИД» сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Ограничение количества государственных учреждений здравоохранения из числа имеющих лицензии на соответствующие исследования, в отсутствие федеральных норм, которые закрепляют возможность такого ограничения, содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

26.09.2016 зарегистрировано письмо Правительства Тверской области от 23.09.2016 № 23/5027-07, содержащее информацию о неисполнении предупреждения. В указанном письме Правительство Тверской области сообщило, что законодательством не предусмотрены критерии (параметры) формирования перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тверской области сертификатов об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции. Также Правительство Тверской области указало на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 11.01.2011 № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», которым предусмотрено два этапа тестирования на наличие ВИЧ-инфекции: скрининговое тестирование и референс-диагностика. На территории Тверской области такой медицинской организацией является ГБУЗ «Центр СПИД». Согласно информации Правительства Тверской области, по сравнению с другими медицинскими организациями, ГБУЗ «Центр СПИД» обладает возможностями осуществлять оба вида диагностических исследований биологического материала (крови), что значительно снижает риск диагностических ошибок, повышает качество медицинской помощи, усиливает контроль за заболеваемостью ВИЧ в Тверской области.    

 Одновременно с вышеуказанным письмом Правительства Тверской области 26.09.2016 в Тверское УФАС России поступило заявление Правительства Тверской области об оспаривании вышеуказанного предупреждения в Арбитражный суд Тверской области.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Тверского УФАС России от 05.10.2016 № 105 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Правительством Тверской области пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 04-6/1-8-2016 к  рассмотрению на «15» декабря 2016 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 23, каб. 120.

2.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 04-6/1-8-2016:

в качестве ответчика: Правительство Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 44);

в качестве заинтересованных лиц:

  • ГБУЗ ТО «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (170024, г. Тверь, пр-т 50 лет Октября, д. 2, корп. 2);
  • ГБУЗ ТО «Центр специализированных видов медицинской помощи имени  В.П. Аваева» (170006, г. Тверь, ул. С. Перовской, д. 56);
  • ГБУЗ ТО «Бологовская ЦРБ» (171071, Тверская область, г. Бологое, ул. Красная Горка, д. 1);
  • ГБУЗ ТО «Вышневолоцкая ЦРБ» (171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, д. 40);
  • ГБУЗ ТО «Кашинская ЦРБ» (171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Вонжинская д. 2);
  • ГБУЗ ТО «Кимрская ЦРБ» (171504, Тверская область, г. Кимры, Борковское шоссе, д. 10);
  • ГБУЗ ТО «Конаковская ЦРБ» (171252, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 32);
  • ГБУЗ ТО «Нелидовская ЦРБ» (172527, Тверская область, г. Нелидово, ул. Больничная, д. 4);
  • ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» (172730, Тверская область, г. Осташков, Ленинский пр-т, д. 117);
  • ГБУЗ ТО «Торжокская ЦРБ» (172010, Тверская область, г. Торжок, ул. Больничная, д. 30);
  • ФБУЗ «ЦМСЧ № 141» ФМБА России (171841, Тверская область, г. Удомля, ул. Энтузиастов, д. 13).

3. ГБУЗ ТО «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», ГБУЗ ТО «Бологовская ЦРБ», ГБУЗ ТО «Вышневолоцкая ЦРБ», ГБУЗ ТО «Кашинская ЦРБ», ГБУЗ ТО «Кимрская ЦРБ», ГБУЗ ТО «Конаковская ЦРБ», ГБУЗ ТО «Нелидовская ЦРБ»,  ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», ГБУЗ ТО «Торжокская ЦРБ» и ФБУЗ «ЦМСЧ № 141» ФМБА России на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до «05» декабря 2016 года предлагается представить письменные пояснения по существу дела.

Лица, участвующие в деле вправе представить иные документы или пояснения, которые полагают имеющими отношение к настоящему делу.  

Представляемые в соответствии с настоящим определением копии документов должны быть надлежащим образом заверены.

Приложение: копия приказа на 1л.

Председатель Комиссии                                                                             Л.В. Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны