Решение №04-6/2-15-2949ЛП Решение по делу № 04-6/2-15-2017 о нарушении пункта 1 части ... от 24 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/2-15-2017

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2017 года                                                                     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-15-2017,

            в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ответчика и представителей заявителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья»,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 04-6/2-15-2017 возбуждено по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в связи с распространением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.myekonomia.ru рекламы модифицированных («заряженных») счетчиков электрической энергии, позволяющих изменять показания приборов учета.

Согласно представленной регистратором доменного имени второго уровня ООО «Регистратор Р01» информации (письмо вх. от 02.05.2017 № 3092) администратором домена второго уровня myekonomia.ru является <***> (<***>).

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сообщило, что рекламируемые на сайте www.myekonomia.ru приборы учета электрической энергии с пультом дистанционного управления, в случае их приобретения и использования в качестве расчета индивидуальных показаний учета, позволяют осуществлять хищение электрической энергии, поскольку счетный механизм прибора учета может быть остановлен или замедлен.

На странице сайта www.myekonomia.ru/vazhno-znat/ в разделе «Важно знать» в статье «Умные» электросчетчики»» в подзаголовке «Что это и как это работает?» размещена следующая информация: «Счетчик электроэнергии с пультом — это модернизированный однофазный или трехфазный счетчик с пультом дистанционного управления. Внешне такие счетчики ничем не отличаются от своих аналогов, но при нажатии кнопки на пульте минимизируется энергопотребление. В таком случае не происходит остановки, но счетчик перестает учитывать примерно 70—90 процентов электроэнергии. Также есть модификация — останавливаемые счетчики. При нажатии на кнопку они полностью останавливаются. Есть и те, которые обеспечены обеими функциями. Единственное отличие от обыкновенных счетчиков в том, что внутри счетчик с пультом имеет маленький радиомодуль — контроллер, который передает сигналы с пульта и управляет изменениями в режимах электросчетчика».

На главной странице сайта www.myekonomia.ru в статье «Решение проблемы» размещена информация следующего содержания: «Для того чтобы разрешить такое противоречие – между необходимостью использования электричества и переплатой за него существуют специальные устройства для экономии электроэнергии! Имея такой счетчик, вам не придется придумывать, как обмануть прибор – скрутить или перемотать показания. Возможность остановить учет потребления электричества (или учитывать меньше) заложена конструктивно в прибор», «Пульт остановки позволит вам разумно тратить ваши денежные средства и при этом не ухудшать качество жизни из-за отказа от необходимых электроприборов».

На странице сайта myekonomia.ru/katalog/avtomaty/ размещена информация о возможности переделывания автоматических выключателей следующего содержания: «Выполняем переделку автоматических выключателей («автоматов») под конкретную задачу», «…Никаких визуальных следов после переделывания не остается, автоматы внешне выглядят как обычные (кроме отдельных видов автоматов, что оговаривается отдельно)…».

Содержание размещенной на сайте www.myekonomia.ru информации зафиксировано Комиссией Тверского УФАС России актом осмотра и исследования вышеназванного сайта от 26.05.2017.

<***>., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, позицию по существу дела не выразил.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о рекламе закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации и в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Закона о рекламе закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Информация, размещенная на вышеуказанных страницах сайта www.myekonomia.ru, является рекламой, поскольку содержит предложение, адресованное неопределенному кругу лиц (всем, кто посетит указанный сайт), приобрести прибор учета, то есть такая информация не может расцениваться как объявление, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Информация, размещенная на вышеуказанных страницах сайта www.myekonomia.ru, направлена на привлечение внимания к приборам учета электрической энергии с особой функцией, которая позволяет изменить показания объема потребления электроэнергии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

По общему правилу оплата потребленной электрической энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Согласно требованиям Основных положений «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) используются приборы учета определенного типа и класса точности.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Пунктом 146 Основных положений предусмотрено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Согласно положениям Правил № 354 оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Подпунктом «г» пункта 35 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

За хищение электрической энергии предусмотрена уголовная ответственность по статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, императивно установлена недопустимость вмешательства в работу приборов учета и предусмотрена ответственность за хищение электрической энергии.

Пунктом 1 части 4 статьи 5 Закон о рекламе предусмотрено, что реклама не должна  побуждать к совершению противоправных действий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Размещенная на сайте www.myekonomia.ru информация не только описывает механизм работы приборов учета с функцией, позволяющей несанкционированное вмешательство в работу приборов учета электроэнергии (изменять показания объема потребления электрической энергии, то есть искажать данные об объеме потребления электрической энергии), но и содержит сведения о том, каким образом такие приборы можно заказать посредством заполнения в сети «Интернет» формы заказа, то есть содержит призыв к совершению действий, направленных на совершение противоправных действий.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что за нарушение требований, установленных в части 4 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Администратором домена второго уровня www.myekonomia.ru является <***>, местонахождение которого - Ржевский район (Тверская область), который и является лицом, определившим содержание рекламы.

<***> как администратор домена второго уровня www.myekonomia.ru осуществил размещение на сайте www.myekonomia.ru вышеуказанной рекламы приборов учета электрической энергии, тем самым нарушив требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

На дату рассмотрения настоящего дела (02.08.2017) информация на вышеуказанных страницах сайта www.myekonomia.ru заблокирована, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.

            Руководствуясь частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать размещенную на сайте www.myekonomia.ru рекламу приборов учета электрической энергии ненадлежащей; действия <***> (<***>) нарушающими пункт 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.   Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 04-6/2-15-2017 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Ю.Б. Иванова, А.Э. Федина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны