Решение №04-6/2-16-2385ВФ Решение по делу № 04-6/2-16-2013 по признакам нарушения ООО ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-16-2013

­­­­

Дата оглашения резолютивной части решения

«07» августа 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                 г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России,  Управление, Комиссия) в составе:

председатель – Фомин В.М., руководитель управления;

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-16-2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»:М. (доверенность от  07.08.2013 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с января по июнь 2013 года на сайте ООО «Тверское Информационное Агентство»  (далее – ООО «ТИА») www.tvernews.ru  (далее – сайт ООО «ТИА») посредством размещения  рекламного баннера распространялась реклама оказываемых микрофинансовой организацией - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» услуг.

 Согласно письму ООО «ТИА» от 13.06.2013 № 61-2013/ТИА размещение рекламы  на сайте  в г. Твери и Тверской области осуществляет  ООО «ТИА» на основании договора от 01.01.2013 № 1.

Реклама услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» осуществлялась путем распространения сквозного неротируемого рекламного баннера, включающего 5 слайдов, имеющих следующее содержание:

  • Слайд 1 содержит текст: «ПРИВЛЕКАЕМ ВКЛАДЫ»;
  • Слайд 2 содержит текст: « под 24% годовых»;
  • Слайд 3 содержит текст: «Микрофинансовая организация РЕШЕНИЕ»;
  • Слайд 4 содержит текст: «ООО «Соломоново Решение» от 1 500 000 р.»;
  • Слайд 5 содержит текст: «от 1 500 000 р.»

 

Согласно пояснениям  ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» от 29.07.2013:

-   вышеуказанный рекламный баннер  размещался на сайте ООО «ТИА» в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 и имел гиперссылку на официальный сайт ООО  «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»;

-  распространяемая реклама услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» не искажает существенную информацию о рекламируемом товаре и не вводит потребителей рекламы в заблуждение;

- микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства физических лиц на основании договора займа  в сумме 1 500 000 рублей или более по одному договору с займодавцем;

-  не существует запрета для микрофинансовых организаций на использование в рекламе термина «вклад»;

- реклама содержит все существенные условия оказания финансовых услуг, влияющие на сумму доходов, в соответствии с требованиями законодательства о рекламе;

- размер доходов заимодавцев - 24% годовых, неизменен и действует в течение 18 месяцев;

  • условие о сроке действия договора - 18 месяцев не является императивным, так как срок может оговариваться индивидуально с заимодавцем исходя из его финансовых возможностей; действие договора займа в течение 18 месяцев не может повлиять на сумму доходов заимодавцев;
  • ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» по собственной инициативе достигло соглашения с ООО «ТИА» о прекращении размещения рекламного баннера на сайте  ООО «ТИА» с 30.06.2013;

- в 2012-2013 годах физические лица по вопросу заключения договора займа от 1 500 000 рублей с процентной ставкой 24% в год не обращались и договоры в названный период не заключались.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а таюке пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель -лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе (пункт 2 части 3 статьи 5);

-   не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

-   финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации и о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц ОOO «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» зарегистрировано как юридическое лицо 14.09.2006; до 27.09.2012 имело наименование ООО «РЕШЕНИЕ».

Согласно информации территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (письмо от 11.04.2013 № 73-13-22/99) ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» является микрофинансовой организацией и включено в государственный реестр микрофинансовых организаций под названием ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ):

  • микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
  • микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 9 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ.

В соответствии со статьей 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется, в том числе, на привлечение денежных средств физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

Гражданский Кодекс Российской Федерации использует понятие вклад исключительно в отношении договора банковского вклада. Согласно статье 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией). Согласно статьям 36 и 38 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

Порядок  и условия привлечения денежных средств  от физических лиц определены Правилами привлечения займов у физических лиц от 1 500 000 рублей Общества с ограниченной ответственностью «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (утвержденными генеральным директором Л. (далее - Правила).  В  разделе 2 Правил установлены следующие условия предоставления займов физическим лицам:

-   привлекаются денежные средства от физических лиц путем предоставления денежных средств микрофинансовой организации на основании заключенного договора займа в сумме 1 500 000 рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем;

  •  процентная ставка составляет 24% в год;
  •  удерживается 13% с Заимодавца  от суммы выплаченных ему процентов для уплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ;
  •  договор считается заключенным с момента передачи денег заемщику и действует в течение 18 (восемнадцати) месяцев до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

При этом типовая форма договора займа: не  содержит конкретного указания размера годовой процентной ставки (пункт 1.3); договор считается заключенным с момента передачи денег Заемщику и действует в течение 18 (восемнадцати)  месяцев до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (пункт 4.2);  Заимодавец имеет право на досрочное получение всей суммы займа, уведомив об этом Заемщика за 1 (один) месяц, при этом процентная ставка за последний месяц будет составлять 0,5% (пункт 4.3).

Объектом рекламирования услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» является финансовая услуга - услуга по привлечению денежных средств физических лиц, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются как специальные требования, предусмотренные  пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, так и общие требования, предусмотренные статьей 5 Закона о рекламе: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Вышеуказанная информация является существенной, поскольку без указания иных условий (при наличии информации только о процентной ставке и о сумме) невозможно определить сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица и сумму расходов, которую могут понести потребители, воспользовавшиеся услугами ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ». Кроме того, существенной и подлежащей раскрытию в соответствии со статьей 5 Закона  о рекламе является информация о правовой природе услуге - виде договора, который будет заключен с физическим лицом. Физические лица не располагают и не должны располагать специальными познаниями о правах микрофинансовых организаций и отсутствии у микрофинансовой организации права привлекать денежные средства физических лиц иначе как на условиях договора займа.

Распространяемая ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе либо не указание таких условий приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 Закона о рекламе корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При размещении рекламы услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку приведены не соответствующие действительности сведения о характере оказываемой услуге и правовой природе заключаемого договора В тексте рекламы содержится указание на оказываемую услугу «вклады под 24%», в то время как привлечение ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» денежных средств физических лиц возможно только на основании договора займа, имеющего иную правовую природу.

При наличии информации о величине процентной ставки (24%), отсутствует информация об иных условиях оказания рекламируемой финансовой услуги по привлечению денежных средств физических лиц, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, в частности о том, за какой период установлена процентная ставка (год или срок заключения договора займа - 18 месяцев), а также о том, что с заимодавца будет удержано 13% от суммы выплаченных ему процентов для уплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, частей 3 и 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно договору  от 01.01.2013 № 1 Заказчик (ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ») обязуется создать и разместить сквозной неротируемый баннер на сайте www.tvernews.ru  с гиперссылкой на сайт заказчика  и утвердить макет баннера для размещения на сайте www.tvernews.ru не позднее, чем за 5 дней до его размещения и утвердить макет баннера в течении 2-х дней после предоставления его Исполнителем (ООО «ТИА») (пункты 1.1.1, 2.1, 2.1.1 и 2.1.2 договора); Исполнитель (ООО «ТИА») обязуется  создать и разместить баннер Заказчика на сайте  ООО «ТИА», согласно пункту 1 договора (пункты 3.1 и 3.1.1 договора).

 Содержание договора от 01.01.2013 № 1 и пояснения ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» свидетельствуют о том, что рекламодателем – лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

Реклама размещалась в период с 01.01.2013 по 30.06.2013.

Представитель ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» на заседании Комиссии пояснила, что с начала июля 2013 года вышеназванная реклама на сайте ООО «ТИА»  не размещается, что подтверждается распечатками с сайта.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу оказываемых ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц, размещавшуюся в  период с 01.01.2013 по 30.06.2013 на сайте ООО «Тверское Информационное Агентство»  www.tvernews.ru   в виде  рекламного баннера, ненадлежащей;  ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии   В.М. Фомин

Члены комиссии  Е.И.  Манюгина  М.Ю. Шуклина    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны