Решение №04-6/2-17-2015 Решение по делу № 04-6/2-17-2015 от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/2-17-2015 

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015 года                                             г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия Тверского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-17-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителей:

- Публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее - ПАО «Промсвязьбанк», Банк):  <***> (по доверенности от 10.03.2015 № 780),

- ООО «Редакция теле-радио-программы «ТВ-Пилот»: <***> (по доверенности от 01.03.2015 б/н),

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Объединенные медиасистемы»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в декабре 2014 года Тверским УФАС России установлено, что в период с 27.10.2014 по 07.11.2014 на телеканале «РЕН ТВ - Пилот» распространялась реклама оказываемых ПАО «Промсвязьбанк» услуг по предоставлению кредитов, состоящая из двух статических картинок,  следующего содержания:

«1) Вы учитель? Кредит от 16,5% Сотрудникам госучреждений. Подробную информацию по программе потребительского кредитования «Для госслужащих», по условиям его предоставления и тарифах вы можете узнать по телефону 8 800 555 20 20 и на сайте www.psbank.ru. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. ОАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России № 3251. 8 800 555 20 20 www.psbank.ru Промсвязьбанк»;

2) Вы охраняете закон и правопорядок? Кредит от 16,5% Сотрудникам госучреждений. Подробную информацию по программе потребительского кредитования «Для госслужащих», по условиям его предоставления и тарифах вы можете узнать по телефону 8 800 555 20 20 и на сайте www.psbank.ru. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. ОАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России № 3251. 8 800 555 20 20   www.psbank.ru Промсвязьбанк».

ООО «Редакция теле-радио-программы «ТВ-Пилот» письмом от 08.12.2014 № 2105 сообщило, что вышеуказанная реклама была размещена на телеканале «РЕН ТВ – Пилот» рекламным агентством ООО «Объединенные медиасистемы», с которым у телеканала подписан эксклюзивный договор о продаже рекламы на телеканале.

Распространение спорной рекламы осуществлялось ООО «Объединенные медиасистемы» на основании договора на размещение и производство рекламно-информационных материалов от 26.07.2014 № 2014/193 (далее – договор № 2014/193), заключенного с ОАО «Промсвязьбанк» (на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru размещена информация о переименовании ОАО «Промсвязьбанк» в ПАО «Промсвязьбанк», о чем 08.12.2014 регистрирующим органом внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц).

Пунктом 3.1.1 вышеуказанного договора № 2014/193 предусмотрено, что Заказчик (Банк) обязался передать Исполнителю (ООО «Объединенные медиасистемы») рекламно-информационных материалов не позднее, чем за сутки до начала рекламной кампании в форматах, позволяющих корректно разместить рекламно-информационные материалы в средствах массовой информации. В соответствии с договором № 2014/193 Исполнитель (ООО «Объединенные медиасистемы») обязался обеспечить выход в эфир рекламно-информационные материалы в объеме и в сроки, указанные в согласованном сторонами Медиа-плане (заявке на размещение). Согласно пункту 5.2 договора № 2014/193 Заказчик (Банк) гарантирует Исполнителю, что размещаемые в соответствии с названным договором рекламно-информационные материалы по своему содержанию и оформлению соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама кредитов для сотрудников госучреждений полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием телевидения, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая ПАО «Промсвязьбанк» финансовая услуга как предоставление кредита по программе потребительского кредитования «Для госслужащих».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Системный анализ положений Закона позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по предоставлению кредита, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона специальные требования.

В рекламе содержится информация о процентной ставке по кредиту от 16,5%, это условие указано крупным шрифтом белого цвета на оранжевом фоне, который хорошо воспринимается потребителями, и такая информация с учетом цветовой гаммы, величины шрифта и места ее расположения в рекламе в первую очередь воспринимается потребителями рекламы.

Фактически процентная ставка по кредиту по программе потребительского кредитования «Для госслужащих» зависит от наличия страхования: 16,5% годовых только со страховкой, без страховки процентная ставка составляет 20,5% (письмо Банка от 05.03.2015    № 105 и сведения, размещенные на сайте Банка www.psbank.ru).

Таким образом, размещенная на телеканале «РЕН ТВ – Пилот» реклама услуг связанных с предоставлением кредита, содержит условие о величине процентной ставки по программе потребительского кредитования «Для госслужащих» (16,5%), но не содержит существенное условие предоставления такого кредита – о том, что условием предоставления кредита с процентной ставкой 16,5% годовых является страхование, а при отсутствии страхования – процентная ставка составит 20,5% годовых.

Распространяемая Банком реклама услуги по предоставлению кредитов по программе потребительского кредитования «Для госслужащих» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе существенной части информации о кредитовании по программе потребительского кредитования «Для госслужащих» (условия о страховании), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Размещение только привлекательной для потребителей информации, оказывающей влияние на их желание получить кредит в Банке, и отсутствие существенной информации об иных условиях, кредитования госслужащих под 16,5% годовых (условия о страховании), искажает общий смысл рекламы и способно не только повлиять на целостность ее восприятия потенциальными потребителями, но и неоправданно ввести потребителя в заблуждение.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований частей 2 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО «Редакция теле-радио-программы «ТВ-Пилот» представило электронную переписку с Банком о согласовании рекламного ролика, согласно которой именно Банк представил рекламные ролики в готовом виде. 

Как следует из приведенного выше договора и пояснений Банка и ООО «Редакция теле-радио-программы «ТВ-Пилот» продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем,  является ПАО «Промсвязьбанк».

Пунктом 4 статьи 3 Закона предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, действия ПАО «Промсвязьбанк», выразившиеся в распространении на телеканале «РЕН ТВ – Пилот» в период с 27.10.2014 по 07.11.2014 рекламы оказываемых Банком услуг по предоставлению кредита по программе потребительского кредитования «Для госслужащих», в которой отсутствует часть существенной информации, совершены с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона.

На дату принятия решения распространение рекламы услуг Банка по кредиту по программе потребительского кредитования «Для госслужащих» не осуществляется.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу услуг по предоставлению кредита по программе потребительского кредитования «Для госслужащих», размещенную ПАО «Промсвязьбанк» на телеканале «РЕН ТВ – Пилот» в период с 27.10.2014 по 07.11.2014, ненадлежащей; признать действия Публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» (109052, г. Москва, ул. Смирновская,  д. 10, корп. 22; ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912), разместившей на телеканале «РЕН ТВ – Пилот» в период с 27.10.2014 по 07.11.2014 рекламу услуг ПАО «Промсвязьбанк» по предоставлению кредита по программе потребительского кредитования «Для госслужащих», нарушающими требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ПАО «Промсвязьбанк» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 04-6/2-17-2015 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии: В.М. Фомин

Члены комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина

Связанные организации

Связанные организации не указаны