Решение №04-6/2-23-4322 ЛП Решение по делу № 04-6/2-23-2018 в отношении АНО «Редакция г... от 20 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-23-2018 

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2018 года                       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-23-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие представителей Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Вести Максатихи» (далее – АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи») и Общества с ограниченной ответственностью «Эквивалент» (далее – ООО «Эквивалент»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи» и  ООО «Эквивалент» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с размещением в выпуске общественно-политической газеты Максатихинского района Тверской области «Вести Максатихи» от 11.08.2017 № 31 (51645) информации следующего содержания: «Денежные ЗАЙМЫ* от 0,7% в день ЭКВИВАЛЕНТ касса взаимопомощи…», далее приведены номера телефонов и адрес, ниже текст мелким, не поддающимся прочтению шрифтом.

Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная в газете информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам по предоставлению денежных займов.

Специальные требования к рекламе финансовой деятельности установлены статьей 28 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридических лиц – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В тексте вышеуказанной рекламы отсутствует поддающаяся прочтению информация о лице, оказывающем услугу.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Учитывая вышеизложенное, если информация приведена таким образом, когда она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не позволяет ознакомиться с существенной информацией о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, при размещении рекламы нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом о микрофинансовой деятельности. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона о микрофинансовой деятельности под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Отделение по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу письмом от 02.07.2018 № Т128-20-1-17/6828 сообщило, что ООО «Эквивалент» исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций 06.03.2017.

Учитывая вышеизложенное при размещении рекламы нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Газета «Вести Максатихи», в которой размещена вышеуказанная реклама, зарегистрирована Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средства массовой информации, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 04.04.2002 ПИ № 5-0451 (далее – свидетельство о СМИ).

Согласно свидетельству о СМИ периодическое печатное издание «Вести Максатихи» зарегистрировано как общественно-политическая и информационная газета, размещающая рекламу в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территорией распространения газеты является – Максатихинский район Тверской области.  

Согласно пункту 2.2 Устава АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи» предметом деятельности АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи» является издание, производство, выпуск и распространение общественно-политической газеты «Вести Максатихи».

Согласно позиции АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи», изложенной в письме от 21.06.2018 № 14, вышеуказанная реклама размещена в газете «Вести Максатихи» в соответствии с договором на информационное обслуживание от 07.04.2017 № 8  (далее  - Договор), заключенным с ООО МКК «Эквивалент» (в настоящее время – ООО «Эквивалент»).

Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи») обязуется оказать Заказчику (ООО МКК «Эквивалент») услугу по публикации рекламных материалов коммерческого характера, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу на условиях настоящего Договора. Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Заказчик обязуется заблаговременно предоставлять Исполнителю, подготовленный рекламный модуль, доставляя их в редакцию в электронном виде или передавая по электронной почте. Согласно пункту 2.2 Договора Исполнитель обязуется опубликовать в оговоренные заранее сроки подготовленный рекламный модуль Заказчиком, внося в них редакционные правки, уведомив об этом Заказчика. Согласно пункту 4.1 Договора содержание рекламного материала не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации, моральным и этническим принципам Исполнителя.

Макет рекламы в готовом виде был представлен ООО МКК «Эквивалент» (в настоящее время ООО «Эквивалент») по электронной почте. Факт оказанных услуг по размещению рекламы в газете «Вести Максатихи» подтвержден подписанным обеими сторонами актом от 13.07.2017 № 164. Оплата за размещение рекламы была внесена на расчетный счет АНО «Редакции газеты «Вести Максатихи», что подтверждено выставленным счетом от 13.07.2017 № 164 и платежным поручением от 14.08.2017 № 460.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; а рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ООО «Эквивалент», а рекламораспространителем является АНО «Редакции газеты «Вести Максатихи».

Действия АНО «Редакции газеты «Вести Максатихи» и ООО «Эквивалент», выразившиеся в размещении вышеуказанной рекламы в выпуске газеты «Вести Максатихи» от 11.08.2017 № 31 (51645), совершены с нарушением частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе.   

АНО «Редакции газеты «Вести Максатихи» письмом от 08.06.2018 № 12 сообщило, что указанная реклама размещалась в период с 07.04.2017 по 25.08.2017 (в 13 выпусках).

Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания АНО «Редакции газеты «Вести Максатихи» и ООО «Эквивалент» об устранении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Денежные ЗАЙМЫ* от 0,7% в день ЭКВИВАЛЕНТ касса взаимопомощи…», размещенную в общественно-политической газете Максатихинского района Тверской области «Вести Максатихи» (от 11.08.2017 № 31 (51645)), поскольку при ее размещении нарушены требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»; признать действия АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи» (<***> ОГРН - 1026901946796, ИНН - 6932000303) и ООО «Эквивалент» (<***> ОГРН - 1145010000233, ИНН - 5010047825) нарушающими требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе».    

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе АНО «Редакция газеты «Вести Максатихи» и ООО «Эквивалент» не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


 Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны