Решение №04-6/2-24-4738ЛП Решение и предписание по делу 04-6/2-24-2017 в отношении ПАО... от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-24-2017 

­­­­Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2017 года                                                                          г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Соловьев В.Д., специалист 1 разряда  отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-24-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством направления смс-сообщений на телефонный номер <***> без предварительного согласия,

в присутствии заявителя <***> (паспорт),

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ПАО «ВымпелКом»,  

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 04-6/2-24-2017 возбуждено по заявлению <***> (далее - Заявитель) в отношении ПАО «ВымпелКом» по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения 27.09.2017 в 11:07 на выделенный телефонный номер Заявителя +7905<***>   без   предварительного   согласия   абонента   посредством смс­-сообщений рекламы следующего содержания: «Ваш номер <...> <***>? Сегодня 27.09.2017 Вы выбраны для получения приглашения в суперигру! Отправьте ДА на 5555, отвечайте на вопросы викторины и ВЫИГРЫВАЙТЕ сегодня 15000 рублей и 3 МЛН рублей в финале! Стоимость участия: 12 руб/день, Инфо: win.beeline.ru и 0555 (беспл.)», отправитель 5555.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством телефонной  связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является проводимая ПАО «ВымпелКом» акция «Пополняй и выигрывай».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. 

Таким образом, возложена обязанность доказать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер абонента отнесен к ресурсу нумерации оператора связи ПАО «ВымпелКом».

Согласно  информации, полученной от ПАО «ВымпелКом» (письмо от 16.10.2017 № б/н), телефонный номер <...> <***> выделен заявителю на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» от 17.07.2010 № 353471068 (далее – Договор). Смс-сообщение поступило на телефонный номер абонента +7905<***> 27.09.2017 в 11.07 от отправителя «5555», вышеуказанное смс-сообщение является внутренней рассылкой Билайн. Указанное смс-сообщение является sms-нотификацией акции «Пополняй и выигрывай», которая проводится в зоне обслуживания сети связи ПАО «ВымпелКом». Целевая аудитория для информирования о данной акции была сформирована из базы абонентов ПАО «ВымпелКом».

ПАО «ВымпелКом» полагает, что <***>, подписывая Договор, подтвердил, что ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи «Билайн» (далее – Условия), которые были размещены на официальном сайте ПАО «ВымпелКом» www.beeline.ru, а, следовательно, выразил свое согласие на получение рекламы при использовании услуг связи.

Законом о рекламе предусмотрена обязанность рекламораспространителя по получению предварительного согласия абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя смс-сообщений и такое согласие не может быть заменено ознакомлением с условиями оказания услуг связи «Билайн», при этом ПАО «ВымпелКом» не представило доказательства наличия безусловного согласия заявителя на получение рекламы о проводимой акции «Пополняй и выигрывай».

В ходе рассмотрения дела <***> отрицал как факт ознакомления с условиями оказания услуг связи «Билайн» при подписании Договора, так и факт выражения согласия на получение вышеуказанной смс-рекламы. 

В бланке Договора подписанного <***> отсутствует возможность выразить согласие или несогласие абонента на получение рекламной информации. При этом заключить Договор возможно только согласившись со всеми Условиями и потенциальному Абоненту не была предоставлена возможность принять решение об отказе от ее получения или о согласии на получение рекламы путем смс-сообщений. Факт подписания Договора, в котором выражается лишь согласие с Условиями оказания услуг связи, не позволяет его идентифицировать как согласие на получение рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Таким образом, действия ПАО «ВымпелКом» по распространению 27.09.2017 в 11:07 смс-сообщения на телефонный номер +7905<***>, выделенный <***>, следующего содержания: «Ваш номер <...> <***>? Сегодня 27.09.2017 Вы выбраны для получения приглашения в суперигру! Отправьте ДА на 5555, отвечайте на вопросы викторины и ВЫИГРЫВАЙТЕ сегодня 15000 рублей и 3 МЛН рублей в финале! Стоимость участия: 12 руб/день, Инфо: win.beeline.ru и 0555 (беспл.)», отправитель 5555, совершены без предварительного согласия абонента и с нарушением требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать рекламу, распространенную 27.09.2017 в 11:07 посредством смс-сообщений (номер заявителя +7905<***>) ненадлежащей; признать действия ПАО «ВымпелКом»  (127083, г. Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, ИНН – 7713076301, ОГРН – 1027700166636), выразившиеся в распространении 27.09.2017 в 11:07 информации об участии в Акции «Пополняй и выигрывай» посредством смс-сообщения на номер абонента +7905<***> без предварительного согласия абонента нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ  «О рекламе».  

2.  Выдать ПАО «ВымпелКом»  (127083, г. Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, ИНН – 7713076301, ОГРН – 1027700166636), предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя вышеуказанной рекламы – ПАО «ВымпелКом».

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-24-2017

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

07 декабря 2017 г.                                                          г. Тверь                                                                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Соловьев В.Д., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

на основании решения от 07.12.2017 по делу № 04-6/2-24-2017 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ПАО «ВымпелКом»  (127083, г. Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, ИНН – 7713076301, ОГРН – 1027700166636), в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламных смс-сообщений об участии в Акции «Пополняй и выигрывай» на телефонный номер <...> <***> без предварительного согласия абонента и при распространении вышеуказанной рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер <...> <***> обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».  

2. ПАО «ВымпелКом»  (127083, г. Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, ИНН – 7713076301, ОГРН – 1027700166636) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10.01.2018 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны