Решение №04-6/2-3-2015 Решение и предписание по делу № 04-6/2-3-2015 по признакам н... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-3-2015

­­­­

Резолютивная часть решения по делу оглашена 09 апреля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 г.                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия)  в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – начальник отдела контроля органов власти,

Баринов Н.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-3-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения 19.05.2014 в 11:13 на выделенный <***> телефонный номер <***> без его предварительного согласия посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя  <***>, ИП <***>, а также  представителей ООО «ЮПЛЕЙ» и ЗАО «РТ-Мобайл»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее – Заявитель) по факту распространения 19.05.2014 в 11:13 на выделенный ему телефонный номер <***> без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru», отправитель – <***>.  

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  Объектом рекламирования в данном случае являются услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств.

Согласно части 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер Заявителя <***> относится к ресурсу нумерации оператора связи ЗАО «Смоленская сотовая связь» (письмо от 20.06.2014 № 639/2), согласно информации которого вышеуказанное смс-сообщение было отправлено с номера <***> с СМС-центра <***>,  входящего в ресурс нумерации оператора связи ОАО «Ростелеком» (Пермский край).

 Согласно информации универсального правопреемника ОАО «Ростелеком» ЗАО «РТ-Мобайл» (письмо от 08.09.2014 № PRR-COM-636) абонентский номер <***> закреплен за ООО «ЮПЛЕЙ», а обработка вышеуказанного смс-сообщения осуществлялась через СМС-центр с «Глобальным заголовком» <***>.

Факт причастности к распространению вышеуказанного смс-сообщения именно ООО «ЮПЛЕЙ» подтвержден сведениями оператора связи ЗАО «РТ-Мобайл», согласно которым ООО «ЮПЛЕЙ» предоставлена возможность формировать содержание рекламного сообщения, определять его адресатов, а также предпринимать все необходимые меры, направленные на соблюдение законодательства о рекламе, в том числе наличия согласия абонента на получение рекламы.

 ООО «ЮПЛЕЙ», будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, затребованные от него документы и пояснения не представило, позицию по факту распространения рекламы не выразило.

Учитывая отсутствие согласия Заявителя на получение вышеуказанной рекламы, при распространении 19.05.2014 в 11:13 на выделенный Заявителю телефонный номер <***> рекламы следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru»,  были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

Причастность ИП <***> к распространению смс-рекламы на телефонный номер заявителя <***> документально не подтверждена.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

При решении вопроса о том, кто является рекламораспространителем в рамках настоящего дела, Комиссия пришла к выводу о том, что им является  ООО «ЮПЛЕЙ».

Действия ООО «ЮПЛЕЙ» по распространению 19.05.2014 в 11:13  на телефонный номер <***>, выделенный <***>, без его предварительного согласия посредством смс – сообщения рекламы следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru», нарушают требования части 1 статьи 18 Закона.

 

На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru», распространенную 19.05.2014 в 11:13 на выделенный <***>  телефонный номер <***> посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента, ненадлежащей; действия ООО «ЮПЛЕЙ» (614000, г. Пермь,  ул. Леонова, д. 11, корп. А, офис 10, ИНН 5905249191) нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЮПЛЕЙ» (614000, г. Пермь,  ул. Леонова, д. 11, корп. А, офис 10 ИНН 5905249191) и  ЗАО «РТ-Мобайл» (127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 26; ИНН 7715113291) как лицу, имеющему возможность прекратить или обеспечить прекращение нарушения законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы посредством направления смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Н.В.  Баринов

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-3-2015 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 апреля 2015 г.                                                                                                                              г. Тверь                                                                                                            

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – начальник отдела контроля органов власти,

Баринов Н.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 21.04.2015 по делу № 04-6/2-3-2015 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ЮПЛЕЙ» (614000, г. Пермь,  ул. Леонова, д. 11, корп. А, офис 10, ИНН 5905249191) и ЗАО «РТ-Мобайл»  (127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 26, ИНН 7707049388) как лицу, имеющему возможность прекратить или обеспечить прекращение нарушения законодательства о рекламе, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных смс-сообщений следующего содержания: «Лучшие Цены! Масломаркет: Заправка кондиционера от 1000р, замена масла в АКПП- 1000р, а моторного бесплатно! т. 604-604 maslomarket.ru» на телефонный номер <***> без предварительного согласия абонента – <***>, и при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер <...> обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18  Федерального  закона от   13.03.2006   № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «ЮПЛЕЙ» (614000, г. Пермь,  ул. Леонова, д. 11, корп. А, офис 10, ИНН 5905249191) и ЗАО «РТ-Мобайл» (127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 26, ИНН 7707049388) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 01.06.2015 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

  Председатель Комиссии: В.М. Фомин

  Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Н.В.  Баринов

Связанные организации

Связанные организации не указаны