Решение №04-6/2-31-2015 Решение и предписание по делу № 04-6/2-31-2015 от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-31-2015

­­­­

Резолютивная часть решения по делу оглашена 15 мая 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 г.                                                 г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – начальник отдела контроля органов власти,

Балан А.Э. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-31-2015, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  10.02.2014 в 14:43 на выделенный  <***> телефонный номер  <***> без предварительного согласия абонента посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452»,  отправитель –  <***>,  СМС-центр - <***>,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>, а также представителей ООО «РПК Престиж-Колор»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее также заявитель) о распространении 10.02.2014 в 14:43 на выделенный заявителю телефонный номер <***> без его предварительного согласия посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452»,  отправитель –  <***>,  СМС-центр - <***>.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются  финансовые услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Согласно скриншоту с мобильного телефона, представленного заявителем, смс-сообщение 10.02.2014 в 14:43 на телефонный номер <***> было отправлено с номера <***> СМС-центра <***>, входящего в ресурс нумерации ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком» (ОАО «МТТ»).

Согласно информации ОАО «МТТ» через номер СМС-центра <***> маршрутизируются СМС-сообщения, направляемые ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» на основании договора от 18.11.2013 № 025-SMS-13/29 на предоставление технической возможности самостоятельной отправки смс-сообщений.

Согласно информации ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «РПК Престиж-Колор». ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» предоставляет ООО «РПК Престиж-Колор» техническую возможность отправки смс-сообщений через программу «DEVINO Platform» на основании договора на оказание услуг от 08.11.2013 № ДТ-П/013569.

В рамках вышеуказанного договора ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» предоставляет ООО «РПК Престиж-Колор» услуги доступа к «DEVINO Platform» в целях осуществления ООО «РПК Престиж-Колор» от своего имени реализации доступа к «DEVINO Platform», позволяющей клиентам ООО «РПК Престиж-Колор» самостоятельно выбирать объем, содержание (состав) и виды услуг, которыми они смогут пользоваться по договору от 08.11.2013 № ДТ-П/013569.

В подтверждение причастности ООО «РПК Престиж-Колор» к распространению вышеуказанного смс-сообщения ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» представило скрин, снятый с оборудования и платежное поручение № 000076 от 20.12.2013, где плательщиком является ООО «РПК Престиж-Колор».

ООО «РПК Престиж-Колор»,  будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, затребованные от него пояснения и документы не представило, позицию о факте распространения рекламы не выразило.  

Учитывая отсутствие согласия заявителя на получение вышеуказанной рекламы, при распространении 10.02.2014 в 14:43 на выделенный заявителю телефонный номер <***> рекламы следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452» были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Как указано выше, статьей 3 Закона определено, что рекламораспространитель это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

При решении вопроса о том, кто является рекламораспространителем в рамках настоящего дела, Комиссия пришла к выводу о том, что им является ООО «РПК Престиж-Колор», основанием для такого вывода являются сведения  ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ», согласно которым номер <***> был выделен ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» контрагенту ООО «РПК Престиж-Колор» по договору от 08.11.2013 № ДТ-П/013569.

Действия ООО «РПК Престиж-Колор» по распространению 10.02.2014 в 14:43 на выделенный <***> телефонный номер <***> без его предварительного согласия посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452» нарушают требования части 1 статьи 18 Закона.

 

На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452»,  распространенную 10.02.2014 в 14:43 на выделенный <***> телефонный номер  <***> посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента ненадлежащей, действия  ООО «РПК Престиж-Колор» (ОГРН 1105906005963, ИНН 5906102378) нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «РПК Престиж-Колор» (ОГРН 1105906005963, ИНН 5906102378) и ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (ОГРН 1107746769162, ИНН 7715829230), как лицу, имеющему возможность прекратить или обеспечить прекращение нарушения законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы стоматологических услуг посредством направления смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, А.Э. Балан

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-31-2015 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

15 мая 2015 г.                                                                                                                   г. Тверь                                                                                                            

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления,    

Манюгина Е.И. –  начальник отдела контроля органов власти,

Балан А.Э. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 29.05.2015 по делу № 04-6/2-31-2015 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «РПК Престиж-Колор» (614070, г. Пермь, ул. Крупской, д. 57А, офис 67, ИНН 5906102378) и ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (109316, г. Москва, Остаповский проезд, д. 22, корп. 1, ИНН 7715829230) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных смс-сообщений следующего содержания: «Фитнес Экспресс!Акция «год фитнеса от 5500 руб» до 16 февраля! 752-452» на телефонный номер <***> без предварительного согласия абонента – <***>, и при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер <***> обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  ООО «РПК Престиж-Колор» (614070, г. Пермь, ул. Крупской, д. 57А, офис 67, ИНН 5906102378) и ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (109316, г. Москва, Остаповский проезд, д. 22, корп. 1, ИНН 7715829230) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 01.06.2015 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

           

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, А.Э. Балан

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны