Решение №04-6/2-53-2015 Решение и предписание по делу № 04-6/2-53-2015 от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-53-2015

­­­­

Резолютивная часть решения по делу оглашена 03 сентября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 г.                                          г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия)  в составе:

председатель Комиссии:  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Шуклина М.Ю., специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

Балан А.Э., специалист - эксперт контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-53-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителя филиала ООО «РОСГОССТРАХ»  в Тверской области: <***> (по доверенности от 13.08.2015 б/н),

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>, а также представителей ООО «РОСГОССТРАХ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее – Заявитель) по факту распространения 25.12.2014 в 13:32 на выделенный  <***> телефонный номер <***> без его предварительного согласия посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Вклады до 20% годовых в РОСГОССТРАХ БАНКЕ. Подробные условия и адреса офисов на сайте www.rgsbank.ru/vklad, т. 88007001199», отправитель – RGS, смс - центр – <***>.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются  банковские услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер заявителя <***> относится к ресурсу нумерации оператора связи ОАО «МегаФон», согласно информации которого (письмо от 04.03.2015 № 5/1-18-OG-/исх.-27)  к отправке смс - сообщения 25.12.2014 в 13:32 на телефонный номер <***> причастен абонент ОАО «МегаФон» - ЗАО «МегаЛабс», которому было выделено буквенное обозначение «RGS» в рамках оказания услуги «Мобильное информирование» на основании приложений к Генеральному соглашению от 30.04.2010.

Согласно информации ЗАО «МегаЛабс» (письмо от 23.04.2015 № 4545) вышеуказанное смс - сообщение было отправлено ООО «ОСК» в рамках договора от 10.10.2014 № МР-МИ-ОСК-10.10.2014, согласно пункту 3.1 которого ООО «ОСК» был предоставлен доступ к Интерфейсу для размещения рекламных материалов. При этом к ответу ЗАО «МегаЛабс» было приложено письмо ООО «ОСК» от 22.04.2015 № 289, в котором сообщено что оригинатором вышеназванного смс – сообщения на номер <***> является ООО «РОСГОССТРАХ».

Согласно дополнительно представленной ООО «ОСК» информации (письмо от 02.06.2015 № 445) в результат проведенной проверки подтвержден факт поступления на оборудование ООО «ОСК» вышеуказанного смс – сообщения от ООО «РОСГОССТРАХ» на основании заключенного договора  предоставления услуг от 01.08.2010 № sms-17/08-10 (далее – договор № sms-17/08-10).

 В соответствии с  условиями договора № sms-17/08-10:

-  его предметом является предоставление Заказчику (ООО «РОСГОССТРАХ») доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке SMS-сообщений (далее – Услуги) (пункт 1.1);

- Услуги предоставляются в соответствии с установленными Исполнителем (ООО «ОСК») Правилами предоставления услуг (далее – Правила) (пункт 1.2);

- система SMSFinance (далее – Система) – комплекс программных средств, позволяющих Заказчику (ООО «РОСГОССТРАХ») зарегистрироваться, отправлять SMS-сообщения и получать отчет о доставке сообщений (пункт 2.1.1);

-  к обязанностям Исполнителя (ООО «ОСК») отнесено предоставление Заказчику (ООО «РОСГОССТРАХ») технической возможности доставки SMS-сообщений на любого оператора стандарта  GSM в мире (пункт 3.1.6).

Согласно Правилам:

- при регистрации Заказчик (ООО «РОСГОССТРАХ») получает индивидуальный логин и пароль, позволяющие получить доступ к защищенной области сайта htpp://online.mfms.ru (пункт 2);

-  Исполнитель (ООО «ОСК») предоставляет Заказчику (ООО «РОСГОССТРАХ»)  Услуги доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование и доставку SMS-сообщений. Передача информации (текст SMS-сообщения, телефон и другая информация) происходит  от Заказчика (ООО «РОСГОССТРАХ») к Исполнителю (ООО «ОСК») через сеть Интернет (пункт 3);

- Заказчик (ООО «РОСГОССТРАХ») обязуется не использовать Услугу для распространения  не нужной получателю, не запрошенной информации вида СПАМ (пункт 13).

Согласно информации ООО «РОСГОССТРАХ», в лице филиала в Тверской области, (письмо от 20.05.2015 б/н) последний не отрицает факт отправки вышеназванного смс-сообщения на телефонный номер заявителя <***>. Распространение вышеуказанной рекламы обосновывается следующим: при заключении 11.06.2014 <***> договора ОСАГО с ООО «РОСГОССТРАХ» <***> подтвердил свое согласие на обработку персональных данных, а также дал свое согласие на получение информации с целью информирования его о других продуктах и услугах Страховщика (ООО «РОСГОССТРАХ»), что следует из копии страхового полиса серия ССС № 0312363095 и заявления <***> от 11.06.2014 с соответствующими отметками.

 Содержание представленных ООО «РОСГОССТРАХ» сведений и документов свидетельствует о том, что <***> дал согласие на получение информации о продуктах и услугах Страховщика, т.е. ООО «РОСГОССТРАХ», но не давал согласие на получение информации об услугах ОАО «Росгосстрах Банк».

ОАО «Росгосстрах Банк» в письме от 23.04.2015 № 42/03804-01-02 сообщило, что не осуществляло рассылку на телефонный номер заявителя <***>   и номер телефона <***> в базе  данных ОАО «Росгосстрах Банк» не числится.

Учитывая отсутствие согласия заявителя на получение рекламы об услугах ОАО «Росгосстрах Банк», при распространении 25.12.2014 в 13:32 на выделенный Заявителю телефонный номер <***> рекламы следующего содержания: «Вклады до 20% годовых в РОСГОССТРАХ БАНКЕ. Подробные условия и адреса офисов на сайте www.rgsbank.ru/vklad, т. 88007001199», были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

При решении вопроса о том, кто является рекламораспространителем в рамках настоящего дела, Комиссия пришла к выводу о том, что им является ООО «РОСГОССТРАХ»,  данный факт подтверждается условиями договора № sms-17/08-10, Правилами предоставления услуг, в соответствии с которыми ООО «РОСГОССТРАХ»  зарегистрировавшись в Системе получает индивидуальный логин и пароль, позволяющие получить доступ к защищенной области сайта <***>, самостоятельно (после авторизации по логину и паролю) производит все необходимые действия по формированию и доставке SMS-сообщений. ООО «РОСГОССТРАХ», в лице филиала в Тверской области (письмо от 02.06.2015 № 445) не отрицает факт отправки вышеуказанного смс-сообщения на номер <***>, что в совокупности свидетельствует о прямой и непосредственной причастности ООО «РОСГОССТРАХ» к распространению смс-сообщения 25.12.2014 в 13:32  на телефонный номер Заявителя <***>, а его действия подлежат квалификации как действия рекламораспространителя.

 Учитывая вышеизложенное действия ООО «РОСГОССТРАХ» по распространению 25.12.2014 13:32 на телефонный номер <***>, выделенный <***>, без его предварительного согласия посредством смс – сообщения рекламы следующего содержания: «Вклады до 20% годовых в РОСГОССТРАХ БАНКЕ. Подробные условия и адреса офисов на сайте www.rgsbank.ru/vklad, т. 88007001199»,  совершены с нарушением требований части 1 статьи 18 Закона.

 

На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Вклады до 20% годовых в РОСГОССТРАХ БАНКЕ. Подробные условия и адреса офисов на сайте www.rgsbank.ru/vklad, т. 88007001199», распространенную 25.12.2014 13:32 на выделенный <***> телефонный номер <***> посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента, ненадлежащей; действия ООО «РОСГОССТРАХ»  (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; ИНН 5027089703) нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «РОСГОССТРАХ»  (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; ИНН 5027089703) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы посредством направления смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

          

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: М.Ю. Шуклина, А.Э. Балан

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-53-2015 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

07 сентября 2015 г.                                                                                                                 г. Тверь                                                                                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Шуклина М.Ю., специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

Балан А.Э., специалист - эксперт контроля органов власти,

на основании решения от 07.09.2015 по делу № 04-6/2-53-2015 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «РОСГОССТРАХ» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; ИНН 5027089703) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных смс-сообщений следующего содержания: «Вклады до 20% годовых в РОСГОССТРАХ БАНКЕ. Подробные условия и адреса офисов на сайте www.rgsbank.ru/vklad, т. 88007001199» на телефонный номер <***> без предварительного согласия абонента –  <***>, и при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер <***> обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и  представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.10.2015 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

           

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: М.Ю. Шуклина, А.Э. Балан

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны