Решение №04-6/2-57-2015 Решение по делу № 04-6/2-57-2015 от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-57-2015

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2015 года                               г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года

                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушениях законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

Члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти

- Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-57-2015,

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Медстайл» (далее - ООО «Медстайл»): директора ООО «Медстайл» <***> (приказ ООО «Медстайл» от 27.06.2013 № 1), <***> (паспорт <...>  в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителя Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Заря»  (далее - АНО «Редакция газеты «Заря»);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Конаковской общественно-политической газете «Заря» (выпуск № 21 (10420) от 29.05.2015 – 04.06.2015) на странице 9  выявлено размещение следующего рекламного сообщения:

«Медстайл

г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 29

часы работы: пн – чт с 10 до 19 час. 8-952-088-31-10

Прием врача невролога, кардиолога. Вызов врача на дом.

Физиопроцедуры. Лазеротерапия.

Лечение боли по методу Герасимова.

Суточное мониторирование. ЭКГ (Холтер)».

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Из общих требований к рекламе, установленных частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, следует, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, при этом законодательством Российской Федерации установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров (услуг, работ).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

В соответствии с Отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Информация, размещенная в газете «Заря», доступная для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на продвижение медицинских услуг и методов лечения на соответствующий рынок, то есть является рекламой.

В соответствии с пунктом 1.10 Устава АНО «Редакция газеты «Заря», утвержденного в новой редакции решением Совета учредителей протоколом от 21.07.2010 № 1 (далее – Устав), редакция газеты «Заря» является юридическим лицом. Согласно пункту 2.2 Устава предметом деятельности АНО «Редакция газеты «Заря» является производство и выпуск общественно-политической (и деловой) газеты, издание и распространение районной газеты «Заря». Газета «Заря» зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 27.07.2011 ПИ №ТУ69-00201. В соответствии с вышеназванным свидетельством газета «Заря» распространяется на территории г. Конаково и Конаковского района Тверской области, примерная тематика и (или) специализация которой информационное освещение событий местной жизни; реклама не более 40%. Согласно статусной строке (размещается под названием газеты) газета «Заря» является Конаковской общественно-политической газетой.

Вышеуказанная реклама размещена в газете «Заря» на основании заключенного между АНО «Редакция газеты «Заря» и ООО «Медстайл» договора от 13.01.2015 № 3 (далее – договор № 3) (приложение к письму вх. № 3564 от 24.07.2015). Согласно письму АНО «Редакция газеты «Заря» от 09.10.2015 № 12 макет рекламы согласовывался с директором ООО «Медстайл», при этом в представленном АНО «Редакция газеты «Заря» макете рекламы (приложения к вышеуказанным письмам) отметка согласования с ООО «Медстайл» отсутствует.

В соответствии с пояснениями АНО «Редакция газеты «Заря» от 16.11.2015 № 20 реклама ООО «Медстайл» публиковалась на страницах газеты «Заря» с 16.01.2015 по 24.07.2015, данная реклама размещалась, при этом редакция не запрашивала информацию о наличии у ООО «Медстайл» лицензии на право осуществления медицинской деятельности; макет рекламы был сверстан редакцией и представлен для согласования директору ООО «Медстайл» <***>, которая утвердила его устно.

ООО «Медстайл» письмом  от 29.10.2015 сообщило, что макет рекламы не изготавливало, макет изготовлен АНО «Редакция газеты «Заря», до публикации макет рекламы в ООО «Медстайл» не предоставлялся. Согласно пункту 1.2 договора № 3 содержание работ определяется согласованными двумя сторонами документами, которые создаются в процессе выполнения работ и являются неотъемлемой частью вышеуказанного договора, данные приложения к договору отсутствуют. ООО «Медстайл» медицинскую деятельность не осуществляло, лицензию на медицинскую деятельность не оформляло, АНО «Редакция газеты «Заря» лицензию не запрашивала.

Согласно пунктам 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учитывая вышеуказанное и в силу статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Медстайл» как продавец услуг, лицо, заказавшее размещение рекламы, и определившее объект рекламирования и содержание рекламы; рекламопроизводителем и рекламораспространителем спорной рекламы является АНО «Редакция газеты «Заря», подготовившая макет спорной рекламы, то есть осуществившая приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и осуществляющая распространение рекламы печатным способом.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые ООО «Медстайл», а также методы лечения, такие как: лазеротерапия и лечение боли по методу Герасимова. Согласно методическим рекомендациям № 96/70, утвержденных Минздравмедпромом РФ 21.03.1996, лазеротерапия имеет следующие общие противопоказания: резкая (III ст.) активность воспаления, бронхиальная астма в фазе обострения и при тяжелом течении, легочное сердце в стадии суб-и декомпенсации, легочно-сердечная недостаточность II-III ст., гнойный бронхит и пр; противопоказания лечения по методу Герасимова (внутритканевая электростимуляция), указанные на сайтах медицинских учреждений, применяющих метод, в сети Интернет: системные заболевания крови, декомпенсация сердечной деятельности; нарушение кровообращения выше II степени; злокачественные новообразования; беременность; активный туберкулез легких и почек; острые внутрисуставные повреждения; острые гнойные воспалительные процессы; гиперчувствительность к импульсному току; имплантированный кардиостимулятор; острая стадия ревматойдного артрита.

Частью 7 статьи 24 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. 

В спорной рекламе медицинских услуг ООО «Медстайл» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Перечень медицинских услуг, подлежащих лицензированию, указан в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, согласно которому подлежит лицензированию такие виды медицинской деятельности как услуги по неврологии, кардиологии, указанные в спорной рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, реклама о самом рекламодателе в случаях, когда осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено.

ООО «Медстайл» не имеет лицензии на осуществление медицинскую деятельность, что последнее не отрицает.

Таким образом, при размещении рекламы ООО «Медстайл» были нарушены требования части 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно частям 6,7,8 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель. 

В соответствии со статьей 13 Закона о рекламе рекламораспространитель вправе требовать от рекламодателя предоставление документально подтвержденных сведений о соответствии рекламной информации требованиям рекламного законодательства, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации, а рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять такие документально подтвержденные сведения.

В рассматриваемом случае рекламораспространитель - АНО «Редакция газеты «Заря» не удостоверился в наличии документов, подтверждающих право на осуществление ООО «Медстайл» медицинской деятельности, хотя рекламу о таком виде деятельности распространял.

Таким образом, ООО «Медстайл» и АНО «Редакция газеты «Заря» несут ответственность за соблюдение требований части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе в силу прямых требований Закона о рекламе.

Согласно информации АНО «Редакция газеты «Заря» все отношения с ООО «Медстайл» прекращены, реклама ООО «Медстайл» не размещается с 25.07.2015, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу услуг ООО «Медстайл», размещенную в  Конаковской общественно-политической газете «Заря»  в выпуске № 21 (10420) от 29.05.2015 – 04.06.2015, поскольку при её размещении и распространении нарушены требования части 7 статьи 7 и  части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006        № 38-ФЗ «О рекламе»; признать ООО «Медстайл» (171255, Тверская область,                    г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 29, пом. 62, ИНН 6949011085) и АНО «Редакция газеты «Заря»  (171252, Тверская область, г. Конаково, ул. Учебная, д. 3, ИНН 6911002620) нарушившими требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела № 04-6/2-57-2015 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны