Решение №04-6/2-80-2014 Решение и предписание по делу № 04-6/2-80-2014 от 4 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/2-80-2014 

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2014 года                                       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия Тверского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

– Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

– Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-80-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>, а также представителей Кредитного потребительского кооператива «Навигатор успеха»,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России 03.09.2014 по признакам нарушения требований статей 5 и 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) в отношении Кредитного потребительского кооператива «Русфинанс» (далее – КПК «Русфинанс»).

Поводом для возбуждения дела послужило заявление <***>, содержащее информацию о распространении через почтовые ящики 19.05.2014 информационно-рекламного буклета КПК «Русфинанс» под названием «Кооперативный вестник» за май 2014 года, содержащего рекламу оказываемых КПК «Русфинанс» финансовых услуг с признаками  нарушения статей 5 и 28 Закона № 38-ФЗ.

Согласно информации, полученной от КПК «Русфинанс» от 11.07.2014 б/н, выпускаемый КПК «Русфинанс» информационно – рекламный буклет «Кооперативный вестник» за май 2014 года распространялся в 10 городах (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская область, Новосибирская область,  Оренбургская область, Ростовская область, Самарская область, Тверская область и Ульяновская область), на территории которых открыты обособленные подразделения КПК «Русфинанс» в период с 01.05.2014 по 31.05.2014.

Решением ФАС России от 19.08.2014 № АК/33447/14 Тверское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по вышеуказанному факту в отношении КПК «Русфинанс».

В связи с принятием КПК «Русфинанс» решения об изменении наименования на Кредитный кооперативный кооператив «Навигатор успеха» (далее – КПК «Навигатор успеха», кооператив) и внесением 25.09.2014 соответствующих сведений регистрирующим органом в ЕГРЮЛ о кооперативе, Комиссия произвела замену лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с КПК «Русфинанс» на КПК «Навигатор успеха».

Согласно материалам дела № 04-6/2-80-2014 на странице 5 буклета размещена реклама  кооператива следующего содержания: «Займы под низкие проценты от 0.5% в день* (подробности по телефону). Льготные условия для пенсионеров. КПК «Русфинанс» является членом СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации» 8 800 333 88 97⃰ (подробности по телефону).  КПК «Русфинанс» работает на основании ФЗ от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». ОГРН 1131690021143. ИНН 1656069495. Услуги предоставляются исключительно пайщикам кооператива. При вступлении в кредитный потребительский кооператив «Русфинанс» необходимо оплатить денежные взносы (только один раз и именно при вступлении): обязательный паевой взнос - 100 рублей, вступительный взнос - 500 рублей (для пенсионеров 200 рублей). Условия выдачи займов рассматриваются в индивидуальном порядке».

Условия о предоставлении кооперативом займов, размещенные на официальном сайте кооператива www.kpkrf.com, по состоянию на 21.05.2014, подтверждены составленным Комиссией Тверского УФАС России 21.05.2014 актом. Согласно акту кооператив предоставлял  несколько видов денежных займов:

  •  Стандартный (процентная ставка в день: 2%; минимальная сумма: 1000 рублей; максимальная сумма: 30000 рублей, а также взимается комиссия в зависимости от суммы займа; срок займа – 365 дней);
  •  Пенсионный (процентная ставка в день: 1,50%; минимальная сумма: 1000 рублей; максимальная сумма: 30000 рублей; срок займа – 365 дней);
  •  Постоянный клиент (процентная ставка в день: 1,50%; минимальная сумма: 1000 рублей; максимальная сумма: 30000 рублей, а также взимается комиссия в зависимости от суммы займа; срок займа – 365 дней);
  • Под залог авто (процентная ставка в день: 0,50%; минимальная сумма: 30000 рублей; максимальная сумма: 1000000 рублей, а также взимается комиссия в зависимости от суммы займа, а также взимается комиссия в зависимости от суммы займа; срок займа – 365 дней);
  • Под залог (процентная ставка в день: 0,10%;  минимальная сумма: 100000 рублей; максимальная сумма: 1000000 рублей, а также взимается комиссия в зависимости от суммы займа; срок займа – 365 дней).

В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) под финансовой организацией понимается - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), ломбард, лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под финансовой услугой понимается  банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что под кредитным потребительским кооперативом понимается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2)  размещения указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно статье 3 Закона № 38-ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная на странице 5 буклета реклама займов является рекламой финансовой организации (кооператива), предоставляющей финансовые услуги (услуги размещения денежных средств членов кооператива путем предоставления займов) и направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Размещение только привлекательной для потребителей информации, оказывающей влияние на их желание получить займы в кооперативе, и отсутствие существенной информации искажает смысле рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно действительных условий получения таких займов.

В рекламном буклете «Кооперативный вестник» за май 2014 года содержится одно из условий предоставления займов, влияющих на сумму расходов - сведения о процентной ставке по займам, однако отсутствуют сведения об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица: комиссионном сборе от суммы займа, залоговых обязательств (залог авто), что искажает общий смысл рекламы и способно не только повлиять на целостность ее восприятия потенциальными потребителями, но и неоправданно ввести потребителя в заблуждение.

Согласно части 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью  7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Кооператив, как финансовая организация, определил текст рекламы, размещенной в выпускаемом им буклете «Кооперативный вестник», т.е. именно он является рекламодателем и рекламопроизводителем вышеназванной рекламы, а, следовательно, на него возложена обязанность соблюдать требования и запреты, установленные статьей 28 Закона № 38-ФЗ.

Таким образом, действия КПК «Навигатор успеха», выразившиеся в распространении рекламы финансовых услуг кооператива (рекламного буклета «Кооперативный вестник»  за май 2014 года), в которой отсутствует часть существенной информации, совершены с нарушением части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ненадлежащей рекламу, размещенную Кредитным потребительским кооперативом «Навигатор успеха» в буклете «Кооперативный вестник» за май 2014 года, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»; признать действия Кредитного потребительского кооператива «Навигатор успеха» (421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 73, офис 25, ОГРН 1131690021143, ИНН 1656069495), разместившей в буклете «Кооперативный вестник» за май 2014 года рекламу финансовых услуг, нарушающими требования част 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.   Выдать Кредитному потребительскому кооперативу «Навигатор успеха» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.   Передать материалы дела № 04-6/2-80-2014 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина                                       

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-80-2014 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

04 декабря 2014 года                                                                                                                                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии –  Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

на основании решения от 04.12.2014 по делу № 04-6/2-80-2014 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенной в информационно - рекламном буклете «Кооперативный вестник», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.  Кредитному потребительскому кооперативу «Навигатор успеха» (421001, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 73, офис 25) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: обеспечить соблюдение требований статьи 5 и части  статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы финансовых услуг в информационно - рекламном буклете «Кооперативный вестник».

2. Кредитному потребительскому кооперативу «Навигатор успеха» (421001,mг. Казань, ул. Чистопольская, д. 73, офис 25) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20.01.2015, либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны