Решение №04-6/2-87-6389ЛП Решение по делу № 04-6/2-87-2014 от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/2-87-2014

(после объявления перерыва до 11:00  09.10.2014)

 

Резолютивная часть решения оглашена:  09 октября  2014 года                              г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено:  23 октября 2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

           Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-87-2014 по признакам нарушения Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области статей  5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителей Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области (далее – Фонд) – <<…>>по доверенности, <<…>> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

15.07.2014 Комиссией Тверского УФАС России установлен факт размещения рекламной растяжки в городе Твери по проспекту Чайковского у дома № 6, корпус 2, следующего содержания: «Государственная поддержка бизнеса Тверской области ЗАЙМЫ от 6,25% до 8,5% годовых БЕЗ КОМИССИИ! (4822) 396-196; 579-100; Комсомольский пр-т,  дом 11, кор. 1; Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области», о чем был составлен акт проверки. Согласно содержащейся на рекламной конструкции информации  рекламораспространителем является ООО «АПН».

Согласно представленной ООО «АПН» информации (письмо от 07.08.2014 № 134) между ООО «АПН» и Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области  (далее – Фонд) заключен договор № 22/12-11Щ на размещение наружной рекламы от 01.03.2014, согласно которому Исполнитель (ООО «АПН») разместил рекламное изображение Заказчика (Фонда) в городе Твери на рекламном щите 3 на 6 м (две поверхности), по адресу: г. Тверь, проспект Чайковского, дом № 6, корпус 2 (две поверхности: щит №№ 3; 4). Пунктом 2.7 договора № 22/12-11Щ  предусмотрена обязанность Заказчика (Фонда) обеспечить достоверность рекламного изображения и его соответствие действующему законодательству РФ о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Фондом представлены Правила предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства Тверской области, которые утверждены в новой редакции Решением Наблюдательного совета Фонда от 19.05.2014 (далее – Правила) (приложение к письму от 01.10.2014 № 331).

В соответствии с  пунктами 1.3 и 1.4 Правил Фонд является организацией, уполномоченной на предоставление займов в пределах сумм субсидий из бюджета Тверской области, федерального бюджета, полученных в целях исполнения Фондом обязательств по предоставлению возвратных краткосрочных заемных средств субъектам малого и среднего предпринимательства Тверской области, а также за счет средств, привлеченных из других источников.

В соответствии с пунктом 1.5 Правил право на получение займа имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средние предприятия в соответствии с условиями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в приоритетном порядке – занимающимся производством (реализацией) товаров, работ и оказанием услуг на территории Тверской области.

Согласно пункту 3.5 Правил размер процентной ставки за пользование займом утверждается Советом Фонда по предоставлению займов и поручительств (далее – Совет Фонда).

В соответствии с представленным Фондом на рассмотрении дела 09.10.2014 Протоколом заседания Совета Фонда от 19.05.2014 (далее -  Протокол) процентные ставки по займам установлены в размере:

  • 6,25% (с учетом ставки рефинансирования, установленной Указанием Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», в размере 8,25% (далее - ставка рефинансирования) с условием по страхованию имущественных интересов только для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП), соответствующих следующим условиям (пункт 1.1 Протокола):

- субъект МСП осуществляет деятельность в производственной и инновационной сферах, ремесленничестве, сельскохозяйственной, внешнеэкономической, туристической деятельностях;

- субъект МСП - индивидуальный предприниматель в возрасте до 30 лет или юридическое лицо, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 процентов, срок государственной регистрации которых, на момент регистрации заявления о предоставлении займа, в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет менее одного года (далее - субъекты МСП по пункту 1.1 Протокола),

  • 8,5% (с учетом ставки рефинансирования) (подпункт «а» пункта 1.2 Протокола) для субъектов МСП не соответствующих вышеперечисленным условиям по видам деятельности, срокам регистрации и возрасту учредителей; 

В отсутствие страхования имущественных интересов годовая ставка составит:   

  • 10% (с учетом ставки рефинансирования) (подпункт «б» пункта 1.1 Протокола) для субъектов МСП по пункту 1.1 Протокола;
  • 13% (с учетом ставки рефинансирования) (подпункт «б» пункта 1.2 Протокола) для субъектов МСП, не соответствующих условиям, указанным в пункте 1.1 Протокола.

Срок займа не может превышать 12 месяцев, минимальный размер – 50000 рублей (пункты 3.1 и 3.2 Правил).

Кроме того, согласно пункту 1.6 Правил займы предоставляются исходя из принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности.

В частности, при предоставлении займа в размере, превышающем 500000 рублей, обязательным условием является предоставление Заёмщиком залога имущества (пункт 6.1 Правил), по займам в сумме до 500000 рублей (включительно) необходимо поручительство физических и (или) юридических лиц (за исключением обозначенных в  пункте 3.3 Правил: собственников Субъекта займа, имеющих долю в капитале Субъекта более 50%, которые оформляют поручительство  в обязательном порядке на всю сумму займа) (пункт 6.3  Правил). В приложении 13 Правил представлен перечень документов, необходимых для оформление залога, поручительства в обеспечение исполнения обязательств по предоставляемому займу. В залог принимаются: транспортные средства, машины и оборудование, товарно-материальные ценности (в том числе запасы готовой продукции, товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов в переработке), здания, сооружения, квартиры, жилые дома, земельные участки и иное недвижимое имущество.

Согласно свидетельству от 08.07.2011, выданному Министерством финансов Российской Федерации, Фонд внесен в государственный реестр микрофинансовых организаций за номером 6110169000066.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»:

- микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

  • микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе микрофинансовая организация.

Статья 3 Закона о рекламе устанавливает, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с  пунктом 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в частности,  о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5);

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе  запрещено умалчивать об иных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с представленным договором № 22/12-11Щ рекламодателем является Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области.

Учитывая вышеизложенное, вся информация, размещенная на рекламном щите, расположенному по адресу: г. Тверь, проспект Чайковского, дом № 6 корпус 2, является рекламой финансовых услуг Фонда,  текстовое содержание рекламы определяется Фондом, и данная реклама направлена на привлечение внимания к услугам  Фонда, формирование или поддержание интереса к ним и продвижение их на рынке.

Информация о предоставлении Фондом займов от 6,25% до 8,5% годовых в рекламе является недостоверной и вводит потребителей рекламы в заблуждение, так как в нарушение части 1 статьи 5 Закона о рекламе в ней отсутствует часть существенной информации об иных условиях предоставления краткосрочных займов Фондом, в нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе содержит только одно условие и не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа: об обязательном условии страхования имущественных интересов (без  выполнения условия страхования годовая ставка  составит 10% и 13%, а не 6,25% и 8,5%, как указано в рекламе); о повышении ставки по займам для заемщиков, осуществляющих деятельность не в производственной и инновационной сферах, ремесленничестве, сельскохозяйственной, внешнеэкономической, туристической деятельностях; (при несоответствии указанным видам деятельности годовая ставка составит от 8,5% до 13%, а не от 6,25% до 8,5%, как указано в рекламе), об обязательном условии внесения залога и оформления поручительства и прочее.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно информации Фонда (письмо от 06.10.2014 № 344) спорная реклама размещалась в период с 24.02.2014 по 30.07.2014.

Письмом от 01.10.2014 № 331 Фонд сообщил о том, что вышеуказанная реклама изменена, на том же месте размещена информация об услугах Фонда без указания ставок по займам от 6,25% до 8,5%, представлена фотография щита с соответствующим банером, а также копия акта от 30.07.2014 № 00051, свидетельствующая о факте оказания ООО «Принт» услуг Фонду по изготовлению нового изображения и монтаже банера на рекламный щит.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 34-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать рекламу финансовых услуг, оказываемых Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области размещавшуюся в  период с 24.02.2014 по 30.07.2014  на  рекламном баннере, ненадлежащей;  Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области - нарушившим требования части 2 и части 3 статьи 28,  части 2 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны