Предупреждение №04--8/18-3916ВФ Предупреждение в отношении Администрации Кашинского района от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                                                                              г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по результатам рассмотрения материалов Кашинской межрайонной прокуратуры установило в действиях Администрации Кашинского района признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

31.12.2015 между Администрацией Кашинского района и Муниципальным унитарным предприятием городского поселения – город Кашин «Коммунальное хозяйство» (далее – МУП) заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидий из бюджета Кашинского района в области содержания, текущего ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин (далее – Соглашение) на срок с 01.01.2016 по 31.12.2016.

Предметом Соглашения является предоставление субсидии из бюджета Кашинского района на возмещение затрат МУПа по содержанию имущества, указанного в Приложении № 1 к Соглашению, и являющегося неотъемлемой частью Соглашения, а именно, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин.

Как следует из пунктов 1.2 и 1.2.1 Соглашения, Администрация Кашинского района субсидирование осуществляет за фактически понесенные и документально подтвержденные расходы, которые МУП  (Получатель) понес в связи с выполнением работ по содержанию, текущему ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них.

Согласно пункту 2.1.2 Соглашения Администрация Кашинского района перечисляет средства на расчетный счет МУП ежемесячно в течение 2016 года (в декабре – до 25 декабря) исходя их объема бюджетных ассигнований в соответствии с решением Собрания депутатов Кашинского района от 16.01.2015 № 293 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Кашинского района Тверской области от 23.12.2014 № 289 «О бюджете Кашинского района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Решение № 293) и бюджетной росписью и на основании представляемых МУПом документов, указанных в подпункте 2.2.3 пункта 2.2 раздела 2 Соглашения.

При этом вышеуказанным решением Собрания депутатов Кашинского района Тверской области не предусмотрен ни способ распределения субсидий, ни его получатель.

Согласно информации Администрации Кашинского района (письмо от 25.11.2016 № 2993) указанное Соглашение с МУП заключено в соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно выписке из решения Собрания депутатов Кашинского района от 22.12.2015 № 28 «О бюджете Кашинского района на 2016 год», представленной Администрацией Кашинского района, в бюджете Кашинского района по строке «Субсидии на содержание автомобильных дорог и сооружений на них на территории городского поселения – город Кашин» на 2016 год предусмотрено 7 338, 3 тыс.руб.

Порядок предоставления из бюджета Кашинского района субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок) утвержден постановлением  Администрации Кашинского района от 25.12.2013 № 550. Порядок предусматривает заявительный порядок представления документов на получение субсидии, а именно, предоставление заявки на предоставление субсидии с приложением документов, перечисленных в пункте 12 Порядка. При этом Порядок не содержат конкретной информации о дате начала и дате окончания принятия заявлений на получение вышеуказанных субсидий, а также не предусматривает порядка ранжирования заявлений в случае поступления заявлений нескольких хозяйствующих субъектов, претендующих на получение таких субсидий.

МУП выделены денежные средства в виде субсидии на общую сумму 4 811 922, 42 рубля на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования «Городское поселение – город Кашин» в 2016 году, включая цикл работ по обеспечению основных требований к содержанию автодорог и сооружений на них (обеспечение безопасного бесперебойного дорожного движения; сокращение количества ДТП, косвенно связанных с дорожными условиями; обеспечение пропускной способности дорог, недопущение перерывов в движении по причине неудовлетворительного состояния дорог). Содержание автомобильных дорог включает зимнее содержание, которое заключается в выполнении таких видов снегоочистительных работ, как: патрульная снегоочистка, удаление валов, расчистка снега и заносов небольшой толщины и расчистка снежных заносов значительной толщины. Текущий ремонт автомобильных работ включает работы по производству ямочного ремонта на участках дорог с асфальтобетонным покрытием, имеющих выбоины и трещины, выполняются по мере их образования и выявления по согласованию с Заказчиком. 

МУП являлось единственным хозяйствующим субъектом, обратившимся за получением вышеуказанных субсидий, которое признано соответствующим установленным Порядком требованиям, в связи с чем с ним был заключено Соглашение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по выполнению работ в области содержания, текущего ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин на сумму 4 811 922,42 руб. без соблюдения процедур, предусмотренных требованиями Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон № 44-ФЗ).

При этом в 2016 году Администрацией Кашинского района за счет средств местного бюджета Кашинского района осуществлялась закупка на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин путем проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (извещение от 04.05.2016 № 0136300000116000043), по итогам проведения которого 30.05.2016 муниципальный контракт заключен с ООО «Вектор» на сумму 784473,92 руб. При этом в муниципальном контракте указана следующая протяженность участков:  ул. А. Луначарского – 96,8 м; ул. Льва Толстого  - 50,5 м; перекресток ул. 25 Октября – ул. Ленина – 55 м.

В заключенном с МУПом Соглашении включено содержание и текущий ремонт автомобильных дорог на территории г. Кашин, в том числе по ул. А. Луначарского – 0,508 км, ул. Льва Толстого – 0,996 км,  ул. 25 Октября – 0,715 км, ул. Ленина – 1,668 км.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.     

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 5 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Кашинский район» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кашинского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Кашинского района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Кашинского района.

 Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникшие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со статьей 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, поскольку работы по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, обеспечиваемые за счет средств бюджета Кашинского района, отнесены законодательством к вопросам местного значения, решение таких вопросов должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 44-ФЗ муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что все обеспечиваемые за счет местного бюджета и необходимые для осуществления функций и полномочий органов местного самоуправления потребности признаются муниципальными нуждами и должны удовлетворяться исключительно с использованием процедур и в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от того, кто является получателем этих средств и в каком виде эти средства выделены. 

Отказ от применения процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, способствовал тому, что для МУП были установлены существенно более льготные условия выполнения работ по сравнению с условиями муниципального контракта: не были определены сроки выполнения работ по уборке дорог, порядок сдачи-приемки работ и контроля качества выполняемых работ, не определена ответственность за несвоевременное выполнение работ.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В результате действий Администрации Кашинского района работы по содержанию, текущему ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин за счет средств бюджета Кашинского района и являющиеся муниципальными нуждами, были поручены одному из участников рынка вышеуказанных работ - МУП, электронный аукцион на выполнение вышеуказанных работ в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, не проводился, начальная (максимальная) цена в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, не определялась, контракты, отвечающие требованиям Закона № 44-ФЗ, с МУПом не заключались, что свидетельствует о создании для МУП более льготных условий, о предоставлении последнему муниципальной преференции с нарушением требований, установленных главой 3 Закона № 44-ФЗ, что противоречит запретам, установленным пунктом 7  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации  Кашинского района (171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 20, ОГРН – 1026901673314, ИНН - 6909004483), выразившихся в создании для МУП более льготных условий и предоставлении последнему муниципальной преференции в виде субсидии на общую сумму 4 811 922 рубля 42 копейки без проведения электронного аукциона, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 18.12.2016, а именно: прекратить с даты получения настоящего предупреждения, в том числе направленного посредством электронной и/или факсимильной связи, дальнейшее финансирование Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Коммунальное хозяйство» по заключенному соглашению № 3 о предоставлении субсидий из бюджета Кашинского района в области содержания, текущего ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории муниципального образования Городское поселение – город Кашин от 31.12.2015.

Администрации Кашинского района в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, надлежит сообщить в Тверское УФАС России о выполнении предупреждения.

Руководитель управления: В.М. Фомин

Связанные организации

Связанные организации не указаны