Постановление №05-5/1-118-2018 Постановление об административном правонарушении от 26 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  за нарушение законодательства

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по делу об административном правонарушении № 05-5/1-118-2017

 

26 января 2018 г.                                                                                                                       г. Тверь

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Фомин В.М., рассмотрев протокол № 05-5/1-118-2017 об административном правонарушении от 21.12.2017 в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области ***, *** г.р., уроженца ***, зарегистрированного по адресу: ****, паспорт <...> выдан *** отделением УФМС России по Тверской области ****, код подразделения ***, по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела № 05-5/1-118-2017 об административном правонарушении,

в отсутствие Святого А.В., надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно протоколу № 05-5/1-118-2017 об административном правонарушении, составленным 21.12.2017 специалистом - экспертом отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Староконь Е.В., в Тверское УФАС России 31.08.2017 поступила жалоба ООО «Профит-плюс» о несоответствии документация электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт дорожного покрытия дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам по ул. Центральная д. 30 - д. 33 в д. Звягино Ржевского района Тверской области (извещение от 16.08.2017 № 0136300001217000060) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) в части: 1) неустановления в документации об аукционе требования к характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ;  2) установления срока оплаты выполненных работ с нарушением требования статьи 34 Закона.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб  (далее – Комиссия) установила следующее.

16.08.2017 Уполномоченным органом – Администрацией Ржевского района Тверской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на ремонт дорожного покрытия дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам по ул. Центральная д. 30 - д. 33 в д. Звягино Ржевского района Тверской области и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составила  5 329 785,62 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, Законом императивно установлено, что в тех случаях, когда в ходе выполнения работ должен использоваться товар, заказчик обязан установить требования к таким товарам, а также требование к содержанию заявок участников закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона.

Согласно пункту 2 Технического задания документации об аукционе (далее – ТЗ) установлены требования к результатам работ, работы выполняются на основании проектно-сметной документации составленной ООО «ПСК Старицастрой» шифр 0912/1-СМ. Объемы выполняемых работ должны соответствовать объемам, указанным в Локальных сметах.

Пунктом 4 «Требования к качеству материалов, оборудования, выполняемых работ» ТЗ установлено следующее:

«Качество работ должно удовлетворять действующему законодательству, строительным нормам и правилам.

В соответствии с законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Подрядчик принимает на себя добровольное обязательство о соблюдении требований строительных норм и правил, технических условий, ГОСТ, ПЭУ и других нормативных документов, действующих на момент заключения контракта и добровольное обязательство о выполнении работ с качеством, соответствующим вышеперечисленным документам.

Качество работ должно соответствовать требованиям действующих СНиП, ГОСТ, ТУ, сметной документации и другим нормативным документам.

Все материалы, оборудование и работы должны:

а) быть соответствующих видов, описанных в утвержденной проектно-сметной документации, и соответствовать указаниям заказчика (представителя заказчика);

б) основные материалы должны иметь соответствующие сертификаты, а санитарно-техническое и электрооборудование также и технические паспорта, руководства по его эксплуатации и техническому обслуживанию».

Кроме того, Заказчиком в Информационной карте документации об аукционе установлено, что первая часть заявки участника закупки должна содержать согласие, как это предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в то время как он обязан был установить требование к содержанию второй части заявки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона.

Из пояснений Заказчика следовало, что работы должны выполняться в соответствии с локальными сметами, которые являются неотъемлемой частью документации об аукционе, вместе с тем, документация об аукционе не содержит требований к товарам, которые должны быть использованы в ходе выполнения работ. В частности, локальные сметы содержат указание на наименование товара, к примеру, на битумы нефтяные дорожные, но при этом не содержит требований к таким товарам.

В этой связи Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки и установлении требований к содержанию заявок на участие в аукционе в вышеизложенной части нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона.

2. Согласно части 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона.

Согласно части 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В разделе 3 Информационной карты установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства (в соответствии со статьей 30 Закона).

Согласно пункту 2.6 проекта контракта срок оплаты выполненной работы (ее результатов) осуществляется в два этапа, в течение 15 рабочих дней с даты подписания Сторонами следующих документов: Акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), расчетно-платежных документов (счетов, счетов-фактур (при работе с НДС)), и иных документов, обосновывающих произведенные затраты:

- 1 этап – не более чем в течение трех рабочих дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета и счета-фактуры с приложением комплекта Исполнительной документации, подтверждающей объем выполненных Работ за счет средств бюджета муниципального образования сельское поселение «Чертолино».  Отчеты Подрядчика по формам КС-2 и КС-3 должны быть оформлены в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов; пометки, исправления, подчистки не допускаются, такие документы юридической силы не имеют. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения документов рассматривает и оформляет представленные документы и возвращает Подрядчику один экземпляр.

- 2 этап – не более чем в течение 12 рабочих  дней после оплаты 1 этапа выплачивается сумма средств из областного бюджета.

Согласно пункту 2.7 проекта контракта в случае несвоевременного поступления средств из областного бюджета Тверской области, Заказчик производит оплату выполненных работ по мере и в пределах полученных средств, в порядке очередности, установленной действующим законодательством РФ.

Таким образом, Заказчиком в документации об аукционе установлено не предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона условие о порядке оплаты выполненной работы, обусловленное поступлением денежных средств из областного бюджета.

Решением комиссии от 07.09.2017 по делу № 05-6/1-209-2017 Заказчик признан нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66, пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 и части 13 статьи 34 Закона.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Документация об аукционе, в которой содержатся положения, не соответствующие требованиям Закона, утверждена от имени администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области главой администрации ***, назначенным на указанную должность решением Совета депутатов сельского поселения «Чертолино» Ржевского района Тверской области от 20.03.2015 № 38, и который, утверждая документацию об аукционе, действовал в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

Следовательно, должностным лицом, ответственным за совершение вышеуказанного административного правонарушения, является глава администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области ***., в его действиях содержится состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного главе администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области *** инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что в действиях ***. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно статье 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Событие административного правонарушения изложено в протоколе № 05-5/1-118-2017 об административном правонарушении от 21.12.2017; обстоятельства, связанные с осуществлением спорной закупки, изложены в указанном протоколе верно, подтверждаются материалами дела.

Дата совершения административного правонарушения: 08.08.2017.

Место совершения административного правонарушения (местонахождение заказчика): Тверская обл., Ржевский р-н, п. Чертолино, ул. Мира, д. 9.

Действия *** совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

*** в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением им как должностным лицом, своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе при утверждении документации о закупке; в частности, правильном описании объекта закупки.

Факт совершения административного правонарушения и виновность *** в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом № 05-5/1-118-2017 об административном правонарушении от 21.12.2017 и  материалами дела № 05-5/1-118-2017, решением Комиссии Тверского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника закупки № 05-6/1-209-2017.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ***, является его непривлечение к административной ответственности по однородным правонарушениям. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.  

При этом оснований для освобождения *** от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановлением от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Правоотношения в сфере заказов являются предметом особой защиты со стороны государства и охраняются не только нормами российского, но и нормами международного законодательства. Так, согласно пунктам «b» и «с» части 1 статьи 9 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, констатируется необходимость мер по созданию надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. 

Такие системы затрагивают условия участия, критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов и их опубликования, а также применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур.

В данном случае, как указано выше, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона; размер административного штрафа является адекватным совершенному правонарушению.

 

Руководствуясь статьями 23.66, 29.9 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  

1. Признать должностное лицо - главу администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области ***, *** г.р., уроженца ***, зарегистрированного по адресу: ***, паспорт <...> выдан *** отделением УФМС России по Тверской области ***, код подразделения ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на главу администрации муниципального образования сельское поселение «Чертолино» Ржевского района Тверской области ****, ***, уроженца ***, административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны