Постановление б/н Постановление по делу № 05-5/1-48-2017 от 25 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении № 05-5/1-48-2016
Резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2017 г. г. Тверь
Мотивированное постановление изготовлено 07 июля 2017 г.
Я, заместитель руководителя -начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев протокол № 05-5/1-48-2017 об административном правонарушении от 23.06.2017 в отношении должностного лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - ***, заместителя управляющего, руководителя контрактной службы по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ и материалы дела об административном правонарушении №05-5/1-48-2017,
в присутствии *** (представлен паспорт <...> защитника *** (представлена доверенность),
установил:
Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 14.03.2017 № РП/15791/17 об осуществлении контрольных мероприятий в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти в части размещения такими заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и соблюдения требований, установленных статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон), Тверское УФАС России провело внеплановую камеральную проверку соблюдения требований статьи 30 Закона Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее – ОПФР по Тверской области, Заказчик).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 4 статьи 30 Закона по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 4.1 статьи 30 Закона порядок подготовки отчета, указанного в части 4 статьи 30 Закона, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 №238.
Заказчиком отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год (далее - Отчет) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещен 31.03.2017, что соответствует требованиям Закона.
Согласно подпункту а пункта 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, (Приложение к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденным Постановлением № 238, далее - Требований) в позиции 1 раздела II формы отчета указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей).
Согласно пункту 16 статьи 3 Закона совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Согласно подпункту г пункта 2 Требований, в позиции 4 указывается объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей);
Согласно подпункту д пункта 2 Требований в позиции 5 указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (тыс. рублей), что значительно ниже установленного Законом.
Согласно план-графику закупок на 2016 год Заказчика, объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом в 2016 году составляет 54 627,5 тыс. руб..
В размещенном на официально сайте Отчете Заказчика, по позиции 1 раздела 2, совокупный годовой объем закупок указан 54 627,5 тыс. руб.; объем закупок, осуществленных в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона, составляет 50 482,5 тыс. руб. (позиция 2 раздела 2 Отчета).
Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона – 4 145,0 тыс. руб. (позиция 3 раздела 2 Отчета), и от которого Заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15%, составляет 621,8 тыс руб. (позиция 4 раздела 2 Отчета). При этом закупки у субъектов малого предпринимательства были осуществлены всего на 338,6 тыс руб. (позиция 5 раздела 2 Отчета), что составляет 8,16 % (позиция 8 раздела 2 Отчета), что значительно ниже установленного Законом.
Таким образом, Заказчик осуществил закупку у субъектов малого предпринимательства в 2016 отчетном году с нарушением требований части 1 статьи 30 Закона.
В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 11 ст. 7.30 КоАП осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 примечания к статье 7.30 КоАП РФ временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, является дата окончания календарного года.
В соответствии с материалами настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом Заказчика, на которого возложены полномочия по организации и обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год, в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, является заместитель управляющего Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области ***
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 38 Закона заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным); в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом.
Приказом ОПФР по Тверской области от 27.12.2013 № 374 создана контрактная служба, утверждено Положение о контрактной службе (далее –Положение).
В соответствии с подпунктом к) пункта 1) части 11 раздела II указанного Положения функция по обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций возложена на контрактную службу.
Приказом ОПФР по Тверской области от 17.10.2014 №277 внесены изменения в Положение.
Приказом ОПФР по Тверской области от 18.04.2016 № 97 руководителем контрактной службы назначен заместитель управляющего ***
Таким образом, в действиях должностного лица - руководителя контрактной службы, заместителя управляющего *** содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика, а именно: г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, стр. 1, 170100.
Временем совершения административного правонарушения является: 31.12.2016.
Факт совершения административного правонарушения и виновность *** в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23.06.2017 и материалами дела № 05-5/1-48-2017.
*** представлены пояснения и подтверждающие документы о совершенных действиях в целях соблюдения требований статьи 30 Закона в части определения поставщиков из субъектов малого предпринимательства, запланировано и объявлено торгов для данных субъектов в объеме 38,5 % от совокупного годового объема закупок, однако по независящим от Заказчика обстоятельствам из 11 объявленных конкурентных закупок для субъектов малого предпринимательства состоялись всего две, по остальным закупкам контракты были заключены с субъектами малого предпринимательства единственными подавшими заявки, в связи с чем полагает, что не причинены существенные нарушения общественным отношениям и просил применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела и определении меры административного наказания учитывается следующее.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
*** в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением им как должностным лицом своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в частности, касающейся внесения требуемых сведений в реестр контрактов на официальном сайте чем обеспечиваются публичные интересы в части доступа к такой информации.
Факт совершения административного правонарушения и виновность *** в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.10.2016 и материалами дела № 05-5/1-41-2016.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:
1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);
2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;
3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;
4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 16 статьи 3 Закона совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Согласно Отчету совокупный годовой объем закупок - 54 627,5 тыс. руб.; объем закупок, осуществленных в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона, составляет 50 482,5 тыс. руб. (позиция 2 раздела 2 Отчета).
Согласно материалам дела, Заказчиком в 2016 году запланировано и размещено извещений об 11 закупках у субъектов малого предпринимательства на сумму 21019,0 тыс. руб., что составляет 38,5% от совокупного годового объема закупок; при этом 9 закупок на общую сумму 20623010,17 тыс.руб. не состоялось в связи с подачей одной заявки для участия в закупке, либо в связи с соответствием требованиям документации одной заявки и заключены по итогам торгов 9 контрактов с единственным участником – субъектом малого предпринимательства; состоялись только 2 закупки и контракты заключены на 338553,30 руб. (н(м)ЦК -443589,33 руб.).
Таким образом, Заказчиком были предприняты действия по соблюдению требований части 1 статьи 30 Закона, в части доли закупок у субъектов малого предпринимательства, однако в связи с подачей единственной закупки участниками, то есть по обстоятельствам, не зависящим от Заказчика, предусмотренная Законом доля закупок у субъектов малого предпринимательства не была достигнута, при этом по итогам всех объявленных закупок контракты были заключены с субъектами малого предпринимательства.
Учитывая вышеназванные обстоятельства совершенное административное правонарушение не причинило вреда и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что дает основания для освобождения *** от административной ответственности и объявления устного замечания.
Руководствуясь статьями 23.66, 29.9, 2.9, частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать должностное лицо – ***, заместителя управляющего Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, руководителя контрактной службы виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. От административной ответственности *** за совершенное административное правонарушение освободить, объявить устное замечание.
Заместитель руководителя управления-
начальник отдела контроля закупок Л.К. Красюкова