Постановление б/н Постановление № 05-5/1-57-2016 от 27 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания за нарушение

законодательства о  закупках по делу № 05-5/1-57-2016

      09  декабря  2016 г.                                                                                                             г. Тверь

 

Я, заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев протокол № 05-5/1-57-2016 об административном правонарушении от  29.11.2016 и материалы дела об административном правонарушении № 05-5/1-57-2016,  возбужденного в отношении должностного лица – ***, заместителю начальника отдела муниципального развития, предпринимательства и сферы услуг администрации города Ржева по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие  ***,  извещенной в установленном порядке о дате, времени и месте  рассмотрения дела; представила ходатайство о рассмотрении дела  в ее отсутствие,

 

УСТАНОВИЛ:

В Тверское УФАС России 26.04.2016 поступила жалоба Заявителя, полагающего, что положения конкурсной документации на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)» (извещение от 05.04.2016 № 0136300005816000009) не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила); такими нарушениями Общество считает факт установления в конкурсной документации значимости показателя оценки заявок на участие в конкурсе критерия оценки заявок – квалификация участников закупки 2.1 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» в размере 40 %, в то время как согласно Правилам в случае проведения закупки, предметом которой является выполнение строительных работ, Заказчик обязан установить значимость данного показателя в размере не менее 50 %; неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки декларации о непринадлежности участника открытого конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой республики; проектом контракта установлен срок начала выполнения работ - 01.05.2016, ранее возможного срока заключения контракта.

05.04.2016  Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300005816000009 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 191 862 969 руб.

Согласно части 3 статьи 24 Закона под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации; такие Правила утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе, следующий критерий оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с подпунктом «б» пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

При этом, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 27 Правил (прим.: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема), за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Согласно извещению предметом закупки является выполнение работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», при этом код по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» определен как 42.13.20.000, который согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 № Д28и-221 соотносится с кодом 45.21.21.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007. При этом работы, являющиеся объектом закупки, по мнению Комиссии, фактически классифицируются по коду 45.21.21.130 по ОКПД, который опять же согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 № Д28и-221 соотносится с кодом 42.11.20.000 по ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Таким образом, работы, являющиеся предметом контракта, относятся к строительным работам, следовательно, значимость показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия оценки заявок – квалификация участников закупки должна составлять не менее 50 %.

Как указано выше, согласно разделу 27 информационной карты конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе производится, в том числе, по критерию «Квалификация участников закупки», который включает в себя показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», при этом установлено, что значимость данного показателя составляет 40 %; следовательно, Заказчик при установлении величины значимости показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки» нарушил требования пункта 9 части 1 статьи 50, части 8 статьи 32 Закона и пункта 11 Правил.

2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно части 5 статьи 51 Закона требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона документов и информации, не допускается.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» Правительством РФ Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2015 № 1457,  которым утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 г. Такой перечень включает, в том числе, вид деятельности: «Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом контракта является выполнение работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», код по ОКПД2- 42.13.20.000, согласующийся с кодом ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

Ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457, установлены Заказчиком в извещении о проведении конкурса. 

Вместе с тем, ни Закон, ни Постановление не содержат указания на порядок применения указанного постановления при установлении требований в конкурсной документации к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона, как уже указано выше, предусмотрен запрет на установление каких-либо дополнительных требований к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе помимо предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона.

Пунктом 13 раздела 21 информационной карты конкурсной документации установлено требование о том, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в соответствии со статьей 14 Закона, или заверенные копии таких документов (декларация о непринадлежности участника открытого конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики); установление Заказчиком данного требования нарушает требования пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 и части 5 статьи 51 Закона.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Пунктом 7 информационной карты конкурсной документации установлено следующее: «начало работ – дата подписания муниципального контракта, окончание работ – 30.11.2016 года (включительно). Работы по Контракту должны выполняться в соответствии с Графиком производства работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)» (Приложение 6 к конкурсной документации)»

Согласно графику производства работ работы по ремонту моста начинаются с 1 мая 2016 года.

Согласно части 2 статьи 54 Закона контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с извещением о проведении конкурса дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) определена - 28.04.2016, таким образом, контракт по результатам спорного конкурса может быть заключен не ранее 08.05.2016, что позже даты предусмотренного контрактом начала производства работ.

Таким образом, описание объекта закупки (в части условия о начале выполнения работ по контракту) является необъективными и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона.

Таким образом, в связи с вышеизложенным документация о закупке  не соответствует требованиям Закона.

В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ  утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Аукционная документация  в спорной части разработана и утверждена (согласована)  ***, заместителем начальника отдела муниципального развития, предпринимательства и сферы услуг администрации города Ржева, которая входит в состав контрактной службы администрации в соответствии с распоряжением администрации от 28.03.2014 № 402 (в редакции от 24.07.2015 №834 и от 11.12.2015 №1302).

Следовательно, должностным лицом, ответственным за совершение вышеуказанного административного правонарушения, является ***, заместителем начальника отдела муниципального развития, предпринимательства и сферы услуг администрации города Ржева, работник контрактной службы,  в ее действиях содержится состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения:  05.04.2016

Действия  ***   совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, она обязана была выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

***  в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением ею как должностным лицом своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе при утверждении документации о закупке.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ***  в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении  от 29.11.2016 № 05-5/1-57-2016 и  материалами дела № 05-5/1-57-2016 и  решениями Тверского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы участников  закупки № 05-6/1-60-2016.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является отсутствие факта привлечения к административной ответственности по однородным правонарушениям. Отягчающие административную ответственность обстоятельства  не установлены.

Основания для освобождения ***    от  административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматриваются.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановлением от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).

Правоотношения в сфере заказов являются предметом особой защиты со стороны государства и охраняются не только нормами российского, но и нормами международного законодательства. Так, согласно пунктам «b» и «с» части 1 статьи 9 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, констатируется необходимость мер по созданию надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. 

Такие системы затрагивают условия участия, критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов и их опубликования, а также применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур.

В данном случае, как указано выше, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона.

Руководствуясь статьями 23.66, 29.9 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  

1. Признать должностное лицо - ***, заместителя начальника отдела муниципального развития, предпринимательства и сферы услуг администрации города, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на ***, заместителя начальника отдела муниципального развития, предпринимательства и сферы услуг администрации города Ржева административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов

Получатель:

УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)

ИНН 6905005800   КПП 695001001

Р/сч. № 40101810600000010005 в ОТДЕЛЕНИИ ТВЕРЬ Г.ТВЕРЬ

БИК 042809001

код бюджетной классификации 161 1 16 33040 04 6000 140

ОКТМО городского округа – 28745000

Назначение платежа – штраф за нарушение законодательства о закупках для нужд городских округов

 

УИН (ID начисления) 0319830552120900000644136 (прим.: обязателен для указания)

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60  дней Управлением будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления-

начальник отдела контроля закупок                                                                             Л.К.Красюкова   

 

 

Сведения о взыскателе:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области

ИНН 6905005800

ОГРН 1036900080722

КПП 690501001

Дата регистрации 03.11.2003

Лицевой счет 04361361360

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны