Постановление №05-5/1-72-2017 Постановление от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  за нарушение законодательства

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по делу об административном правонарушении № 05-5/1-72-2017

 

       07 сентября 2017 г.                                                                                                               г. Тверь

 

Я, заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев протокол № 05-5/1-72-2017 об административном правонарушении от  30.08.2017 и материалы дела об административном правонарушении № 05-5/1-72-2017,  возбужденного в отношении должностного лица – начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны ***,  по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие  *** извещенного в установленном порядке о дате, времени и месте  рассмотрения дела,

в присутствии защитника ***по доверенности от 30.08.2017 б/н ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Тверское УФАС России 15.05.2017 поступила жалоба ООО «АСВЭЛ – КОНСАЛТ»  (далее – Общество), согласно которой документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по обустройству территории в учебном центре (зенитных ракетных войск) Военной академии воздушно-космической обороны (извещение от 28.04.2017 № 0336100018117000030) не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

28.04.2017 Заказчиком - Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0336100018117000030 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обустройству территории в учебном центре (зенитных ракетных войск) Военной академии воздушно-космической обороны и документация об электронном аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 986 950, 00 рублей.

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

Как указано выше, объектом закупки является выполнение работ по обустройству территории в учебном центре (зенитных ракетных войск) Военной академии.

Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, изложены в Приложении № 2 к Техническому заданию.

Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлен Порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе:

«При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики поставляемых товаров, в соответствии с Приложением № 2 к Техническому заданию, содержащем требования к поставляемым товарам. При описании товаров участники размещения заказа предоставляют сведения в следующем порядке:

…Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.

в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «не менее», «не ниже», знак «≥» и  их синонимов, то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не меньше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков;

в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «не более», «не выше», знак «≤» и  их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не больше или равно значению, установленного Заказчиком,  при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков;

в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «[  ]», то Участнику необходимо указать значение заключенное в квадратные скобки без изменений, в том числе со словами «не менее», «не более» и т.п.»

Техническое задание документации об аукционе (далее – ТЗ) содержит 63 наименования товаров, требуемых к использованию при выполнении работ, в том числе по оспариваемым Обществом позициям: пункт 6 ТЗ - «Известь хлорная» ГОСТ Р 54562-2011;  пункт 10 ТЗ -  «Краска»  ГОСТ 18958-73; пункт 15 ТЗ - «Бетонные смеси готовые к употреблению (тип 2)» ГОСТ 26633-2012; пункт 18 ТЗ - «Песок природный» ГОСТ 8736-2014; пункт 20 ТЗ - «Бетонные смеси готовые к употреблению (тип 1)»  ГОСТ 26633-2012; пункт 23 ТЗ - «Песок природный для строительных работ» ГОСТ 30108-94, ГОСТ 8736-2014; пункт 30 ТЗ - «Щебень из естественного камня» ГОСТ 8267-93; пункт 35 ТЗ - «Растворитель» ГОСТ 7827-74; пункт 42 ТЗ - «Земля растительная» ГОСТ Р 53381-2009; пункт 44 ТЗ - «Шпагат пеньковый» ГОСТ 17308-88; пункт 48 ТЗ - «Труба канализационная» ГОСТ 32412-2013; пункт 60 ТЗ - «Уайт-спирит» ГОСТ 3134-78.

1.1. Согласно пункту 6 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Известь хлорная», в том числе, со следующими техническими характеристиками: Массовая доля активного хлора: не менее 20%. Соответствие ГОСТ: ГОСТ Р 54562-2011.

В таблице 1 ГОСТ Р 54562-2011 «Известь хлорная. Технические условия» (далее - ГОСТ Р 54562-2011) установлены требования и нормы, которым должна соответствовать хлорная известь по физико-химическим показателям:

Наименование показателя

Значение показателя

1-й сорт

2-й сорт

1. Внешний вид

Порошок белого цвета или слабоокрашенный, с наличием комков

2. Массовая доля активного                                         хлора, %, не менее

25,0

20,0

3. Коэффициент термостабильности, не менее

0,90

0,80

Согласно пункту 42 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Земля растительная», в том числе со следующими характеристиками: «Массовая концентрация примесей токсичных элементов (валовое содержание), в том числе отдельных элементов. Свинец не более 130 мг/кг сухого вещества. Кадмий не более 2 мг/кг сухого вещества. Ртуть не более 2,1 мг/кг сухого вещества. Никель не более 80 мг/кг сухого вещества. Мышьяк ≤ 10 мг/кг сухого вещества. Цинка не > 220 мг/кг сухого вещества. Медь не > 132 мг/кг сухого вещества. Массовая концентрация примесей токсичных элементов (подвижные формы), в том числе отдельных элементов. Свинец ≤ 6 мг/кг сухого вещества. Цинк не более 23 мг/кг сухого вещества. Медь не более 3 мг/кг сухого вещества. Никель ≤ 4 мг/кг сухого вещества. Соответствие: должен быть по ГОСТ Р53381-  009»

В таблице 1 ГОСТ Р 53381-2009  «Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия» (далее - ГОСТ Р 53381-2009)  приведена Массовая концентрация примесей токсичных элементов (валовое содержание и подвижные формы), в том числе отдельных элементов, мг/кг сухого вещества и ее значения:

Наименование показателя

Значение

Массовая концентрация примесей токсичных элементов (валовое содержание и подвижные формы), в том числе отдельных элементов, мг/кг сухого вещества, не более:

Ниже или на уровне норм, установленных Роспотребнадзором

Валовое содержание

- свинца

130,0

- кадмия

2,0

- ртути

2,1

- никеля

80,0

- мышьяка

10,0

- цинка

220,0

- меди

132,0

Подвижные формы

- свинца

6,0

- цинка

23,0

- меди

3,0

- никеля

4,0

- хрома (III)

6,0

Согласно пункту 44 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Шпагат пеньковый», в том числе, со следующими характеристиками: «Массовая доля экстрагируемых веществ в полированном шпагате из лубяных волокон: не более 3,5%. Соответствие: ГОСТ 17308-88».

Согласно пункту 1.2.11 ГОСТ 17308-88 «Шпагаты. Технические условия» (далее - ГОСТ 17308-88) массовая доля экстрагируемых веществ в полированном шпагате из лубяных волокон и армированном устанавливается в процентах, не более: 2,5 - для группы «а»; 3,5 - для группы «б».

Согласно пункту 45 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Мастика клеящая морозостойкая», в том числе, со следующими характеристиками: Массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле [не более 0,2 %];  Массовая доля водорастворимых кислот и щелочей: должно быть отсутствие. Соответствие ГОСТ: ГОСТ 6997-77».

В разделе 1 ГОСТ 6997-77 «Составы для заливки кабельных муфт. Технические условия» (далее – ГОСТ 6997-77) установлены следующие марки составов: МК-45, МБМ, МБ-70/60 и МБ-90/75, массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле, %, в которых  составляет не более 0,2; массовая доля водорастворимых кислот и щелочей – отсутствие.

Согласно пункту 48 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Труба канализационная», в том числе, со следующими характеристиками: «Массовая доля поливинилхлорида в композиции: не должна быть менее 80%. Соответствие: ГОСТ 32412-2013».

Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ 32412-2013 «Трубы и фасонные части из непластифицированного поливинилхлорида для систем внутренней канализации. Технические условия» (далее - ГОСТ 32412-2013) массовая доля поливинилхлорида в композиции должна быть не менее 80%.

Согласно пункту 60 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Уайт-спирит», в том числе, со следующими характеристиками: «Массовая доля ароматических углеводородов: до 16%. Соответствие ГОСТ: ГОСТ 3134-78».

В пункте 1.2  ГОСТ 3134-78 «Уайт-спирит. Технические условия» (далее – ГОСТ 3134-78) в отношении спорного показателя указано:  массовая доля ароматических  углеводородов, %, не более 16.     

Таким образом, по вышеназванным позициям ТЗ требования к характеристикам товаров в документации об аукционе приведены в соответствии с требованиями стандартов.

Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки, в первой части заявки участники закупки должны указать конкретные значения характеристик товаров без использования слов «не менее», «не более» и т.п.

Присутствующие на заседании Комиссии представители Заказчика также подтвердили данное положение инструкции, указав буквально следующее – участник закупки должен указать конкретные показатели (к примеру, в отношении хлора заявка не должна содержать сведения, как в ГОСТе – «не менее 20%», а одно конкретное значение, также и в отношении других товаров, указанных в ТЗ), поскольку значения показателей каждой партии товара являются конкретными, участник закупки обязан знать, какой товар он будет использовать, значения показателей характеристик содержатся в соответствующих сертификата или документах, сопровождающих такой товар; в ходе выполнения работ Заказчик будет осуществлять проверку используемого в ходе выполнения работ товара.

Комиссия, проанализировав документацию об аукционе, сведения, содержащиеся в ТЗ, и инструкцию по заполнению заявки, признаела жалобу Общества в данной части обоснованной, учитывая, в том числе, следующее.

Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в Решении от 09.02.2017 № АКПИ16-1287 в удовлетворении административного искового заявления ООО «Домстрой» о признании недействующим пункта 3 указанного письма, указал следующее: «Анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что  …имеющиеся в оспариваемом письме разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) его положений и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый пункт Письма не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, лишены правовых оснований.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства

Доводы административного истца, выражающего, как следует из объяснений его представителя в суде, желание, чтобы заказчик требовал от участника закупки подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона…».

Таким образом, Заказчиком при описании товаров, используемых при выполнении работ по вышеназванным спорным позициям, и установления требований к содержанию заявок на участие в аукционе,  нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона,

 

1.2. Согласно пункту 15 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Бетонные смеси готовые к употреблению (тип 2)», в том числе, со следующими техническими характеристиками: Содержание в заполнителях фосфорита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в заполнителях магнетита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему, Содержание в заполнителях гидроксидов железа, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в заполнителях нефелина, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему. Содержание вредных примесей в заполнителях: Галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - для мелкого заполнителя: менее 0,15% по массе. Содержание вредных примесей в заполнителях: Галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - для крупного заполнителя: менее 0,1% по массе; Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), исульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на SO3 - для крупного заполнителя: менее 1,5 % массы; Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), исульфаты (гипс, ангидрит и др.), пересчете на SO3 - для мелкого заполнителя: менее 1,0% массы. Содержание в заполнителя апатита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в крупном заполнителе галоидных соединений (галит, сильвин и др.) содержащих  водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,1% по массе. Соответствие: ГОСТ 26633-2012».

Согласно пункту 18 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Песок природный» в том числе, со следующими техническими характеристиками: «Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, слюда: не более 2% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3: не более 1% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,15% по массе; Соответствие: ГОСТ 8736-2014».

Согласно пункту 20 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Бетонные смеси готовые к употреблению (тип 1) в том числе со следующими техническими характеристиками: «Содержание в заполнителях фосфорита, являющихся  породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в заполнителях магнетита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в заполнителях гидроксидов железа, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в заполнителях нефелина, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание вредных примесей в заполнителях: Галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - для мелкого заполнителя: менее 0,15% по массе. Содержание вредных примесей в заполнителях: Галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - для крупного заполнителя: менее 0,1% по массе; Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), исульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на SO3 - для крупного заполнителя: менее 1,5 % массы; Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), исульфаты (гипс, ангидрит и др.), пересчете на SO3 - для мелкого заполнителя: менее 1,0% массы. Содержание в заполнителя апатита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему; Содержание в крупном заполнителе галоидных соединений (галит, сильвин и др.) содержащих  водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,1% по массе. Соответствие: ГОСТ 26633-2012».

Согласно пункту 23 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Песок природный для строительных работ средний (тип 1)» в том числе со следующими техническими характеристиками: «Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, слюда: не более 2% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3: не более 1% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,15% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке: пирит в пересчете на SO3: не более 4% по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах(халцедон, опал, кремень и др.): не более 50 ммоль/л; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке: уголь: не более 1% по массе Соответствие: ГОСТ 8736-2014».

Согласно пункту 30 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Щебень из естественного камня» в том числе со следующими характеристиками: «Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимых в щелочах: не более 50 ммоль/л; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3: не более 1,5 % по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: угля и древесных остатков: не более 1,0 % по массе; Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: свободные волокна асбеста: не более 0,25 % по массе. Соответствие: ГОСТ 8267-93».

 ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее – ГОСТ 26633-2012) с 01.09.2016 утратил силу, в связи с введением в действие ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее  ГОСТ 26633-2015).

Согласно пункту 7.4.1 ГОСТ 26633-2015 заполнители для бетона выбирают по зерновому составу, прочности, морозостойкости, плотности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, наличию и содержанию вредных и посторонних загрязняющих примесей, радиационно-гигиенической характеристике и другим показателям качества по ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736.

Согласно пункту 4 Приложения А к ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» (далее – ГОСТ 8267-93)  щебень и гравий применяют в бетоне без ограничений, если содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам, не более:

- 50 ммоль/л аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимых в щелочах;

- 1,5% по массе сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3;

- 4% по массе пирита;

- 15% по объему слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами;

- 0,1% по массе галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора;

- 0,25% по массе свободных волокон асбеста;

- 1,0% по массе угля и древесных остатков;

- 10% по объему каждого из перечисленных породообразующих минералов (магнетита, гетита, гематита и др., апатита, нефелина, фосфорита) или их суммы в количестве не более 15%).

Приложение А к ГОСТ 8736-2014 (далее – ГОСТ 8736-2014). Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия устанавливает допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов, которое не должно превышать следующих значений:

- аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л;

- сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,0%; пирит в пересчете на SO3 - не более 4% по массе;

- слюда - не более 2% по массе;

- галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе;

- уголь - не более 1% по массе.

Таким образом, Заказчиком по спорным позициям 15, 18, 23 и 30 Технического задания  характеристики товаров (значения сопровождающиеся словами «менее») установлены не в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 и 8736-2014.

Согласно пункту  2 вышеуказанного письма ФАС России «в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки».

Таким образом, жалоба Общества в данной части также является обоснованной, Заказчиком при описании товаров, используемых при выполнении работ, по вышеназванным спорным позициям, и установления требований к содержанию заявок на участие в аукционе,  нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона,

 

1.3. Согласно пункту 35 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Растворитель», в том числе со следующими характеристиками: «Массовая доля воды по Фирешу: более 0,5%. Массовая доля бутилацетата: не более 12%. Соответствие: ГОСТ 7827-74».

В Таблице 2 ГОСТ 7827-74 «Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия»  (далее – ГОСТ 7827-74) указаны физико-химические показатели растворителей, которым должны соответствовать следующим нормам, в частности: Массовая доля воды по Фишеру, %, не более, для марок: Р-4, Р-4А: 0,7; Р-5, Р-5А:                                        0,7; Р-12: 1,0.;

Согласно пункту 1.3 ГОСТ 7827-74 растворители должны соответствовать требованиям ГОСТ 31089-2003 и ГОСТ 7827-74 и изготавливаться по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке, при чем массовой доли бутилацетата должно быть для марок: Р-4 - не более 12%, Р-4А - отсутствие, Р-5 - не более 10%, Р-5А - не более 30%.

Следовательно, Заказчиком требование к характеристике  растворителя - массовая доля воды по Фишеру, установлено не в соответствии с ГОСТ 7827-74, что нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона.

 

2. Согласно пункту 10 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется «Краска», в том числе, со следующими характеристиками: «Характеристики калийного стекла: Внешний вид: должна быть жидкость зеленоватого оттенка. Содержание окиси калия: от 10,2 % до 12,5 %. Плотность: менее 1,5 г/см³. Содержание двуокиси кремния: от 22 % до 26 %».

В таблице 2  ГОСТ 18958-73 «Краски силикатные» указаны требования, которым должно соответствовать жидкое калийное стекло, входящее в состав краски силикатной:

Наименования показателей

Нормы

  1. Внешний вид

Жидкость желтоватого или зеленоватого оттенка

  1. Плотность, г/куб.см, не менее

1,3

  1. Содержание окиси калия, %

10,2-12,5

  1. Содержание двуокиси кремния, %

20,0-26,0

  1. Кремнезернистый модуль

2,5-4,0

  1. Вязкость по воронке В3-4, с, не более

25,0

Использование при описании объекта закупки требований к химическому составу вещества, являющегося составной частью компонента (жидкое калийное стекло), входящего в состав требуемого к поставке товара, не допустимо, поскольку предметом закупки является именно выполнение комплекса работ, в рамках которых будет использоваться несколько десятков наименований товаров (материала), при этом потенциальными участниками закупки являются именно хозяйствующие субъекты, способные выполнить данные работы, а не произвести требуемый к выполнению работ товар (материал), следовательно, контролировать, из каким химическим составом обладает жидкое калийное стекло, входящее в состав требуемого к поставке товара - краски, потенциальные участники могут лишь по документам на определенную партию товара, полученным от производителя того или иного товара (материала).

Использование при описании объекта закупки требований к химическому составу вещества, являющегося составной частью компонента, входящего в состав используемого при выполнении работ товара, является необъективным и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

3. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В пункте 1.10 части I Информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлен  запрет на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей в объеме 60% от стоимости контракта.

Учитывая, что статья 34 Закона не устанавливает каких-либо ограничений к привлечению субподрядчиков, запрет на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей в объеме 60% от стоимости контракта является нарушением требований части 1 статьи 34 Закона.

Решением Тверского УФАС России №05-6/1-64-2017 от 22.05.2017 Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны Российской Федерации признано нарушившим требования  пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34,  пунктов 1и 2  части 1 статьи 64, подпункта  «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Заказчику и аукционной комиссии выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ  утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Аукционная документация,  с нарушением требований Закона,    утверждена начальником Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны *** назначенным на данную должность приказом Министра обороны РФ №677 от 19.08.2013.

Следовательно, должностным лицом, ответственным за совершение вышеуказанного административного правонарушения, является начальник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны *** в его действиях содержится состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения:  28.04.2017 .

Место совершения административного правонарушения: ул. Жигарева, д. 50, г. Тверь.

Действия  ***.,  совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

*** в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением ею как должностным лицом своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе при утверждении документации о закупке; в частности, правильном установлении требований к объекту закупки.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ****. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении  от 30.08.2017 № 05-5/1-72-2017 и  материалами дела № 05-5/1-72-2017 и  решением Тверского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника закупки № 05-6/1-64-2017.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность является привлечение к административной ответственности по однородным правонарушениям (постановления  № 05-5/1-48-2016  от 27.10.2016 и № 05-5/1-61-2017от  05.07.2017).

Оснований для освобождения ****  административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановлением от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).

Правоотношения в сфере заказов являются предметом особой защиты со стороны государства и охраняются не только нормами российского, но и нормами международного законодательства. Так, согласно пунктам «b» и «с» части 1 статьи 9 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, констатируется необходимость мер по созданию надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. 

Такие системы затрагивают условия участия, критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов и их опубликования, а также применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур.

В данном случае, как указано выше, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона.

Руководствуясь статьями 23.66, 29.9 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  

1. Признать должностное лицо - *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на ***  административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафов за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации

Получатель:

УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)

ИНН 6905005800   КПП 690501001

Р/сч. № 40101810600000010005 в ОТДЕЛЕНИИ ТВЕРЬ Г.ТВЕРЬ

БИК 042809001

код бюджетной классификации 161 1 16 33010 01 6000 140

ОКТМО 28701000

Назначение платежа – штраф за нарушение законодательства о размещении заказов для нужд РФ

 

УИН (ID начисления)  0319830552090700000922859       (прим.: обязателен для указания)

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60  дней Управлением будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны