Постановление №05-5/1-79-2017 Постановление от 25 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении № 05-5/1-79-2017
«24» октября 2017 года г. Тверь
Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев протокол № 05-5/1-79-2017 в отношении должностного лица Администрации города Кимры - *** по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и материалы дела № 05-5/1-79-2017 об административном правонарушении,
в присутствии **** (представлен паспорт),
Установил:
1.
В Тверское УФАС России Контрольно-счетной палатой города Кимры (далее – КСП) представлены сведения о нарушении Администрацией города Кимры (далее – Заказчик) требований части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) в связи с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 отчетном году в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - закупки осуществлены на 9.1% вместо 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона.
КСП представлены Отчет о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении Администрации г. Кимры за 2016 год от 02.08.2017 (далее – Отчет), Акт №8 по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении Администрации г. Кимры за 2016 год от 05.07.2017, Реестр закупок по договорам с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100,0 тыс. руб. в 2016 г. (далее – Реестр), представленный Администрацией г.Кимры, письмо Администрации г.Кимры от 14.08.2017 № 5642 (далее – Письмо), в котором приведены сведения о совокупного годового объема закупок в 2016 году - 95133,9 тыс. руб.;; об объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона - 6491,6 тыс.руб. закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона; о сумме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 отчетном году - 8023,4 тыс.руб. Из приведенных данных сведений в Письме КСП сделан вывод о нарушении требований Закона в части объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 11 ст. 7.30 КоАП осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
При установлении события и состава административного правонарушения следует учитывать следующие нормативные положения Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 4 статьи 30 Закона по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 4.1 статьи 30 Закона порядок подготовки отчета, указанного в части 4 статьи 30 Закона, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 №238.
Заказчиком отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год (далее - Отчет) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещен 23.03.2017, что соответствует требованиям Закона.
Согласно подпункту а пункта 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, (Приложение к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденным Постановлением № 238, далее - Требований) в позиции 1 раздела II формы отчета указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей).
Согласно пункту 16 статьи 3 Закона совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Согласно подпункту г пункта 2 Требований, в позиции 4 указывается объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей).
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 38 Закона заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным); в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом.
Постановлением администрации г.Кимры №743/1-па от 29.12.2015 создана контрактная служба, утвержден ее состав, Положением о контрактной службе распределены функции и полномочия между работниками контрактной службы. Согласно Положению: на ***., начальника централизованной бухгалтерии, возложены полномочия по разработке плана закупок и план-графика закупок и внесению в них изменений в финансовой части, а также по организации оплаты по контрактам (пункты 2.1.1 и 2.1.3 Положения); на *** и ***., начальника и заместителя начальника отдела муниципального заказа, возложены полномочия по разработке, организации утверждения итогового плана-графика закупок и его размещению в ЕИС; обеспечению осуществления закупок у СМП и составлению и размещению в ЕИС Отчета об объеме закупок у СМП (абзацы в), г), ж) подпункта 2 пункта 2.1.1; абзац к) подпункта 1 пункта 2.1.2; абзац ж) подпункта 4 пункта 2.1.3 Положения).
Постановлением администрации города Кимры от 30.07.2015 №423-па утвержден механизм взаимодействия структурных подразделений по заключению, исполнению и расторжению контрактов и договоров, заключенных администрацией, согласно которому все проекты договоров и заключенные контракты поступают в отдел муниципального заказа.
***. работает в отделе муниципального заказа с 01.02.2007 главным специалистом (распоряжение от 28.09.2009 № 262, с 01.10.2009 начальником отдела муниципального заказа (распоряжение №267 от 01.10.2009; с 06.05.20016 по 04.01.2018 находится в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком – приказы от 06.02.2016 и от 25.10.2016.
*** работает в отделе муниципального заказа с 22.01.2010 главным специалистом (распоряжение№4-1 от 21.01.2010, с 10.09.2012 заместителем начальника отдела (распоряжение 24/2-ра/к от 10.09.2012; с 06.05.2016 – начальник отдела (приказ № 103-ра/к от 06.05.2016; с 02.06.2017 уволена (приказ от 31.05.2017 № 140-ра/к.
Таким образом, в связи с изложенным на основании Положения ((абзацы в), г), ж) подпункта 2 пункта 2.1.1; абзац к) подпункта 1 пункта 2.1.2; абзац ж) подпункта 4 пункта 2.1.3 Положения) ответственным должностным лицом, на которое возложены полномочия по организации и обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год, и по составлению и размещению Отчета в ЕИС является ***
Согласно материалам дела Администрацией города Кимры представлены документы, в том числе, Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год (далее – Отчет) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 №238 (в ред. от 05.02.2016 №77), размещенный в ЕИС 23.03.2017, то есть с соблюдением установленных Законом сроков – до 01.04.2017.
Согласно Отчету совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) в 2016 году - 31896,52896 тыс. руб.; закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона - 492,89345 тыс.руб. (закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона); объем закупок, который заказчик должен осуществить у СМП (15 %) и который осуществил, соответственно - 4710,54533 тыс.руб., 7206,73161 тыс. руб.; доля закупок у СМП - 22,95%.
Таким образом, согласно Отчету Заказчиком соблюдены требования Закона по объему закупок у СМП.
Вместе с тем, согласно сведениям и дополнительным документам, представленным Администрацией:
- СГОЗ в 2016 году составляет 95133,9 тыс. руб., что подтверждается выпиской из бюджетной росписи 2016 года с указанием сумм по группам расходов на закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
- закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона фактически составляют - 15684,28532 тыс. руб. ( 6491,6 тыс.руб. закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона (реестр закупок до 100 тыс. руб.) и 9 192,68720 тыс. руб. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона – договоры тепло-, электро-, водоснабжения, услуги связи);
- СГОЗ за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона- 79449,60629 тыс.руб. (95133,9 - 15684,28532);
- объем закупок, который заказчик должен осуществить у СМП (15 %) - 11917,44 тыс.руб.; фактически осуществил - 8023,4 тыс.руб.; и доля закупок у СМП-10,1 %.
В связи с вышеизложенным, по сведениям Администрации, Заказчик осуществил закупки у субъектов малого предпринимательства в 2016 отчетном году с нарушением требований части 1 статьи 30 Закона, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ - осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Как указано выше, в соответствии с локальными муниципальными актами ответственным должностным лицом, на которое возложены полномочия по организации и обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год, и по составлению и размещению Отчета в ЕИС является ***
*** полагает, что вменяемое ей совершение административного правонарушения по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ отсутствует, в частности в ее действиях отсутствует вина, представив в материалы дела информацию о том, что проверка соблюдения требований статьи 30 Закона проводилась ею при составлении Отчета об объеме закупок у СМП на основании плана-графика, в котором указан СГОЗ в размере 31896,52896 тыс. руб., и информации, содержащейся в плане-графике и предоставляемой в отдел информацией об исполнении контрактов; сведения о том, что превышен установленный Законом 5% барьер по закупкам до 100 тыс. руб. и оплачены в 2016 г. контракты (договоры), заключенные в предыдущие периода, в отдел закупок не предоствлялись в соответствии с требованиями постановления администрации города Кимры от 30.07.2015 № 423-па, утвердившем «Механизм взаимодействия структурных подразделений администрации города Кимры по заключению, исполнению и расторжению муниципальных контрактов и иных договоров, заключаемых администрацией города Кимры Твкрской области», и функциями, предусмотренными Положением о контрактной службе, утвержденным постановлением администрации г.Кимры №743/1-па от 29.12.2015; также отметила, что полномочия по обеспечению осуществления закупок у СМП заключается в проведении процедуры закупки в соответствии с требованиями Закона в части наличия сведений в извещении и документации об ограничениях и преимуществах для СМП; необходимый объем закупок у СМП был предусмотрен в плане-графике, самостоятельными полномочиями для принятия решения об объеме закупок у СМП не обладает
Должностное лицо Тверского УФАС России, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, установила следующее.
Привлеченные к участию в рассмотрении дела № 05-5/1-79-2017 в качестве свидетеля Исполняющий обязанности Главы города Кимры С.В.Брагина и начальник централизованной бухгалтерии администрации г.Кимры, работник контрактной службы Т.А. Чернова дали следующие пояснения на поставленные вопросы и предоставили дополнительные документы:
Администрацией представлены 9 контрактов, заключенные в прошлые периоды, оплата по которым согласно представленным платежным документам, была произведена в 20016 году на 28 340 986,62 руб., которые, как они полагают, должны включаться в СГОЗ 2016 года:
- 2 контракта со сроком действия до 32.12.2015 были заключены, соответственно №57/15 от 16.12.2015 на зимнее содержание дорог по цене 499 999 руб., и № 55/15 от 16.11.2015 на содержание уличной дорожной сети по цене 1 700 000 руб. – всего оплачено 2 199 999 руб.
- 7 контрактов на долевое участие в строительстве жилья по программе переселения граждан: от 03.12.2013 с ООО «Ма-Няня»; от13.11.2013 с ООО «Югинвестстрой; 5 договоров с 20.августа по 12 сентября 2014 года с ООО «Кимры Девелопмент» со сроком строительства по 30.09.2015 года. По данным последним пяти контрактам согласно представленным платежным документам в 2016 году было оплачено 26 140 987.62 руб.; сведения об оплате в 2016 году по первым двум договорам отсутствуют.
Вместе с тем, по правилам пункта 16 статьи 3 Закона в СГОЗ включается оплата контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Названные выше 9 контрактов должны быть исполнены и оплачены в 2015 году, по сведениям Брагиной С.В. оплата производилась по фактически выполненным работам по данным контрактам с нарушением сроков исполнения; при этом соглашения о продлении сроков выполнения работ не заключались, поскольку не предусмотрено Законом и не позволит предъявить штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ. Следовательно, 28 340 986,62 руб. по оплате названных договоров не должны входит в СГОЗ 2016 года.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона было заключено, помимо 173 договоров по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона, 4 контракта на оказание услуг по тепло-, электро-, водоснабжению и связи на 9 192,68720 тыс. руб. При этом сведения о данных закупках в плане-графике закупок на 2016 год не содержатся. Вместе с тем при расчете доли закупок у СМП данная сумма не повлияет, поскольку в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 30 Закона она не учитывается.
Документов и сведений об исполнении иных контрактов на сумму около 20 000 тыс. руб. (95133,9 - 31896,52896 – 15684,29- 28 340, 98662) Администрацией не представлено; Контрольно-счетной палатой г.Кимры таких доказательств также не представлено, в выписке из бюджетной росписи приведены суммы по определенным группам закупок, а не по отдельным контрактам (договорам). В связи с вышеизложенным, истинные сведения о СГОЗ не представлены
По сведениям Брагиной С.В. сведениями о финансовом обеспечении закупок, в том числе по оплате контрактов за предыдущие периоды обладает централизованная бухгалтерия, которая составляет смету расходов, при этом в отдел муниципального заказа поступают все документы о вносимых изменениях в контракт (дополнительные соглашения; об исполнении контракта для внесения сведений в реестр контрактов), сведения о промежуточных оплатах по контракту в отдел скорее всего не поступают; отдел муниципального заказа полномочиями по принятию решений об осуществлении закупок не обладает.
Таким образом, в Администрации нарушен установленный ею порядок обмена информацией и учета информации в сфере закупок для муниципальных нужд.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вина по несоблюдению Заказчиком требований Закона в части объема закупок у СМП в действиях *** не установлена, т.е. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.29 КоАП РФ
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.66, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении № 05-5/1-79-2017 в отношении должностного лица Администрации города Кимры - ***, по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.