Постановление №05-5/1-87-2017 Постановление от 25 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  за нарушение законодательства

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по делу об административном правонарушении № 05-5/1-87-2017

       

Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2017 г.                                         г. Тверь

Мотивированное постановление изготовлено 27 ноября 2017 г. 

         

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Фомин В.М., рассмотрев постановление межрайонного прокурора младшего советника юстиции Клименченко В.С. о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.11.2017 в отношении должностного лица – Главы гор. Ржева Тверской области ***, и материалы дела об административном правонарушении № 05-5/1-87-2017 по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии защитника ** Шпаковой А.А. (доверенность, паспорт <...> прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики старшего советника юстиции Шевченко Т.А. (служебное удостоверение ***),

в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела ***.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Настоящее дело возбуждено постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным 08.11.2017 межрайонным прокурором младшим советником юстиции Клименченко В.С. в отношении должностного лица – Главы гор. Ржева Тверской области ***. по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ в связи с принятием решения о способе закупки с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Согласно указанному постановлению, целью правового регулирования и основными принципами процесса государственных закупок являются эффективное использование бюджетных средств, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статьи 1 и 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 1 статьи 29 Устава города Ржева Тверской области, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 14.07.2015 г. № 50, (далее – Устав) Глава города Ржева является высшим выборным должностным лицом города Ржева, возглавляет Администрацию города Ржева и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 1, 3 - 4 части 2 статьи 30 Устава Глава гор. Ржева, возглавляя Администрацию гор. Ржева, без доверенности действует от имени Администрации гор. Ржева, осуществляет полномочия по руководству Администрацией гор. Ржева, заключает договоры и соглашения от имени Администрации города Ржева.

Постановлением Администрации г. Ржева Тверской области от 15.07.2016 № 653 на территории г. Ржева Тверской области в связи с аварийным состоянием моста через реку Волга (новый мост) введен режим «Чрезвычайной ситуации».

18.07.2016 г. между Администрацией г. Ржева и ООО «Трансстроймеханизация» (далее – Общество) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона заключен муниципальный контракт № 270 на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост). Стоимость работ по контракту составила 191 862 969 рублей 00 копеек.

Соглашением от 30.11.2016 года между Администрацией г. Ржева и Обществом вышеуказанный контракт расторгнут с даты подписания, стоимости работ по исполненным Подрядчиком обязательствам составила 124 737 690, 22 руб. Последняя оплата Администрацией по выполненным Обществом работам произведена 22.12.2016 г. (платежное поручение № 2901 от 22.12.2016 г.). Таким образом, указанный контракт расторгнут 22.12.2016 года.

24.08.2017 в 17.00. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева Тверской области принято решение рекомендовать Главе г. Ржева ***. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга (новый мост) с ООО «Трансстроймеханизация» в связи с чрезвычайной ситуацией.

24.08.2017 г. между Администрацией гор. Ржева, в лице Главы гор. Ржева ***, и Обществом на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона заключен муниципальный контракт № 310 на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост). Стоимость работ по контракту составила 72 658 995, 62 руб.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если возникла потребность в определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации    последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Согласно пунктам 1.1 - 1.3 муниципального контракта Администрация поручает, а Общество принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост) и сдать результат работ Администрации, а Администрация обязуется принять выполненные работы и оплатить работы на условиях контракта. Срок выполнения работ: 31.10.2017. Место выполнения работ, виды и объем работ определены Техническим заданием на работы (приложение № 1 к контракту), проектно - сметной документацией (приложение № 3 к контракту), сводной ведомостью объемов и стоимости работ (приложение № 4 к контракту).

Согласно пункту 2.7 контракта источник финансирования: 58 127 196, 50 руб. - за счет средств областного бюджета Тверской области, и 14 531 799, 12 руб. - за счет средств бюджета гор. Ржева Тверской области.

Как указано выше, частью 1 статьи 24 Закона предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если возникла потребность в определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, законодатель обуславливает право на заключение контракта на выполнение работ в соответствии с приведенными нормами вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые при определенных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС - 9962/13, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.

В постановлении ФАС России от 17.06.2016 № 17/41463/16 со ссылкой на судебную практику по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Движение по мосту через реку Волга (новый мост) восстановлено с ноября 2016 года и по дату составления прокурором постановления в связи с ремонтными работами, чрезвычайной, либо аварийной ситуацией не приостанавливалось.

Необходимость в проведении работ по ремонту моста через реку Волга (новый мост) возникла не внезапно, чрезвычайная ситуация на территории города Ржева введена более года назад, в связи с чем указанные обстоятельства (проведение заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям, заключение муниципального контракта неконкурентным способом) не свидетельствуют о том, что Глава гор. Ржева ***, действовал в условиях крайней необходимости, а также не указывает на неотложность проведения работ, и поэтому оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком у последнего не имелось.

Кроме того, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона заказчик обязан внести изменения в план - график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Согласно плану - графику Администрации г. Ржева Тверской области изменения в части планирования осуществления закупки у единственного поставщика на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга (новый мост) внесены 21.08.2017 г., то есть до проведения заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям 24.08.201 7.

Изложенное свидетельствует об осведомленности Администрации гор. Ржева о планируемом заключении контракта неконкурентным способом.

Согласно статье 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного *** инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ – принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что в действиях директора главы гор. Ржева Тверской области *** содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, действия им совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части выбора способа закупки, которые в данном случае выражались в необходимости выбора конкурентного способа; об отсутствии оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным ниже в данном постановлении.

При рассмотрении настоящего дела следует учитывать следующие нормативные положения, правовую позицию судов, а также правоприменительную практику.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 56 под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 и включает в себя выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. При этом группировка, включенная в код 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, также включает в себя разработку проектов гражданского строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.

Такой Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 471-р, и включает в себя код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 «42 - Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства», за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Таким образом, законодатель устанавливает общее правило – контракт должен быть заключен по результатам конкурентных процедур; возможность осуществления закупки у единственного поставщика носит исключительный характер – только в прямо предусмотренных Законом случаях; применительно к спорному случаю возможность заключения контракта должна быть обусловлена обстоятельствами аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые при определенных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2012 № 3352/12 по делу А40-25926/2011-13-230, юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 указывает на следующий порядок трактовки понятий чрезвычайности и непредотвратимости:

«Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей...».

В постановлении ФАС России от 17.06.2016 № 17/41463/16 со ссылкой на судебную практику по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2009 № Д05-4029 (в части разъяснения порядка применения пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», содержание которого аналогично положениям пункта 9 части 1 статьи 93 Закона) к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).

Как указано выше, Постановлением Администрации г. Ржева Тверской области от 15.07.2016 № 653 на территории г. Ржева Тверской области в связи с аварийным состоянием моста через реку Волга (новый мост) введен режим «Чрезвычайной ситуации».

18.07.2016 г. между Администрацией г. Ржева и Обществом на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона заключен муниципальный контракт № 270 на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост). Стоимость работ по контракту составила 191 862 969 руб.

Соглашением от 30.11.2016 г. между Администрацией г. Ржева и Обществом вышеуказанный контракт расторгнут с даты подписания, стоимости работ по исполненным Подрядчиком обязательствам составила 124 737 690, 22 руб., контракт был неисполнен на сумму 67 125 278, 78 руб.  Последняя оплата Администрацией по выполненным Обществом работам произведена 22.12.2016 г. (платежное поручение № 2901 от 22.12.2016 г.). Таким образом, указанный контракт расторгнут 22.12.2016 года.

24.08.2017 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева Тверской области принято решение рекомендовать Главе г. Ржева ***. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга (новый мост) с Обществом, вновь в связи с чрезвычайной ситуацией.

24.08.2017 г. между Администрацией гор. Ржева, в лице Главы гор. Ржева ***., и Обществом на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона заключен муниципальный контракт № 310 на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост). Стоимость работ по контракту составила 72 658 995, 62 руб.

Материалы дела также свидетельствуют о следующем.

23.03.2016 г., то есть, примерно за 4 (четыре) месяца до введения режима чрезвычайной ситуации, Администрацией гор. Ржева был объявлен конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», с начальной (максимальной) ценой контракта 191 862 969 руб., № извещения о проведении конкурса – 0136300005816000007. 24.03.2016 г., то есть, на следующий день, закупка была отменена, отказ от осуществления закупки был мотивирован наличием технических ошибок в конкурсной документации.

05.04.2016 г. Администрацией гор. Ржева вновь был объявлен конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», с аналогичной начальной (максимальной) ценой контракта - 191 862 969 руб., № извещения о проведении конкурса – 0136300005816000009. Согласно протоколу № 0136300005816000009 – 2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального  контракта на выполнение работ по объекту: «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)» от 08.06.2016 г. конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что заявки 2 (двух) участников конкурса, подавших заявки на участие в конкурсе, признаны несоответствующими требования конкурсной документации.

14.07.2016 г. Администрацией гор. Ржева вновь был объявлен конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Ремонт моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост)», с аналогичной начальной (максимальной) ценой контракта - 191 862 969 руб., № извещения о проведении конкурса – 0136300005816000032. Вместе с тем, 16.07.2016 г. закупка была отменена, при этом постановлением Администрации г. Ржева Тверской области от 15.07.2016 № 653 на территории г. Ржева Тверской области в связи с аварийным состоянием моста через реку Волга (новый мост) введен режим «Чрезвычайной ситуации».

Изложенное бесспорно свидетельствует о том, что и на дату заключения первого контракта на выполнение работ по ремонту моста через реку Волга в городе Ржеве Тверской области (новый мост), с ценой контракта 191 862 969 руб., - 18.07.2016 г.,  Администрацией г. Ржева с Обществом, объективно, отсутствовали основания для его заключения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона.

Неисполнение такого контракта на сумму 67 125 278, 78 руб. с последующим заключением уже 24.08.2017 г. контракта на сумму 72 658 995, 62 руб. также косвенно свидетельствует о том, что и в случае заключения контракта 24.08.2017 г. фактически не имеет место устранение аварии, иных чрезвычайных ситуаций, а скорее, заключение такого контракта направлено на выполнение работ, не выполненных в рамках контракта, заключенного в 2016 г., и устранения допущенных в ходе исполнения такого контракта недостатков.

Вышеизложенное явно не свидетельствуют о том, что глава гор. Ржева ****  действовал в условиях крайней необходимости, а также не указывает на неотложность проведения ремонтных работ, поэтому оснований для заключения контракта неконкурентным способом с единственным подрядчиком у последнего не имелось.

В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно представленному контракту со стороны Администрации гор. Ржева он подписан Главой гор. Ржева ***    

Таким образом, в действиях должностного лица – Главы гор. Ржева ***., избранного Главой гор. Ржева согласно решению Ржевской городской Думы № 151 от 22.03.2017 г., и в соответствии с пунктами 1, 3 - 4 части 2 статьи 30 Устава, возглавляя Администрацию гор. Ржева, без доверенности действует от имени Администрации гор. Ржева, осуществляет полномочия по руководству Администрацией гор. Ржева, заключает договоры и соглашения от имени Администрации гор. Ржева, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Администрации гор. Ржева: Тверская обл., гор. Ржев, ул. Партизанская, д. 33.

Дата совершения административного правонарушения: 24.08.2017.

Изложенные при вынесении прокурором постановления *** доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, - о наличии дефектов моста, о стратегической важности объекта, о несвоевременном выделении бюджетных средств на ремонт моста, опровергаются как материалами дела, так и не свидетельствуют о наличии оснований для заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона у единственного подрядчика.

Также отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства защитника *** Шпаковой А.А. о применении положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в части снижения размера административного штрафа.

Действия *** совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

*** в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением им как должностным лицом своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости выбора законного способа осуществления закупки на выполнение работ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ****. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.11.2017 и материалами дела № 05-5/1-87-2017 об административном правонарушении.

Материальное положение *** является стабильным.

Отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены.

При этом отсутствуют основания для освобождения **** от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:

1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);

2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;

3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;

4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановлением от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).

Правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд являются предметом особой защиты со стороны государства и охраняются не только нормами российского, но и нормами международного законодательства. Так, согласно пунктам «b» и «с» части 1 статьи 9 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, констатируется необходимость мер по созданию надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. 

Такие системы затрагивают условия участия, критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов и их опубликования, а также применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур.

Состав инкриминируемого Пряникову А.Н. правонарушения является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только и не столько в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Об особой правовой защите государством правоотношений в указанной сфере также свидетельствует установление значительных санкций за деяния, предусмотренные статье 7.29 КоАП РФ.

С учетом изложенного, даже при наличии смягчающих обстоятельств (если таковые имеют место быть), указанное не дает административному органу права для освобождения *** от административной ответственности.

Также, как указано выше, отсутствуют основания для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Характер совершенного административного правонарушения, по мнению должностного лица Управления, исключает возможность применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

 

Руководствуясь статьями 2.1, 4.5, частью 2 статьи 7.29, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо - Главу гор. Ржева Тверской области ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Главу гор. Ржева Тверской области ***, административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

3. Отказать Главе гор. Ржева *** в удовлетворении ходатайств о снижении размера административного штрафа в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Реквизиты для перечисления штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов

Получатель:

УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)

ИНН 6905005800   КПП 695001001

Р/сч. № 40101810600000010005 в ОТДЕЛЕНИИ ТВЕРЬ Г.ТВЕРЬ

БИК 042809001

код бюджетной классификации 161 1 16 33040 04 6000 140

ОКТМО городского округа – 28745000

Назначение платежа – штраф за нарушение законодательства о закупках для нужд городских округов

 

УИН (ID начисления)  16152112600001017729 (прим.: обязателен для указания)

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны