Решение б/н Решение от 6 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-15-2018

 

29 января 2018 года                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Шибанов Я.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Староконь Е.В.  – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Министерства здравоохранения Тверской области (далее – Заказчик): Янковой М.А. (доверенность),

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Уполномоченный орган): Заикиной Н.М. (доверенность), 

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Региональное отделение в Тверской области (далее – Заявитель);

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 22.01.2018 поступила жалоба Заявителя о нарушении при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку быстровозводимого модульного фельдшерско - акушерского пункта (ФАП в пос. Никольский, извещение от 29.12.2017 № 0136200003617011945) требований Закона в части несоблюдения порядка (последовательности) проведения электронного аукциона. Несоблюдения порядка проведения электронного аукциона мотивировано тем обстоятельством, что ФАП в пос. Никольский уже функционирует, хотя на момент подачи жалобы поставщик еще не определен и контракт не заключен.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе - несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению; представлена  письменная позиция, заключающаяся в следующем. Аукцион проводится в порядке, установленном Законом, подано 3 заявки, все участники аукциона активно подавали ценовые предложения, в результате чего имело место существенное снижение начальной (максимальной) цены.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

29.12.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003617011945 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку быстровозводимого модульного фельдшерско - акушерского пункта (ФАП в пос. Никольский, далее – Аукцион) и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 045 000 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в вышеуказанном Аукционе от 22.01.2018 заявки на участие в аукционе подали 3 (три) участника закупки; по результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в Аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 25.01.2018 подача ценовых предложений осуществлялась всеми участниками Аукциона, минимальное предложение о цене контракта – 2 679 600 руб., т.е., снижение составило 12,0% от начальной (максимальной) цены контракта. Все протоколы подписаны и размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

На дату рассмотрения настоящей жалобы не состоялось рассмотрение вторых частей заявок и государственный контракт не подписан.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией не установлено нарушение требований Закона при проведении Аукциона и фактов осуществления Заказчиком и (или) Уполномоченным органом действий, свидетельствующих о создании неравных условий между участниками Аукциона, препятствии кому-либо из участников стать поставщиком и заключить государственный контракт, или совершении иных действий, которые противоречат Закону, в связи с чем жалоба признается необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить и отразить в настоящем решении следующее.

Согласно статье 2 Закона законодательство о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона.

Антимонопольные требования к действиям органов власти, в том числе, при проведении торгов, установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), который направлен на предупреждение и пресечение ограничения конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Антимонопольные требования к поведению органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, установлены статьей 15 Закона о защите конкуренции. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции вышеуказанным органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, запрещено:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции;

- создание дискриминационных условий, т.е. условий доступа на товарный рынок или функционирования на рынке, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравные условий.

Таким образом, действия вышеуказанных органов и организаций могут быть квалифицированы как носящие признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции только при наличии в совокупности двух обстоятельств: такие действия ограничивают либо создают реальную возможность ограничения конкуренции и не соответствуют законодательству Российской Федерации.  

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, закрепленные в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов. Учитывая вышеуказанное, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

При этом Верховный Суд Российской Федерации особо подчеркнул, что нарушение действующего законодательства органом власти, не связанное с негативным влиянием на конкуренцию или не влекущее возможность нарушения охраняемого законом баланса экономических интересов, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Сам по себе факт функционирования ФАПа в пос. Никольский, с учетом вышеуказанных обстоятельств проведения Аукциона и отсутствия сведений об иных действиях Заказчика, Уполномоченного органа или должностных лиц органов исполнительной власти Тверской области, указывающих на попытки повлиять на результаты Аукциона или воздействовать на лиц, участвовавших в Аукционе, не свидетельствует о наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение правил, установленных вышеуказанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В случае поступления в Тверское УФАС России информации о действиях Заказчика, Уполномоченного органа или должностных лиц органов исполнительной власти Тверской области, указывающих на попытки повлиять на результаты Аукциона, воздействовать на лиц, участвовавших в Аукционе, иных действий, направленных на обеспечение победы в Аукционе одному из участников, заключение государственного контракта без проведения торгов или оплату поставленного товара (работы, услуги), связанной с ФАПом в пос. Никольский, такие действия будут оцениваться Тверским УФАС России с точки зрения нарушения статей 15, 16 или 17 Закона о защите конкуренции. 

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в лице Регионального отделения в Тверской области необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны