Решение б/н Решение от 19 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-31-2018

 

09 февраля 2017 года                                                                                                                  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Шибанов Я.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Гаврылив Н.С. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Муниципального унитарного предприятия городского водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «ГОРВОДОКАНАЛ») (далее - Заказчик): Ленковой Е.А. (доверенность), Цветкова А.И. (доверенность),

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «БитумТрейд» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7 – 7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 02.02.2018 поступила жалоба Общества, согласно которой документация электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мазута топочного (извещение от 17.01.2018 № 0536600018618000003) не соответствует требованиям Закона в связи с установлением в инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе требований к показателям, значения которых подлежат указанию в первой части заявки, не сопоставленных с техническим стандартом, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Заказчиком представлены письменные пояснения о несогласии с доводами жалобы.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

17.01.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0536600018618000003 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мазута топочного и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 100 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

-  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

Согласно части 5 статьи 65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как указано выше, объектом закупки является поставка мазута топочного.

Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ, изложены в Заказе на поставку товара в таблице «Техническое задание».

Согласно информационной карте документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (в произвольной форме);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным данной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), наименование страны происхождения товара (в произвольной форме в соответствии с требованиями п.5.1, 5.2 раздела V «Заказ на поставку» документации об аукционе).

В инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме установлены следующие требования к первым частям заявок: «…Сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований.

Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог». Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать «в пределах», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «+/-», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «или» и т.п., то есть должны быть конкретными. Употребление словосочетаний: «в основном», «и другое», слов «ориентировочно», «возможность» - не допускается.

При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в соответствующем разделе документации - техническое задание/спецификация/заказ на поставу (далее документация).

Если в документации значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более» или «не менее», участник закупки в своем предложении устанавливает конкретное значения такого показателя…»

В разъяснении № 1 к документации об электронном аукционе указано следующее: «Учитывая то, что сроки поставки мазута топочного ограничены в связи со сложившейся ситуацией (несостоявшимися аукционами в связи с тем, что не поступило ни одной заявки), заказчик предполагает участие в данном аукционе поставщиков, имеющих запас необходимого количества топлива, качество и характеристики которого известны и подтверждены паспортами.

Что касается заявок, предоставляемых на участие в аукционе поставщиками, не имеющими требуемого количества товара или не имеющего его совсем (т.е. не имеющими конкретных  характеристик на каждую конкретную партию товара), то Заказчик, МУП «Горводоканал», в этом случае руководствуется разъяснениями Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, представленными в письме МЭРТ РФ от 26 февраля 2016 г. N Д28и-435, где сказано, что «в случае, если документация о закупке содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, устанавливающих требования к закупаемым товарам (работам, услугам), то в первой части заявки участник закупки указывает диапазон таких показателей».

Таким образом, заявка участника аукциона, в первой части которой будут представлены в качестве характеристик диапазоны показателей технических характеристик товара, например:

5          Массовая доля серы, %        3 - 3,5*

* - конкретные показатели будут представлены при поставке каждой партии товара и подтверждены паспортами качества.

будет признана соответствующей требованиям заказчика, а участник закупки будет допущен к участию в электронном аукционе…».

Вместе с тем, согласно подпункта 4 пункта 1 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Так, в таблице Технического задания документации об аукционе (далее – ТЗ) установлены следующие требования к поставляемому товару:

    1. Наименование Товара: мазут топочный 100, ГОСТ 10585-2013.
    2. Требования к техническим характеристикам Товара

п/п

Наименования показателя

Требование

1

Теплота сгорания, кДж/кг

Не менее 39900

Температура застывания, град. С

Не выше 25

Температура вспышки, град. С

Не ниже 110

2

Вязкость при 100 град. С, условная

Не более 6,80

3

Зольность, %

Не более 0,05

4

Массовая доля механических примесей, %

Не более 1,0

5

Массовая доля серы,%

Не более 3,5

6

Массовая доля воды, %

Не более 1,0

7

Плотность при 15о, кг/м3

Не нормируется

В таблице 1 «Физико-химические показатели» раздела 4 ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» при описании физико-химических показателей используются словосочетания «не более», «не менее», «не выше», «не ниже».

При этом значения показателей, указанные Заказчиком, соответствуют требованиям Стандарта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчик требования статьи 33 Закона не нарушил.

При этом, как указано выше, в инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме Заказчиком установлено следующее требование о том, что в первой части заявки значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать «в пределах», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «+/-», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «или» и т.п… Если в документации значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более» или «не менее», участник закупки в своем предложении устанавливает конкретное значения такого показателя…».

Таким образом, содержание инструкции по заполнению заявок позволяет сделать вывод о том, что Заказчик установил требование к участникам закупки об указании ими в первой части заявки значений показателей, отличающихся от стандартов, и которые могут быть известными только при условии наличия у такого участника закупки товара.

Следовательно, Заказчик при установлении требований к содержанию первой части заявки нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 и подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона, в части дачи разъяснений, изменяющих суть документации об аукционе – требования части 5 статьи 65 Закона.

Таким образом, жалоба Общества является обоснованной.

Вместе с тем, Комиссия учитывает следующее.

Из содержания жалобы Общества и предоставленных документов следует, что оно было не просто ознакомлено с разъяснениями, но и подавало запрос на разъяснение положений документации; разъяснения хоть и меняли суть документации об аукционе, но их содержание, по мнению Комиссии, свидетельствовало о том, что Заказчик гарантировал, что при рассмотрении заявок  комиссия будет действовать законно и допустит к участию в аукционе участников закупки, чьи заявки будут содержать словосочетания «не более», «не менее», «не ниже» и т.п. или в диапазоне, то есть, значения, предусмотренные стандартом.

Содержание протокола рассмотрения первых частей заявок от 05.02.2018 на участие в электронном аукционе свидетельствует о том, что для участия в аукционе заявки подали 5 (пять) участников закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям Закона и документации об аукционе; никому из участников закупки не было отказано в допуске к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.02.2018 непосредственное участие в аукционе приняло 3 (три) участника аукциона, снижение по результатам аукциона составило 5%, начальная (максимальная) цена контракта с цены 15 100 000,00 руб. снижена до цены 14 345 000 руб.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.02.2018 победителем аукциона признано ООО «СинтекТрансгрупп».

Согласно документации об аукционе и проекту контракта поставка мазута топочного должна осуществляться в период с даты заключения контракта и до 07.03.2018 г., то есть, в зимний отопительный период.

При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым учесть необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, поскольку выдача предписания об устранении выявленного нарушения может привести к срыву поставки топлива и, соответственно, к срыву отопительного сезона в зимний период, что может негативно повлиять на нормальную жизнедеятельность населения.

Также, по мнению Комиссии, указанное в мотивировочной части нарушения не препятствовало подаче Обществом заявки на участие в аукционе, не повлияло на результат закупки и выбор победителя при проведении спорного аукциона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать жалобу ООО «БитумТрейд» обоснованной.

2. Признать Муниципальное унитарное предприятие городского водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «ГОРВОДОКАНАЛ»)  нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 и части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны