Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 05-6/1-110-2013

 

05 июля 2013 года                                                                                                                     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Михеев А.А. – главный специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства здравоохранения Тверской области: ***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: ***,

- ЗАО «Компания «Интермедсервис»: ***,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу ЗАО «Компания «Интермедсервис» (далее – Общество), и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

                                                                                 

                                                                        установила:

 

В Тверское УФАС России 28.06.2013 поступила жалоба Общества, полагающего, что Министерством здравоохранения Тверской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку флюорографов для нужд учреждений здравоохранения Тверской области (16 800 000) (извещение от 06.06.2013 № 0136200003613001653) (далее – аукцион) нарушены требования Закона в части установления требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа. В своей жалобе Общество указывает на то, что установленным техническим характеристикам требуемого к поставке товара соответствует товар лишь одного производителя – ЗАО «Научно-исследовательская производственная компания «Электрон», при этом соответствующее техническим характеристикам оборудование является, по своей сути, цифровым рентгенографическим аппаратом, тогда как предметом контракта является поставка цифрового малодозового флюорографа.

Представитель Заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, пояснив, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта учитывались коммерческие предложения двух производителей медицинского оборудования: ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СКБ «Медрентех», что, по мнению Заказчика, свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников размещения заказа.

Представитель уполномоченного органа также считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поддержав доводы Заказчика, а также дополнительно пояснив, что на участие в открытом аукционе в электронной форме было подано пять заявок от участников размещения заказа, при этом предложено оборудование четырех различных производителей медицинского оборудования, следовательно, установленные в документации об аукционе требования к техническим характеристикам товара не ограничивают количество участников размещения заказа.

На момент рассмотрения жалобы государственный контракт заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

06.06.2013 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003613001653 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку флюорографов для нужд учреждений здравоохранения Тверской области и документация об аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 800 000, 00 рублей. Согласно извещению открытый аукцион в электронной форме проводится на сайте оператора электронной площадки www.rts-tender.ru.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.

Согласно части 1 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать также требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 6.4 части 3 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона

Частью 2 статьи 19.1 Закона предусмотрено, что в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Согласно части 4 статьи 19.1 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

В соответствии с вышеуказанной нормой Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 утверждены Правила  формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.

Согласно извещению, заказ размещается на поставку товара, относящегося к коду 3311232 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), следовательно, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчик, уполномоченный орган обязаны руководствоваться Правилами.

Согласно пункту 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

Законодательство о размещении заказов не содержит определения понятия «взаимозаменяемый». Вместе с тем, Комиссия в целях толкования данного термина считает возможным исходить из определения, данного в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому взаимозаменяемые товары это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В соответствии с извещением о проведении аукциона предметом контракта является поставка четырех флюорографов малодозовых цифровых. Как следует из положений документации, а также из общедоступных источников информации, флюорограф это устройство для рентгенологической диагностики (обследования) легочных и сердечно – сосудистых заболеваний; перечисленное определяет его основное функциональное назначение.

Комиссия, при оценке соблюдения заказчиком, уполномоченным органом требований законодательства о размещении заказов,  считает, что перечисленные нормы, и прежде всего положения части 3.1 статьи 34, статьи 19.1 Закона, Правил, необходимо оценивать в их системной взаимосвязи, а также с учетом целей Закона, указанных в статье 1 Закона: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Именно в целях пресечения злоупотреблений в сфере размещения заказов в Закон была введена статья 19.1 Закона, положения которой – в совокупности с требованиями Правил, обязывают заказчика при установлении требований учитывать, прежде всего, функциональное назначение товара, обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлять с направлением запроса не менее чем пяти производителям товара (пункт 6 Правил), что предполагает отбор таких пяти производителей не только с учетом наименования товара, но и с учетом функционального назначения товара, его действительных качественных и технических характеристик.

Заказчиком представлены Комиссии запросы, направленные пяти производителям - ЗАО «Рентгенпром», ЗАО «АМИКО», ООО «Спектр-АП», ЗАО «НИПК «Электрон», ЗАО «СКБ «МЕДРЕНТЕХ»; два производителя - ЗАО «НИПК «Электрон» и ЗАО «СКБ «МЕДРЕНТЕХ», представили свои ценовые предложения, которые были учтены при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Вместе с тем, один из тех, кому был направлен запрос – ЗАО «АМИКО», представило информацию о том, что технические требования к флюорографу составлены по модель конкретного производителя, что не позволяет ему принять участие в аукционе; а также  просило внести соответствующие коррективы. Кроме того, в коммерческом предложении ЗАО «СКБ «МЕДРЕНТЕХ» содержится информация о малодозовом цифровом стационарном флюорографе ФЦС-Рентех (220), из коммерческого предложения следует, что предложенный товар по техническим характеристикам: параметры питающей сети и диапазон анодного напряжения, не соответствует характеристикам, указанным Заказчиком в запросе; следовательно, коммерческое предложение данного Общества не могло быть использовано для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением требований статьи 19.1 Закона.

Указанное свидетельствует о том, что заказчиком была создана видимость соблюдения требований статьи 19.1 Закона и Правил, при этом фактически указанные требования были проигнорированы.

Общество в своей жалобе также указало, что ряд требований к техническим характеристикам, установленных в документации об аукционе, установлены таким образом, что им соответствует единственная модель медицинского оборудования - Аппарат рентгенографический цифровой АРЦ - «Эксперт», производителем которого является ЗАО «НИПК «Электрон». При этом, как следует из пояснений Общества, оборудование, соответствующее техническим характеристикам, установленным в документации об аукционе, является цифровым рентгенографическим аппаратом и не отвечает определенной в предмете контракта характеристики флюорографа как малодозовый, так как рентгеновское излучение, выделяемое рентгенографическим аппаратом, выше, чем излучение, выделяемое цифровым флюорографом. Характеристиками, как ограничивающими количество участников размещения заказа, так и позволяющими отнести такой товар к рентгенографическому аппарату, являются: требование к питающей сети 3х 380±10%, 50 ГЦ; мощность генератора от 70 до 75 кВт; диапазон анодного напряжения не более 40 и не менее 150; диапазон анодного напряжения не более 10 и не менее 800; наличие просмотра многокадровых изображений (покадрово, в режиме кино, кинопетли, в режиме реального времени), и другие характеристики.

Заявителем также представлены сведения и документы о трех фактах размещения заказа – в г. Санкт-Петербурге, в Астраханской и Кемеровской областях (материалы в деле), когда заказчиком были установлены требования к товару аналогично требованиям, установленным заказчиком в рамках спорного заказа; в указанных случаях заявку подавал только один участник – ЗАО «НИПК «Электрон», с которым контракт при таких обстоятельствах должен был быть заключен по начальной (максимальной) цене контракта.

При этом к доводам заказчика и уполномоченного органа о том, что подача пяти заявок на участие в аукционе свидетельствует об отсутствии нарушения требований части 3.1 статьи 34 Закона, Комиссия относится критично, поскольку сопоставление содержания этих заявок, и сведений о предложенных товарах, содержащихся в общедоступных источниках информации, позволяет сделать вывод о возможной недостоверности предоставленных сведений, и само по себе не может свидетельствовать о соблюдении заказчиком, уполномоченным органом требований части 3.1 статьи 34 Закона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

решила:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Компания «Интермедсервис» обоснованной

2. Признать Министерство здравоохранения Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования части 3.1 статьи 34 и статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Правил  формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881.

3. Выдать Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов путем аннулирования торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии  В.М. Фомин

Члены Комиссии Л.В. Посохова, А.А. Михеев, Я.А. Шибанов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-110-2013

об аннулировании торгов

       

05 июля 2013 года                                                                                                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Михеев А.А. – главный специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. –специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства здравоохранения Тверской области: ***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: ***,

- ЗАО «Компания «Интермедсервис»: ***,

на основании решения от 05.07.2013 по делу № 05-6/1-110-2013 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон),

 

предписывает:

 

В срок до 24.07.2013

1. Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставка флюорографов для нужд учреждений здравоохранения Тверской области (16 800 000) (извещение от 06.06.2013 № 0136200003613001653), путем отмены всех юридически значимых действий в том числе:

- отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставка флюорографов для нужд учреждений здравоохранения Тверской области (16 800 000) (извещение от 06.06.2013 № 0136200003613001653),

- возврата поданных участниками размещения заказа заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме,

- прекращения блокирования денежных средств оператором электронной площадки по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставка флюорографов для нужд учреждений здравоохранения Тверской области (16 800 000) (извещение от 06.06.2013 № 0136200003613001653)

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и аукционной комиссии пункта 1 настоящего предписания.

3. Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 26.07.2013 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

Руководитель Управления В.М. Фомин

Члены Комиссии  Л.В. Посохова, А.А. Михеев, Я.А. Шибанов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны