Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 11 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 05-6/1-113-2013

 

16 июля 2013 года                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее – ГКУ «Дирекция ТДФ», заказчик):  ***;

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

- ООО «ТверьСтройСервис» (далее – Общество): ***,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Общества, и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 09.07.2013 поступила жалоба Общества, полагающего, что аукционной комиссией при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования Конаково-правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области (извещение от 03.06.2013 № 0136200003613001526) нарушены требования Закона в части отказа заявителю (заявка № 861810 по протоколу) по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме. В своей жалобе Общество указывает, что аукционная комиссия необоснованно отказала Обществу в допуске к участию в открытом аукционе в связи с неуказанием конкретных параметров, поясняя, что данные параметры в документации об аукционе не сопровождаются словами «или» и не содержит альтернативных требований, одного из значений, которое можно было бы указать.

Представители Заказчика считают доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, пояснив, что в составе первой части заявки Обществом не представлены конкретные показатели предлагаемых для использования товаров, а именно:

- по позиции «Щебень фракционированный из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 25607-2009» при указании конкретного значения параметра «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе» не выбран один из возможных: «щебень из изверженных и метаморфических пород, щебень из гравия» или «щебень из осадочных пород», что не дает возможности определить, какой конкретно материал предлагает к использованию Участник размещения заказа;

- по позиции «Горячий крупнозернистый пористого асфальтобетона II марки по ГОСТ 9128-2009», «Горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б II марки по ГОСТ 9128-2009»,  «Горячий песчаный плотный асфальтобетон типа Г I марки по ГОСТ 9128-2009» не указаны конкретные показатели параметра «Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009».

Представитель уполномоченного органа также считает доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.

На дату рассмотрения жалобы государственный контракт заказчиком не заключен.

 

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные на рассмотрение жалобы документы и сведения, Комиссия Тверского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

03.06.2013 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003613001526 о проведении открытого аукциона и документация об аукционе, согласно которым предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования Конаково-правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области и документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - аукцион); начальная (максимальная) цена контракта составляет  62 139 910,00 рублей.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.

Согласно части 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона (с учетом предмета контракта - выполнение работ, для выполнения которых используется товар) первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: (подпункт а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; (подпункт б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Согласно части 7 статьи 41.8 Закона требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона документов и сведений, не допускается.

Частью 3 статьи 41.9 Закона предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона.

Согласно частям 4 и 5 статьи 41.9 Закона участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: (пункт 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона, или предоставления недостоверных сведений; (пункт 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.07.2013 № 0136200003613001526 (далее – протокол) для участия в аукционе заявки подали два участника размещения заказа, чьи заявки зарегистрированы под номерами 1 и 2 (заявка Общества). Соответствующей требованиям документации об аукционе признана первая часть заявки участника размещения заказа, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 1 – ООО «Скайвей».

Обществу (участнику размещения заказа, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 2), согласно протоколу, отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:

«Несоответствие сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно:

1) по позиции «Щебень фракционированный из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 25607-2009» при указании конкретного значения параметра «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе» не выбран один из возможных: «щебень из изверженных и метаморфических пород, щебень из гравия» или «щебень из осадочных пород», что не дает возможности определить, какой конкретно материал предлагает к использованию Участник размещения заказа.

2) по позиции «Горячий крупнозернистый пористого асфальтобетона II марки по ГОСТ 9128-2009», «Горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б II марки по ГОСТ 9128-2009»,  «Горячий песчаный плотный асфальтобетон типа Г I марки по ГОСТ 9128-2009» не указаны конкретные показатели параметра «Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009».

В ходе рассмотрении жалобы члены аукционной комиссии пояснили, что данный вывод ими был сделан в связи с тем, что в изложенной Обществом в первой части заявки таблице, в позиции «Щебеночное основание», («Щебень фракционированный из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 25607-2009») при указании конкретного значения параметра «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе» не выбран один из возможных: «щебень из изверженных и метаморфических пород, щебень из гравия» или «щебень из осадочных пород». Значения, изложенные в позициях: «Горячий крупнозернистый пористого асфальтобетона II марки по ГОСТ 9128-2009», «Горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б II марки по ГОСТ 9128-2009», «Горячий песчаный плотный асфальтобетон типа Г I марки по ГОСТ 9128-2009» заявки Общества на участие в аукционе, должны корреспондироваться с рецептом конкретного завода производителя асфальтобетона.

Анализ приведенных нормативных положений, в их системной взаимосвязи, и с учетом целей Закона, перечисленных в части 1 статьи 1 Закона, свидетельствует о следующем.

Поведение участников размещения заказа при осуществлении процедур размещения заказа, в частности, оформление как первой, так и второй части заявки, объем предоставляемых сведений, обусловлены, прежде всего, тем, каким образом в документации об аукционе заказчиком, уполномоченным органом установлены требования к товару, который должен быть использован при выполнении работ, содержится ли в документации об аукционе инструкция по заполнению заявки и каково ее содержание. При этом в рамках конкретного заказа требовать от участника размещения заказа, в силу положений части 7 статьи 41.8 Закона, иных сведений, кроме согласия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, а также конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, не допускается.

Аукционная комиссия также обязана и вправе отказывать участникам размещения заказа строго в соответствии с положениями части 4 статьи 41.9 Закона.

Как следует из содержания протокола и пояснений представителей аукционной комиссии, Обществу отказано в допуске на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона, в связи с несоответствием сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

В документации об аукционе требования к применяемым в ходе выполнения работ товарам (материалам) установлены в табличной форме (таблица № 1), и в отношении щебёночного основания установлены следующим образом:

«

№ п/п

Конструктивный слой

Наименование материала

Наименование параметра

Величина параметра

1

Щебёночное

основание

Щебень фракционирова

нный из

плотных

горных пород 

по ГОСТ 8267-

93, ГОСТ 25607-

2009

Марка по дробимости, не менее

800

Марка по истираемости, не менее

И 3

 

 

Марка по морозостойкости, не ниже

F 25

 

 

 

 

Содержание зерен пластинчатой(лещадной) и

игловатой формы, % по массе, не более

25,0

Содержание пылевидных и глинистых частиц,

% по массе, не более

Щебень из изверженных и

метаморфических  пород, щебень

из гравия  - 1,0

Щебень из осадочных пород

- 2,0

 

Содержание глины в комках, % по массе, не

более

0,25

Содержание зерен слабых пород, % по массе,

не более

10,0

Содержание дробленых зерен в щебне из гравия, % по массе, не менее

80,0

 

»

В отношении асфальтобетонного покрытия в документации об аукционе требования установлены следующим образом:

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний слой асфальтобетонного покрытия

Горячий крупнозернистый пористый асфальтобетон II марки по

ГОСТ 9128­2009

Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009

Размер сит

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

 

90

75

64

52

40

28

16

10

8

5

2

100

100

100

88

60

60

60

60

37

20

8

Физико-механические показатели асфальтобетонной смеси

Остаточная пористость

св. 5,0 до 10,0 %

Пористость минеральной части, %

не более 23

Водонасыщение, % по объему

св. 4,0 до 10,0 %

Верхний слой асфальтобетонного покрытия

Горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б II марки

По ГОСТ 9128-­2009

Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009

Размер сит

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

Непрерывный зерновой состав

0

90

80

70

50

38

28

20

14

10

6

0

100

100

100

60

48

37

28

22

16

12

Прерывистый зерновой состав

0

90

80

70

50

38

28

20

14

10

6

0

100

100

100

60

60

60

60

34

20

12

Физико-механические показатели асфальтобетонной смеси

 

Остаточная пористость

св. 2,5 до 5,0 %

 

                

…»

В Приложении № 2 к аукционной документации изложена Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе следующего содержания:

«Участник размещения заказа при составлении первой части заявки, в части касающейся указания конкретных показателей Товаров, должен руководствоваться следующими правилами:

1. Участник размещения заказа указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Таблице № 1 к аукционной документации, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара, при условии отсутствия в Таблице №1 к аукционной документации, указания на товарный знак используемого товара.

2. Наименования Товаров, предлагаемых Заказчиком к использованию при выполнении работ по предмету настоящего аукциона и максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, для этих Товаров определены в Таблице № 1.

3. В случае если в тексте общедоступного нормативного документа, входящего в Приложение № 2 к Техническому заданию «Перечень нормативных документов», определяющего требования к Товару устанавливается требование к условному обозначению Товара, участник размещения заказа может в соответствии с требованиями текста нормативного документа указать условное обозначение Товара, которое позволяет полностью его идентифицировать в рамках нормативного документа.

4. В случае если в Таблице № 1 отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение) какого-либо Товара, или участник размещения заказа предлагает к использованию при оказании услуг Товар эквивалентный тому, для которого в Таблице №1 указан товарный знак (его словесное обозначение) и предлагаемый участником эквивалентный Товар не имеет товарного знака, участник размещения заказа для обеспечения возможности Заказчику проверить достоверность представленных в первой части заявки сведений может указать производителя таких Товаров: полное наименование, при наличии электронный адрес, контактные телефоны, фактический адрес.

5. В случае отсутствия в Таблице № 1 указания на товарный знак какого-либо Товара или на предлагаемый к использованию участником размещения заказа Товар, эквивалентный Товару, на который в Таблице №1 имеется указание на товарный знак (его словесное обозначение) участник размещения заказа может указать».

Первая часть заявки участника размещения заказа, зарегистрированная под номером 861810 – заявка Общества, содержит характеристики и показатели товаров, используемых при выполнении работ, и изложена следующим образом:

«

п/п

Конструктивный

слой

Наименование
материала и товарный знак

Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Таблице №1 к аукционной документации

 

Песчаный

подстилающий

слой

Песок средний
по ГОСТ 8736-
93, СНиП
2.05.02-85*

2 класса

 

ООО «Старицкий завод нерудных материалов»

модуль крупности

2,3

коэффициент фильтрации, м/сутки

2,1

содержание пылевидных и глинистых частиц

2,0

в том числе глинистых частиц

0,4

содержание глины в комках,%

0,2

 

Щебёночное

основание

Щебень
фракционированный из
плотных горных пород
по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 25607 – 2009

 

ООО "Есиновичское карьероуправление"

Марка по дробимости

800

Марка по истираемости

И 3

Марка по морозостойкости

F 25

Содержание зерен пластинчатой(лещадной) и
игловатой формы, % по массе

22

Содержание пылевидных и глинистых частиц,
% по массе

Щебень из изверженных и метаморфических пород, щебень
из гравия – 0,8

Щебень из осадочных пород – 1,8

Содержание глины в комках, % по массе

0,2

Содержание зерен слабых пород, % по массе

9

Содержание дробленых зерен в щебне из гравия, % по массе

82

 

Нижний слой
асфальтобетонн
ого покрытия

Горячий
крупнозернистый пористый
асфальтобетон
II марки по
ГОСТ 9128-
2009

ОАО «Тверьавтодорсервис»

Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009

Размер сит

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

 

90

75

64

52

40

28

16

10

8

5

2

100

100

100

88

60

60

60

60

37

20

8

Физико-механические показатели асфальтобетонной смеси

Остаточная пористость

8 %

Пористость минеральной части, %

21

Водонасыщение, % по объему

8,0 %

Верхний слой
асфальтобетонн
ого покрытия

Горячий
мелкозернисты
й плотный
асфальтобетон
типа Б II марки
по ГОСТ 9128-
2009

 

ОАО «Тверьавтодорсервис»

Зерновой состав минеральной части смеси согласно ГОСТ 9128-2009

Размер сит

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

Непрерывный зерновой состав

0

90

80

70

50

38

28

20

14

10

6

0

100

100

100

60

48

37

28

22

16

12

Прерывный зерновой состав

0

90

80

70

50

38

28

20

14

10

6

0

100

100

100

60

60

60

60

34

20

12

Физико-механические показатели асфальтобетонной смеси

Остаточная пористость

4,0 %

Пористость минеральной   части, %

16

Предел прочности:

При 50о С, МПа,

1,1

При 20о С МПа,

2,4

При 0о С МПа,

10,0

Водонасыщение, % по объему

3,0

Водостойкость,

0,9

Водостойкость при длительном
водонасыщении,

0,8

Сдвигоустойчивость

по:

Коэффициент внутреннего
трения,

0,83

Сцепление при сдвиге при 50о С,

0,37

Трещиностойкость по пределу прочности при расколе

5

                          

»

Комиссия приходит к выводу о том, что аукционной комиссией решение об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе принято с нарушением требований пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона.

Так, поводом для признания заявки несоответствующей требованиям документации об аукционе послужило то обстоятельство, что Общество в своей заявке в отношении щебня указало о максимальном содержании пылевидных и глинистых частиц, % по массе, и по щебню из изверженных и метаморфических пород, щебень из гравия, и по щебню из осадочных пород. При этом, как следует из пояснения представителей аукционной комиссии, щебень является не товаром, а параметром показателя товара, что в контексте положений подпункта «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 и пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона, дало аукционной комиссии основание для  признания заявки не соответствующей требованиям документации.

Данный вывод аукционной комиссии Комиссия Тверского УФАС России считает несоответствующим требованиям Закона и документации об аукционе и по своей сути абсурдным.

С учетом применяемых в Законе терминов «товаром» является щебень, одним из «показателей» которого является содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, «значениями» - не более 1%, по щебню из осадочных пород – не более 2%. Как следует из содержания заявки Общества, оно указало значения показателей соответствующих щебней, соответствующие установленным в документации об аукционе. Следовательно, само по себе указание Обществом в рамках данного конкретного заказа по спорному случаю в заявке на оба используемых товара не может являться основанием для отказа в допуске на участие в аукционе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Закона.

При этом документация об аукционе допускает использование обоих видов щебня, а из содержащейся в ней инструкции, не следует, что участник размещения заказа вправе/обязан указать в своей заявке только один из видов щебня.

Не соответствующими требованиям Закона Комиссия считает и решение аукционной комиссии в части, касающейся зернового состава минеральной части смеси как по нижнему слою асфальтобетонного покрытия, так и по верхнему слою. Из буквального содержания документации об аукционе в части перечисленных товаров – несмотря на доводы аукционной комиссии о том, что в документации об аукционе показатели установлены в диапазоне, не следует, что это именно так.

Так, в указанном в документации об аукционе ГОСТ 8267-93, например, по ситу 20, таблица 2, указаны следующим образом: «66 – 90» (по плотному типу А). Способ указания значений показателя зернового состава указан в настоящем решении выше. Из документации об аукционе прямо не следует, что участник размещения заказа обязан указать значения данного показателя в единственно точном значении.

Комиссия считает, что системное толкование норм Закона, в частности, положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона (документация об открытом аукционе… должна содержать… сведения о товарах… - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться) и подпункта б пункт 3 части 4 статьи 41.8 Закона (первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания услуг используется товар должна содержать… а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме) позволяет сделать вывод о том, что законодатель не обязывает заказчика, уполномоченный орган, комиссию исходить из необходимости получения абсолютно точных значений показателей товара. В данном случае необходимо учитывать специфику и характер предмета контракта. Указание в контракте на использование при выполнении каких-либо подрядных работ, в том числе работ по ремонту дорог, на марку, тип используемого товара (в случае, если речь идет об асфальте, бетоне, песке, щебне и подобном), ссылка на применяемый по отношению к такому товару ГОСТ, отвечают принципу определенности предмета контракта, и не влечет за собой необходимости указанию в контракте (договоре) всех показателей и значений такого товара, тем более – абсолютно точных, тем более в случае, если ГОСТ предусматривает минимальные, максимальные или диапазонные значения. 

При этом Толковый словарь русского языка, под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 2002 г., дает следующее толкование слову «конкретный» - реально существующий, вполне точный и вещественно определенный, в отличие от абстрактного, отвлеченного.

Указанное в данном Толковом словаре толкование слова «конкретный», по мнению Комиссии, соответствует выводу о том, что – с учетом специфики предмета контракта, под конкретными показателями могут быть не только абсолютно точные (единственные) показатели, но и показатели в диапазоне; в данном случае важно, что бы такие показатели помогли бы соотнести предлагаемый к использованию товар с товаром, требуемым заказчиком, а также с нормативными требованиями к нему. 

Таким образом, аукционная комиссия, отказав Обществу в допуске к участию в аукционе, нарушила требования пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона.

При этом Комиссия отмечает, что аналогичный подход применяется и в арбитражной практике. В частности, ФАС СКО в своем постановлении от 07.02.2012 по делу А53-13371/2011 указал следующее:

«Аукционная комиссия, отклоняя заявки ООО «Ростовское ДСУ» и ООО «Веселовское ДСУ», сослалась на неуказание данными организациями конкретных показателей зернового состава асфальтобетонной смеси.

Между тем из материалов дела следует и установлено судами, что заявки указанных организаций повторяют пункт 3 Таблицы N 4 и содержат таблицы: зерновой состав (прошло через сито с отверстием, мм), %; размер сит 20, 90 - 100, размер сит 15, 80 - 100, размер сит 10, 70 - 100, размер сит 5, 50 - 60, размер сит 2,5, 38 - 48, размер сит 1,25, 28 - 37, размер сит 0,63, 20 - 28, размер сит 0,315, 14 - 22, размер сит 0,16, 10 - 16, размер сит 0,071, 6 - 12 (ГОСТ 9128-2009; т. 1, л.д. 46, 51).

Заявка организации, допущенной к аукциону, имеет аналогичную информацию, а также графу в таблице "Фактически", где указан по ситу 20 мм - 100%, по ситу 15 мм - 96%, по ситу 10 мм - 85,4%, по ситу 5 мм - 53%, по ситу 2,5 мм - 39,4%, по ситу 1,25 мм - 29,7%, по ситу 0,63 мм - 24,9%, по ситу 0,315 мм - 16,5%, по ситу 0,16 мм - 12%, по ситу 0,071 мм - 7,3% (т. 1, л.д. 43). То есть в пределах показателей ГОСТ 9128-2009, отраженных также в пункте 3 Таблицы N 4.

Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь по данному эпизоду с управлением и судом первой инстанции, указал следующее. Согласно документации об аукционе проведение работ определено в соответствии с требованиями ГОСТ 9125-2009. Стандартами установлены обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики выполняемых работ по ремонту. Требования к материалам, установленные данным ГОСТом, следуют из технической части сметной документации. В заявках организаций не содержатся конкретные показатели, в том числе зерновой состав смеси, которая будет использоваться при приготовлении асфальтобетонной смеси, а содержит только указание на ее соответствие ГОСТу, в отличие от конкретных данных, приведенных в заявке ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района", которое указало фактический зерновой состав смеси.

Суд апелляционной инстанции не учел следующего.

В пункте 3 Таблицы N 4 заказчик указал товар - горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь, 1 марки тип Б.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 ГОСТ 9128-2009 асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии; асфальтобетон - уплотненная асфальтобетонная смесь.

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на: крупнозернистые с размером зерен до 40 мм; мелкозернистые - до 20 мм; песчаные - до 10 мм (пункт 4.3 ГОСТ 9128-2009).

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы: А - с содержанием щебня св. 50% до 60%; Б - щебня (гравия) св. 40% до 50%; В - св. 30% до 40% (пункт 4.5 ГОСТ 9128-2009).

Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований, в таблице 3 - для верхних слоев покрытий (пункт 5.1.2 ГОСТ 9128-2009).

Положения таблицы 3 для горячих плотных смесей типа Б соответствуют информации, содержащейся в пункте 3 Таблицы N 4.

В таблице 3 ГОСТа 9128-2009 указаны размеры зерен в мм, соответствующие набору сит от 20 до 0,071 мм и проценты прохождения проб смеси. Для плотных смесей типа Б через сито 20 мм должно пройти 90 - 100% зернового состава минеральной части пробы смеси, через сито 15 мм - 80 - 100% и т.д. Соответствие указанным показателям обеспечивает соответствие зернового состава смеси требованиям ГОСТ 9128-2009.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не применил положения ГОСТ 9128-2009, не учел специфику состава щебневой массы и процедуру изготовления смеси, которые исключает возможность указания точных показателей зернового состава смеси асфальта, поскольку каждая партия щебня при прохождении через соответствующее сито во всех случаях не даст один и тот же показатель.

Аукционная документация в пункте 3 Таблицы N 4 требует от участников размещения заказа указать, что используемые им в будущем смеси должны соответствовать по зерновому составу ГОСТ 9128-2009, а именно: быть в пределах указанных в аукционной документации.

Суд первой инстанции установил, что организации, указавшие на намерение при выполнении работ использовать асфальтобетонную смесь с зерновым составом в пределах вариации, отраженной в пункте 3 Таблицы N 4, соответствующей ГОСТ 9128-2009, надлежащим образом исполнили требования аукционной документации.

Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии у аукционной комиссии заказчика оснований для признания первых частей заявок организаций не соответствующими пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ является правильным».

 

2. Как следует из вышеприведенных нормативных положений части 2 статьи 34, пунктов 1 части 3 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона, документация об аукционе должна содержать требования к товару, соответствующие потребностям заказчика, и инструкцию по заполнению заявки.

Как пояснили на рассмотрении жалобы представители заказчика, одновременное использование в щебеночном основании щебня из изверженных и метаморфических пород, щебня из гравия или щебня из осадочных пород не допускается. Вместе с тем, в документации об аукционе для использования в щебеночном основании указаны оба вида щебня, при этом ни в одном из положений документации об аукционе, в том числе в инструкции о заполнении заявки не указано на то, что участник размещения заказа в своей заявке должен указать на использование одного из двух видов (типов) щебня.

 Комиссия не подвергает сомнению пояснения представителей заказчика. Как указано выше, Обществу, которое указало оба вида щебня по спорному случаю, необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе, его заявка соответствовала требованиям документации. Вместе с тем, с учетом данных заказчиком пояснений, это может привести к нарушению технологии выполнения работ.

Вышеуказанное свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 34, пункта 1 части 3 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона; данное нарушение, по мнению Комиссии, является существенным и влечет за собой необходимость не просто отмены протоколов с целью повторного рассмотрения заявок, но и внесения изменений в документацию об аукционе с целью установления надлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ, и соответствующей инструкции о заполнении заявок.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.             Признать жалобу ООО «ТверьСтройСервис» обоснованной.

2.             Признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3.             Признать Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования части 2 статьи 34, пункт 1 части 3 и пункт 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4.             Выдать Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ»), Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.В. Посохова, Л.К. Красюкова, Я.А. Шибанов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-113-2013

об устранении нарушения в сфере размещения заказов

16 июля 2013 года                                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») (далее – заказчик):  ***;

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

- ООО «ТверьСтройСервис»: ***,

на основании решения от 16.07.2013 по делу № 05-6/1-113-2013 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон),

 

                                                          ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В срок до 07.08.2013:

1.1.      Министерству имущественных  и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки отменить протоколы, сформированные в ходе размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования Конаково-правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области (извещение от 03.06.2013 № 0136200003613001526);

1.2.      Оператору электронной площадки уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме, об отмене Протоколов;

1.3.      Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») и Министерству имущественных  и земельных отношений Тверской области внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной (извещение от 03.06.2013 № 0136200003613001526) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования Конаково-правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области, с учетом принятого Тверским УФАС России решения от 16.07.2013 № 05-6/1-113-2013,  исключив неоднозначность толкования условий технического задания документации об аукционе в электронной форме, продлив срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в установленном порядке;

1.4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») и Министерством имущественных  и земельных отношений Тверской области пунктов 1.1 и 1.3 настоящего предписания.

2. Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ»), Министерству имущественных  и земельных отношений Тверской, и оператору электронной площадки в срок до 16.07.2013 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

         

Председатель Комиссии 

В.М. Фомин

Члены Комиссии                      

Л.В. Посохова, Л.К. Красюкова, Я.А. Шибанов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны