Решение б/н Решение и Предписание по делу № 05-6/1-114-2015 от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-114-2015

 

31 июля 2015 года                                                                                                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей:

- Управления муниципального заказа администрации города Твери (далее – Уполномоченный орган),

- Управления образования администрации города Твери,

- Заказчиков – муниципальных образовательных учреждений,

- ООО «Лиман» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 24.07.2015 поступила жалоба Общества, полагающего, что Заказчиком и Уполномоченным органом при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания обучающихся муниципальных общеобразовательных школ города Твери (извещение от 10.07.2014 № 0136300021715000547) нарушены требования Закона в части установления непредусмотренных действующим законодательством показателей критериев оценки заявок участников конкурса. В своей жалобе Общество указывает на то, что установленный подкритерий «2.2.1. Членство участника закупки в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере организации общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов», несоотносится с критерием «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и не может быть включен в конкурсную документацию, поскольку данное требование относится к субъекту закупки, а не к объекту.

Уполномоченный орган считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, полагает, что спорный показатель критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен правомерно и способствует достижению оказания качественных услуг по организации питания.

Заказчики поддерживают доводы уполномоченного органа, представлены письменные пояснения по существу жалобы, считают доводы жалобы несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

На момент рассмотрения жалобы контракты заказчиками не заключены.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

10.07.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300021715000547 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания обучающихся муниципальных общеобразовательных школ города Твери и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 262 540,00 руб.

Статьей 24 Закона установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.

Согласно части 1 статьи 56 Закона под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 56 Закона извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона дополнительные требования к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: (1) цена контракта; (2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; (3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; (4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Предельные величины значимости критериев заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил;

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 28 Информационной карты конкурса с ограниченным участием установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе с указанием значений весовых коэффициентов:

- стоимостные критерии оценки: 1. Цена контракта (значимость критерия 60%, коэффициент значимости критерия оценки 0,6);

- нестоимостные критерии оценки: 1. Квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов  и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки 30%, коэффициент значимости критерия 0,3); 2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия оценки 10%, коэффициент значимости критерия 0,1).       

Пунктом 2.2 Приложения № 5 к конкурсной документации установлено, что оценка по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» осуществляется с использованием следующих показателей с указанием шкалы оценки:

- 2.2.1. Членство участника закупки в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере организации общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов;

- 2.2.2. Система управления качеством

- наличие (отсутствие) сертификата удостоверяющего, что система менеджмента безопасности пищевой продукции организации применительно к деятельности столовых при предприятиях и учреждениях и поставке продукции общественного питания соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005).

Комиссия критично относится к доводам уполномоченного органа и заказчиков о том, что членство участника закупки в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере организации общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, относится к объекту закупки; при этом само обоснование с их стороны данного довода тем, что членство в СРО, также как и наличие сертификата ISO 22000:2005, подтверждает профессионализм участника закупки и осуществление дополнительного контроля над его деятельностью со стороны независимой организации, только подтверждает, что указанные показатели могут характеризовать/квалифицировать самого участника закупки, а не объект закупки.

Комиссия также считает, что при оценке доводов Общества, с одной стороны, уполномоченного органа и заказчиков, с другой стороны, следует учитывать волю законодателя, определившего в пункте 25 Правил, что показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть: а) качество товара, услуг; б) функциональные, потребительские свойства товара; в) соответствие экологическим нормам, с которыми, действительно, ни каким образом не соотносятся установленные пунктом 2.2 Приложения № 5 конкурсной документации показатели критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Таким образом, заказчиками и уполномоченным органом в нарушение требований частей 1 и 9 статьи 32 Закона,  пункта 9 части 1 статьи 50 Закона и пункта 25 Правил в пункте 2.2 Приложения № 5 к конкурсной документации установлены показатели критерия, несоответствующие Правилам.

Таким образом, жалоба Общества обоснована.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99  и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Лиман» обоснованной.

2. Признать в действиях Управления муниципального заказа администрации города Твери и заказчиков: Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 33; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 37; Муниципального образовательного учреждения средняя  Тверская Гимназия № 39; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная  школа № 43; Муниципального образовательного учреждения средняя Гимназия № 44; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 45; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 48; Муниципального образовательного учреждения Центр образования № 49; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 51; Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 55; нарушение требований частей 1 и 9 статьи 32 Закона,  пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Предельных величин значимости критериев заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

3. Выдать Управлению муниципального заказа администрации города Твери и Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 33; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 37; Муниципальному образовательному учреждению средняя  Тверская Гимназия № 39; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная  школа № 43; Муниципальному образовательному учреждению средняя Гимназия № 44; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 45; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 48; Муниципальному образовательному учреждению Центр образования № 49; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 51; Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 55; предписание об устранении нарушений в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны