Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-116-... от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 05-6/1-116-2014

 

18 июня 2014 года                                                                                                         г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления;

члены Комиссии:

- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Администрации Жарковского района Тверской области (далее – Заказчик):  ***,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы  представителей ООО «СтройЭксперт» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 09.06.2014 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству вентилируемого фасада здания Дома народного творчества по адресу: Тверская область, п. Жарковский, ул. Советская, д. 37, (извещение от 08.05.2014 № 0136300013914000105) нарушены требования Закона в части необоснованного отклонения заявки Общества по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Общество в своей жалобе указывает на то, что 22.05.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены разъяснения положений документации об аукционе, из которых следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (далее – Свидетельство СРО) не установлено. Вместе с тем, по результатам рассмотрению вторых частей заявок, заявка Общества признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, так как в составе заявки отсутствовало Свидетельство СРО. Кроме того, Общество полагает, что установление в документации об аукционе требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе Свидетельства СРО является неправомерным, так как работы, требующие наличие такого свидетельства, не являются предметом контракта.

Представитель заказчика представил письменные пояснения по существу жалобы, доводы, изложенные в жалобе, считает несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На дату рассмотрения жалобы контракт заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

08.05.2014 заказчиком на официальном сайте размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству вентилируемого фасада здания Дома народного творчества по адресу: Тверская область, п. Жарковский, ул. Советская, д. 37, (извещение № 0136300013914000105) (далее – аукцион), а также документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 473 907,00 рублей.

23.05.2014 в 16:24 Заказчиком на официальном сайте размещены изменения документации об аукционе.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательным и в то же время достаточным в установленных действующим градостроительным законодательством случаях требованием должно являться требование к представлению копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с правом выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, право (и обязанность) установления требования о наличии у участника размещения заказа допуска к работам по организации строительства возникает только в том случае, если предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту (в данном конкретном случае) объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и которые включены в группу видов работ №№ 1 – 31 раздела 3. «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному строительству» Перечня.

Согласно информационной карте документации об аукционе установлено требование, о представлении участниками размещения заказа в составе второй части заявки на участие в аукционе копии свидетельства СРО Следующим образом: «Участник закупки в соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязан иметь действующее свидетельство о допуске к видам работ, указанным в описании закупки, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294), выданное саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации»

Предусмотренные контрактом виды работ, а именно работы по теплоизоляции здания, включены в данный Перечень, в связи с чем заказчик обязан установить в документации об аукционе требования о предоставлении участником закупки в составе второй части своей заявки копии Свидетельства СРО с правом выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Следовательно, доводы жалобы о том, что предусмотренные контрактом работы не требуют наличия свидетельства СРО и заказчик не вправе был устанавливать требование о наличии в составе второй части заявки копии свидетельства СРО являются несостоятельными, жалоба Общества необоснованной.

Вместе с тем, установленное вышеуказанным образом требование о представлении во второй части заявки на участие в аукционе копии Свидетельства СРО не является конкретным – как пояснил представитель заказчика, тот подразумевал, что участники закупки должны представить в составе второй части заявки копию свидетельства СРО с правом выполнения работ по пункту 12.10 Перечня, что противоречит действующему законодательству, которое признает необходимым и достаточным требованием о наличии участника размещения заказа Свидетельства СРО с правом выполнения работ по организации строительства (генеральный подрядчик); в данном случае заказчик обязан был установить требование о наличии у участника закупки копии  Свидетельства СРО с правом выполнения работ по пункту 33.3 Перечня; таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.

 

2. Как указано выше, документация об аукционе размещена Заказчиком на официальном сайте 08.05.2014.

Согласно частям 3 и 4 статьи 65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

22.05.2014 в 10:43 Заказчиком на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания: «Учитывая, что работы по теплоизоляции здания занимают не существенный размер средств в общем объеме выполняемых работ, относящихся к предмету контракта «Выполнение работ по устройству вентилируемого фасада здания Дома народного творчества по адресу: Тверская область, п. Жарковский, ул. Советская, д. 37», заказчиком не установлено требование к участникам о предоставлении допуска СРО».

В то же время 23.05.2014 в 16:24 Заказчиком на официальном сайте внесены изменения в документацию об аукционе (редакция № 4), согласно которым устанавливается требование о представлении в составе заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске СРО. В дальнейшем никаких изменений в документацию об аукционе Заказчиком не вносилось.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Таким образом, заказчиком соблюден установленный действующим законодательством порядок внесения изменений в документацию об аукционе; участники закупки обязаны были при подготовке своих заявок руководствоваться положениями документации об аукционе в актуальной редакции.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.05.2014 № 0136300013914000105-1 для участия в  аукционе заявки подали 23 участника закупки, в том числе Общество, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 26 (защищенный номер <...> ); все участники аукциона допущены к участию в аукционе. При этом заявка Общества была подана 30.05.2014 в 10:21, то есть после внесения изменений в документацию об аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов от 06.06.2014 победителем аукциона признано ООО «Кровельные технологии», чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 16 (защищенный номер <...> ); заявка Общества признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, а именно в составе заявки отсутствует копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Из анализа вторых частей заявок, поданных на участие в аукционе, следует, что во второй части заявки Общества отсутствует копия Свидетельства СРО.

Таким образом, решение аукционной комиссии о признания второй части заявки Общества несоответствующей требованиям документации об аукционе принято в соответствии с требования пункта 1 части 6 статьи 69 Закона.

При этом участником закупки, признанным победителем аукциона – ООО «Кровельные технологии», в составе второй части заявки представлена копия свидетельства СРО с правовым выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по пункту 33.3 Перечня «Жилищно-гражданское строительство».

В связи с этим, при принятии решения о необходимости либо отсутствия необходимости выдать предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия считает необходимым соблюсти баланс частных интересов Заявителя и публичных интересов заказчика, выступающего при осуществлении закупки от имени муниципального образования.

Закон не обязывает контролирующие органы выдавать предписание в каждом случае установления нарушения при рассмотрении жалоб, проведения внеплановой проверки; выдача предписаний должна быть направлена на устранение таких нарушений, которые влияют на результаты закупки, при одновременном учете баланса частных и публичных интересов.

В данном случае, на участие в аукционе было подано большое количество заявок, большинство из которых соответствует всем требованиям как документации об аукционе, так и действующему законодательству; в ходе проведения аукциона, было достигнуто значительное снижение цены контракта, которое может быть не достигнуто при повторном осуществлении закупки; кроме того, указанное в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения нарушение никаким образом не ущемляет права и законные интересы Общества, так как Общество никаким образом не могло претендовать на заключения контракта ни по результатам проведенного аукциона (7 место), ни по результатам рассмотрения вторых частей заявок,  в связи, с чем Комиссия приняла решение предписание об устранении нарушений в сфере закупок не выдавать.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройЭксперт» необоснованной.

2. Признать Администрацию Жарковского района Тверской области нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении нарушений в сфере закупок не выдавать

4. Требование о приостановлении процедуры закупки от 10.06.2014 № 05-6/1-116-3253ЛП отменить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

А.А. Михеев

 

 

Ю.Д. Виноградова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны