Решение №05-6/1-129-3030ВФ Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-6/1-129-2012

 

 18 сентября 2012 года  г. Тверь

(резолютивная часть оглашена 19.09.2012)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель:

Фомин В.М. – руководитель управления

члены Комиссии:

Посохова Л.В. –  заместитель руководителя управления,

Михеев А.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: ***,

- Главного управления информационных технологий и связи Тверской области: ***,

- ООО «АННЕТ»: ***,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу ООО «АННЕТ» (далее – Общество) и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 11.09.2012 поступила жалоба Общества, полагающего, что заказчиком, уполномоченным органом при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери (извещение от 28.08.2012 № 0136200003612002427) нарушены требования Закона в части установления требований к участникам размещения заказа, непредусмотренных законодательством о размещении заказов и влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа. В частности, Общество указывает на то, что оказываемые по контракту услуги не требуют от участников размещения заказа лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (пункт 7 «Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе»); также указывает на избыточность следующих требований: «Применяемый ВОК должен иметь модульную структуру с одномодовым типом оптических волокон и стеклопластиковым прутком в качестве основного силового элемента» (пункт 3.2 Технического задания), «Услуга должна быть организована без использования промежуточного активного оборудования при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг»; на несоответствие предмету контракта одного из показателей критерия «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг»  - наличие у участника конкурса кольца между площадками (ул. Советская, д.23, ул. Советская, д.44. пр-т Победы, д.53), организованного независимыми каналами связи (разными трассами, в том числе по кабельной канализации - не менее 60%), что необходимо подтвердить наличием копии договора оказания услуг по предоставлению в пользование места в телефонной канализации (местонахождение участков канализации: г. Тверь, ул. Новоторжская, 18 -  пр-т Победы, 53).

Представитель заказчика считает доводы жалобы необоснованными, а установленные в конкурсной документации требования соответствующими действующему законодательству и потребностями заказчика.

Представитель уполномоченного органа поддерживает доводы заказчика и просит признать доводы жалобы необоснованными.

Иные участники размещения заказа не представили возражений по существу жалобы.

На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.

 

Заслушав доводы, рассмотрев представленные на рассмотрение жалобы документы и сведения, Комиссия Тверского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

01.08.2012 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003612002427 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 627 700,00 рублей.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 – 4 статьи 25 Закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона, конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона.

В силу подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

Согласно части 4 статьи 25 Закона требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами «а» - «в», «д» и «е» пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Перечисленные нормы свидетельствуют о том, что заказчик, уполномоченный орган в установленных действующим законодательством случаях вправе и обязаны устанавливать требования к участнику размещения заказа о наличии у него специального разрешения (лицензии), и предоставления копии такого разрешения в составе заявки на участие в конкурсе; и напротив, Законом установлен запрет на установление вышеуказанных требований в случаях, если законодательством не установлены требования о том, что каким-либо видом деятельности можно заниматься при наличии специального разрешения (лицензия).

Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом государственного контракта является оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери.

В конкурсной документации установлены, в частности, следующие требования к участникам размещения заказа и к составу заявки на участие в конкурсе, такая заявка должна содержать:

- копию лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (пункт 7 Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе);

- копию лицензии  на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации (пункт 8 Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе);

- копию лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (пункт 9 Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение), пунктом 5 которого предусмотрено, что лицензирование деятельности, определенной Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ РФ); согласно пункту 4 Положения перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее - Перечень) приведен в приложении к Положению.

Согласно пункту 27 Перечня к таким видам работ (услуг) относится «Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации», и указанный вид деятельности согласуется с предметом контракта.

Таким образом, доводы Общества о необходимости наличия у участника размещения заказа выдаваемой ФСБ РФ лицензии на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), с видом работ (услуг) – предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, соответствуют действительности.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации не были надлежащим образом установлены требования к участникам размещения заказа и требований к составу предъявляемых ими заявок в отношении выдаваемой ФСБ РФ, лицензии на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);  указанные в пунктах 8 и 9 Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе, виды деятельности (с учетом буквального содержания перечисленных пунктов) не подлежат лицензированию; при этом содержание указанных пунктов также не согласуется с видами работ (услуг), составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.

Заказчик установление в конкурсной документации требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (пункт 7 Перечня документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе) мотивировал положениями подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Пункт 4 Положения устанавливает перечень видов и работ, подлежащих лицензированию при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

В частности, согласно подпункту «е» пункта 4 Положения при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг: установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

Вместе с тем, перечисленные виды работ, также как и иные указанные в пункте 4 Положения, не являются предметом контракта.

Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования пункта 10 части 4 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 11 Закона.

 

2. В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.

Пунктами 3.2 и 3.4 Технического задания конкурсной документации установлены следующие требования: «применяемый ВОК должен иметь модульную структуру с одномодовым типом оптических волокон и стеклопластиковым прутком в качестве основного силового элемента», «Услуга должна быть организована без использования промежуточного активного оборудования Исполнителя». Пунктом 11 Перечня документов, подаваемых в составе заявки на участие в открытом конкурсе, установлено требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки «Копии разрешения на эксплуатацию сооружения связи «Транспортная сеть уровня 10/100/1000 Мбит/с», выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Между тем, заказчиком, уполномоченным органом перечисленными пунктами конкурсной документации установлены запрещенные частью 2.1 статьи 22 Закона требования о наличии у участников размещения заказа производственных мощностей/технологического оборудования в части применяемого волоконно-оптического кабели (ВОК) или наличия разрешения на эксплуатацию сооружения связи «Транспортная сеть уровня 10/100/1000 Мбит/с», выданное Роскомнадзором, (в данном случае, не являющимся документом, подтверждающим соответствие участника размещения заказа требованиям действующего законодательства), либо требование об отсутствии определенных видов оборудования, не имеющим отношения к требованиям о качестве выполняемых работ.

В пункте 3.1 Технического задания конкурсной документации заказчик, уполномоченный орган определили требования к характеристикам канала связи (например: пропускная способность канала 10/100/1000 Мбит/с, время задержки, время доступности канала и т.д.), ответственность и принятие технического решения исполнения заданных заказчиком характеристик канала лежит полностью на исполнителе, следовательно, требования к использованию или об отсутствии определенного оборудования являются избыточными.

Таким образом, перечисленные выше требования заказчиком, уполномоченным органом установлены с нарушением части 2.1 статьи 22 Закона.

 

3. В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона.

В соответствии  с пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта  и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в частности, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В разделе 2 Информационной карты по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» указано, что оценивается наличие у участника конкурса кольца между площадками (ул. Советская, д. 23, ул. Советская, д. 44, пр-т Победы, д. 53), организованного независимыми каналами связи (разными трассами, в том числе по кабельной канализации - не менее 60%), что необходимо подтвердить наличием копии договора оказания услуг по предоставлению в пользование места в телефонной канализации (местонахождение участков канализации: г. Тверь, ул. Новоторжская, 18 -  пр-т Победы, 53).

При этом представитель Общества указал на то, что участок на ул. Новоторжской, 18 не входит в единую информационно-коммуникационную сеть (ЕИКС) исполнительных органов государственной власти Тверской области, что не отрицается заказчиком.

Как указано выше, часть 4.1 статьи 28 Закона определяет, что критерий «квалификация участника» должен устанавливаться с учетом содержания контракта. 

Поскольку объект по ул. Новоторжская, 18, не входит в ЕИКС исполнительных органов государственной власти Тверской области, не указан в пункте 2 Технического задания «Адреса площадок (место оказания услуг)», Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о том, что спорный показатель критерия «квалификация участника» установлен заказчиком, уполномоченным органом с нарушением требований части 4.1 статьи 28 Закона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АННЕТ» обоснованной.

2. Признать Главное управление информационных технологий и связи Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22, части 2.1 статьи 22 и части 4.1 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Главному управлению информационных технологий и связи Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери (извещение № 0136200003612002427).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии   В.М. Фомин

Члены Комиссии Л.В. Посохова, А.А. Михеев, Я.А. Шибанов

 

Предписание по делу № 05-6/1-129-2012

о прекращении нарушения в сфере размещения заказов

 

18 сентября 2012 года г. Тверь

(резолютивная часть оглашена 19.09.2012)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель:

Фомин В.М. – руководитель управления

члены Комиссии:

Посохова Л.В. –  заместитель руководителя управления,

Михеев А.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: Гулакова А.С. (без доверенности),

- Главного управления информационных технологий и связи Тверской области: ***,

- ООО «АННЕТ»: ***,

на основании решения от 18.09.2012 по делу № 05-6/1-129-2012 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон),

 

предписывает:

 

1.         В срок до 09.10.2012:

1.1.      Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и созданной им конкурсной комиссии отменить оформленные в рамках открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери (извещение № 0136200003612002427) протоколы; вернуть заявки на участие в конкурсе, обеспечение такой заявки участникам размещения заказа, подавшим заявки;

1.2. Главному управлению информационных технологий и связи Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области внести изменения в конкурсную документацию (извещение № 0136200003612002427) на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению каналов связи для единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС) Тверской области в городе Твери, с учетом принятого Тверским УФАС России решения от 18.09.2012 № 05-6/1-129-2012 и с учетом требований законодательства о размещении заказов, осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

2.         Главному управлению информационных технологий и связи Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений в срок до 17.10.2012 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

 

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии:  Л.В. Посохова, А.А. Михеев, Я.А. Шибанов

                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны