Решение №05-6/1-138-2709ВФ Решение и предписание № 05-6/1-138-2017 от 26 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-138-2017

 

31 июля 2017 года                                                                                                                      г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей:

- Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Заказчик):

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Уполномоченный орган):

в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Любимый дом» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 24.07.2017 поступила жалоба Общества, согласно которой  при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (отдельной квартиры) в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2016 – 2017 годы в городе Вышний Волочек Тверской области (извещение от 30.06.2017 № 0136200003617005588) нарушены требования Закона в части отказа Обществу (порядковый номер заявки № 2) в допуске к участию в аукционе.

Уполномоченный орган считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представил возражения на жалобу.

Заказчик поддержал позицию Уполномоченного органа, представил возражения на жалобу.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

30.06.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключение контракта на приобретение жилого помещения (отдельной квартиры) в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2016 – 2017 годы в городе Вышний Волочек Тверской области и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составила 1 399 411,98 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на поставку товара: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

В Информационной карте документации об аукционе требования к содержанию первой части заявки установлены следующим образом: такая заявка должна содержать «конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.07.2017 №0136200003617005588-1  для участия в аукционе заявки подали 2 участника закупки; участнику закупки, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 2 (заявка Общества), отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона; участник закупки, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 3 допущен к участию в аукционе.

Заявка Общества на участие в аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, со следующим обоснованием: «на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона, а именно: участник закупки не указал наименование страны происхождения товара».

Согласно пояснениям Уполномоченного органа иных оснований для отказа в допуске к участию в закупке не имеется.

Согласно части 4 статьи 67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1 части 4 статьи 67 Закона); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2 части 4 статьи 67 Закона).

Согласно части 5 статьи 67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона, не допускается.

Изучив представленные материалы, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционная комиссия неправомерно отказала Обществу в допуске к участию в аукционе в связи со следующим.

Как указано выше, объектом закупки является приобретение жилого помещения (отдельной квартиры). Техническим заданием документации об аукционе определены требования к месту нахождения квартиры: Тверская область, город Вышний Волочек.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону.

Между тем, гражданское законодательство не содержит определение понятия «товар».

Иное законодательство, в частности, налоговое, антимонопольное, содержит определение понятия «товар», при этом специально оговаривается, что такие понятия используются исключительно в целях соответствующих кодекса, закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

По мнению Комиссии Тверского УФАС России, исходя из вышеуказанных положений Закона, законодатель отделяет приобретение недвижимого имущества или аренду имущества от гражданско-правового договора на поставку товара, когда правомерно установление требования об указании страны происхождения товара, выделяя приобретение недвижимого имущества в отдельный, отличный от поставки товара, объект закупки.

Кроме того, Комиссия при принятии решения учитывает, что закупаемое жилое помещение (отдельная квартира), расположенное в Российской Федерации, как объект, неразрывно связанный с землей, не может иметь иного происхождения, кроме как Российская Федерация.

Из представленных на заседании Комиссии Уполномоченным органом документов следует, что в первой части заявки Общества указано, что местом нахождения квартиры является Тверская область, город Вышний Волочек.

Комиссия Тверского УФАС России считает обоснованными доводы жалобы Общества о том, что в данном случае указание на место нахождения жилого помещения позволяет аукционной комиссии в полной мере сделать вывод, что страной происхождения жилого помещения (отдельной квартиры) является Российская Федерация.

Какой-либо неоднозначности в понимании наименования места происхождения жилого помещения (отдельной квартиры) заявка Общества не содержала.

Закон в статье 6 указывая на принципы, на которые опирается законодательство о контрактной системе, не выделяет в качестве такого принципа разумность, вместе с тем ГК РФ указывает на следующее: при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ); добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, решение аукционной комиссии об отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе не соответствует Закону и, более того, не отвечают принципу разумности.

Таким образом, решение об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе принято с нарушением требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона.

Жалоба Общества является обоснованной.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Любимый дом» обоснованной.

2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 1 части 4 и части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-138-2017

об устранении нарушения в сфере закупок

 

31 июля 2017 года                                                                                                               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей:

- Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области:

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области:

в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Любимый дом», 

на основании решения от 31.07.2017 по делу № 05-6/1-138-2017 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В срок до 31.08.2017:

1.1. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и аукционной комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (отдельной квартиры) в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2016 – 2017 годы в городе Вышний Волочек Тверской области (извещение от 30.06.2017 № 0136200003617005588);

1.2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и аукционной комиссией пункта 1 настоящего предписания, при этом поданные заявки на участие в аукционе не возвращать, уведомить участников аукциона, подавших заявки на участие в аукционе, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе - предоставив им не менее 3-х рабочих дней для перечисления на счет для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционов, открытых участниками закупок, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;

1.3. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области разместить на электронной площадке информацию о новой дате рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о новой дате проведения Аукциона в электронной форме. При этом срок проведения Аукциона должен составлять не ранее 6 и не позднее 15 дней с момента размещения информации о дате и времени проведения аукциона в электронной форме;

1.4. Аукционной комиссии повторно рассмотреть заявки, поданные на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (отдельной квартиры) в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2016 – 2017 годы в городе Вышний Волочек Тверской области (извещение от 30.06.2017 № 0136200003617005588) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и с учетом решения Комиссии от 31.07.2017 по делу № 05-6/1-138-2017;

1.5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и аукционной комиссией пунктов 1.3 и 1.4 настоящего предписания;

1.6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 05.09.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны