Решение б/н Решение и Предписание по делу № 05-6/1-15-2016 от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей Администрации муниципального образования «Бологовский  район» (далее – Заказчик), Муниципального казенного учреждения «Контрактная служба Бологовского района» (далее – Уполномоченный орган), ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент),  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 24.02.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении электронного аукциона на строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в г. Бологое в рамках реализации Региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 года" (извещение от 03.02.2016 № 0836300014216000050) нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) в части не установления требований энергетической эффективности в отношении товаров, используемых при выполнении работ; не установления запретов, предусмотренных законодательством, а также в части наличия разночтений между положениями информационной карты и проектом контракта.

От Уполномоченного органа получены письменные пояснения, в которых возражает по доводам жалобы, касающиеся установления конкретных показатели по энергоэффективности, указывая, что такие показатели обозначены в разделе «Требования к конкретным показателям используемых материалов» аукционной документации. Вместе с тем, соглашается с остальными доводами жалобы Общества, указывая на то, что в этой части будут внесены изменения.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

03.02.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в г. Бологое в рамках реализации Региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 года"; начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 018 306,00 рублей.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона описании объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26 Закона Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг (часть 1). Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с "правилами", утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил (часть 2).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.

Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 5 Правил в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 6 Правил требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок соответствующего вида товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (далее – Требования).

Требования энергетической эффективности установлены в отношении следующих товаров:

- «Радиаторы» - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны;

- «Водоразборные смесители и краны для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении», - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны;

- «Входные двери в здание» - наличие дверного доводчика (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых не предусмотрена возможность установки дверного доводчика);

- «Средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности)» - должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.

Также Требования содержат ограничения на размещение заказов на поставки товаров, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов, в частности, указывается, что при остеклении оконных блоков доля стеклопакетов, показатели сопротивления теплопередаче которых ниже, чем у стеклопакетов со стеклами с низкоэмиссионным твердым покрытием, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки стеклопакетов с суммарной площадью остекления более 200 квадратных метров в год не должна превышать 90 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении) (пункт 5).  Доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения в объеме, превышающем 500 единиц в год, не должна превышать 95 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении) (пункт 6).

Как следует из документации об аукционе, Приложением № 1 к Техническому заданию установлены Требования к конкретным показателям используемых материалов, в том числе к товарам «оконные блоки», «светильники», «смесители».

В отношении части спорных товаров в документации об аукционе указаны характеристики, параметры, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов. Так, по товарам «Оконные блоки» - должны быть теплозащитные; «Светильники» - Источник света должен  быть светодиодный. Режим работы должен иметь,  в  том  числе  включение «на движение». Вместе с тем, документация об аукционе не содержит таких характеристик в соответствии с Требованиями энергоэффективности товаров в отношении таких товаров как: «Радиаторы», «Входные двери», «Смесители», «Прибор учета электроэнергии».

Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом при описании объекта закупки нарушены требования части 1 и 2 статьи 33 Закона, а также пункта 1 части 1 статьи 64 Закона. В данной части жалоба Общества является частично обоснованной.

 

2. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» Правительством Российской Федерации принято вышеуказанное Постановление, которым утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 г. Такой перечень включает, в том числе, вид деятельности: «Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом контракта является строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома, код по ОКПД2- 41.20.30.000, согласующийся с кодом ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

Вместе с тем, ни Закон, ни Постановление не содержат указания на порядок применения Постановления при установлении требований в документации об аукционе.

Кроме того, из письменных пояснений Уполномоченного органа следует, что в документацию об аукционе будут внесены изменения в части её дополнения информацией о действии специальных экономических мер, а именно, о запрете на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

3. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 14 статьи 34 Закона в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона.

Согласно части 9 статьи 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским "кодексом" Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Следовательно, при указании в проекте контракта возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, проект контракта должен содержать основания для такого расторжения, предусмотренные Гражданским кодексом.

Из документации об аукционе следует, что Раздел 30 Информационной карты и статья 7 проекта контракта устанавливают различные между собой основания для одностороннего расторжения контракта.

Из вышеуказанного следует, что в проекте контракта основания для одностороннего расторжения такого контракта не указаны должным образом. Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 14 статьи 34 Закона. В данной части жалоба Общества является обоснованной.

При выдаче предписания Комиссия учитывает, что ранее 29.02.2016 по делу № 05-6/1-14-2016 заказчику и уполномоченному органу выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе; 05.03.2013 были внесены изменения в документацию об аукционе, продлен срок для подачи заявок и на основании статьи 36 Закона закупка отменена.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» частично обоснованной.

2.  Признать Администрацию муниципального образования «Бологовский район», Муниципальное казенное учреждение «Контрактная служба Бологовского района» нарушившими требования части 1 и 2 статьи 33, части 14 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Администрации муниципального образования «Бологовский  район», Муниципальному казенному учреждению «Контрактная служба Бологовского района» предписание об устранении нарушений в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-15-2016

об устранении нарушения в сфере закупок

 

02 марта 2016 года                                                                                                                  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей Администрации муниципального образования «Бологовский  район», Муниципального казенного учреждения «Контрактная служба Бологовского района», ООО «СТРОЙИНВЕСТ»,

на основании решения от 02.03.2016 по делу № 05-6/1-15-2016 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и Муниципальному казенному учреждению «Контрактная служба Бологовского района» при объявлении повторного электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в г. Бологое в рамках реализации Региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 года» внести изменения в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в г. Бологое в рамках реализации Региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 года» с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии Тверского УФАС России от 02.03.2016 по делу № 05-6/1-15-2016;

2. Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и Муниципальному казенному учреждению «Контрактная служба Бологовского района» в течение 5 рабочих дней со дня объявления повторного электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в г. Бологое в рамках реализации Региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 года» представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупки.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны