Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-161-2014

 

20 августа 2014 года                                                                                                                 г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Белов Д.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее – Заказчик): ***,

- ООО «СУ-259»:***,

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, жалобу ООО «СУ-259» (далее – Общество) и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 13.08.2014 поступила жалоба Общества, полагающего, что заказчиком при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте  «Газоснабжение деревни Бирюлино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области» (извещение от 28.07.2014 № 0136300033814000022) нарушены требования Закона в части несоответствия положений документации требования Закона, а также нарушения порядка разъяснений положений документации. В своей жалобе Общество указывает на то, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе фактически вводит в заблуждение участников закупки, что делает невозможным правильное заполнение первой части заявки на участие в аукционе. С целью разъяснения положений инструкции по заполнению заявки документации об аукционе Обществом направлен запрос на их разъяснение, однако полученные разъяснения фактически дублируют положения документации об аукционе и не содержат требуемых разъяснений, что, по мнению Общества, является нарушением статьи 65 Закона. Кроме того, пункт 16 технической части документации об аукционе содержит неисполнимые требования к работам, что, по мнению Общества, также является нарушением действующего законодательства.

Представители Заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

При рассмотрении жалобы Комиссия учитывает как цели регулирования, так и принципы контрактной системы в сфере закупок.

Так, согласно части 1 статьи 1 Закона данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьям 6 и 8 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

28.07.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300033814000022 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте  «Газоснабжение деревни Бирюлино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области» и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 941 555,45 рублей.

 

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подпункт «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона); согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подпункт «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона).

Документацией об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующею информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.

2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Кроме того, во исполнение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки следующего содержания (фрагмент): «…Характеристики товара, указанные с примечанием звездочка, исключают начальное и/или крайнее значение характеристики товара, характеристики товара с предлогом «до» являются конкретной характеристикой диапазона «от и до включительно», за исключением характеристик товара с примечанием звездочка - необходимость указания конкретного значения характеристики товара из установленного диапазона, характеристики товара с предлогами «от» и «до» являются характеристикой диапазона, за исключением характеристик с примечанием звездочка - необходимость указания конкретного значения характеристики товара из установленного диапазона, характеристики товара с примечанием две звездочки и предлогами «от и «до» являются характеристикой товара с исключенными крайними значениями характеристики товара, характеристики товара указанные через многоточие, являются характеристикой диапазона, характеристики товаров указанные с предлогом «свыше ... до ..» являются характеристикой диапазона, за исключением характеристик с примечанием звездочка - необходимость указания конкретного значения характеристики товара из установленного диапазона, характеристики товара с предлогом «свыше» и далее значение через дефис, является конкретной характеристикой товара, характеристики товара с частями речи «не более», «не менее», «более», «менее» «выше» «ниже» с примечанием звездочка являются конкретной характеристикой товара, характеристики товара с частями речи «не более», «не менее», «более», «менее» с примечанием звездочка и указанием значения через дефис являются конкретной характеристикой товара, характеристики товара указанные с использованием математических символов «~», «<» и «<» и «>» и «>» не являются конкретным значением характеристики товара, характеристики товара указанные через дефис, являются характеристикой возможного диапазона значений показателя характеристики товара, за исключением характеристик с примечанием звездочка - конкретная характеристика товара, характеристики товара с математическими знаками «+», «-» являются характеристикой погрешности, указание характеристики товара с погрешностью в сторону уменьшения или увеличения, а также указание без погрешности является не предоставлением конкретного значения характеристики товара, наименование товара с примечанием звездочка и дальнейшие характеристики данного товара являются товаром с неизменными (конкретными) характеристиками данного товара, иные характеристики товаров, указываются участником электронного аукциона в соответствии с правилами грамматики, орфографии русского языка, а также требованиями делопроизводства и документооборота…».

            Согласно различным словарям, в том числе согласно Толковому словарю русского языка, под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, инструкция – это свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. Комиссия – с учетом перечисленных выше целей и принципов Закона, в этой связи считает, что инструкция – это положение документации, которое должно помогать потенциальным участникам закупки заполнять заявки.

Приведенный фрагмент инструкции представляет собой сложно-синтаксическую конструкцию, имеющую в своем составе, в том числе, сложно-сочиненные предложения (либо, что не влияет на дальнейшие выводы – бессоюзное сложное предложение со значениями перечисления), и по правилам русского языка отдельные части такой конструкции должны разделяться знаками препинания – точка с запятой. 

Изложенная подобным образом и формально именуемая как инструкция по заполнению заявки вышеприведенное положение не просто затрудняет восприятие информации о том, как правильно заполнить заявку на участие в электронном аукционе, а вводит участников закупки в заблуждение относительно правильности указания значений технических характеристики предлагаемого к поставке товара и затрудняет заполнение заявки на участие в электронном аукционе, что свидетельствует о том, что Заказчик не выполнил требования Закона о включении в документацию об аукционе инструкции по заполнению заявки, то есть, документа, помогающего, а не затрудняющего заполнение заявки, что является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

2. Согласно части 3 статьи 65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Общество, воспользовавшись данным правом, направило Заказчику через оператора электронной площадки запрос на разъяснения положений документации об аукционе, при этом 13 вопросов, которые были заданы Заказчику в указанно запросе, касались инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и правильности указания технических характеристик предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, а именно (пример): «2.2. Характеристики товара, указанные с примечанием звездочка исключают начальное и/или крайнее значение характеристики товара, характеристики товара с предлогом «до» являются конкретной характеристикой диапазона «от и до включительно», за исключением характеристик товара с примечанием звездочка – необходимость указания конкретного значения характеристики товара из установленного диапазона». В соответствии со ст.65 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 просим Вас разъяснить в случае указания в заявке участника размещения заказа в данном случае конкретного значения характеристики товара из установленного диапазона, исключаются ли начальное и/или крайнее значение характеристик товара данного диапазона?».

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Разъяснения положений документации об аукционе размещены Заказчиком на официальном сайте 01.08.2014, при этом данные разъяснения не дают ответа на поставленные в запросе вопросы либо фактически дублируют – не разъясняя, положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.

Так, в ответе на разъяснении положений документации об аукционе ответы на вопросы не содержат следующие вопросы: 2.2, 2.6, 2.8, 2.12, вместо ответов на поставленные вопросы ответы по данным пунктам содержат следующую информацию (пример): «Ответ на вопрос 2.2: участником закупки не корректно сформулировал вопрос, данные случаи инструкции по заполнению заявки, на которые ссылается участник закупки являются различными»; как указано выше часть ответов дублируют положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и не дают ответа на поставленный вопрос (пример): Вопрос: «2.5. Характеристики товара, указанные с предлогом «свыше… до…», являются характеристикой диапазона». В соответствии со ст.65 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 просим Вас разъяснить следует ли участнику размещения заказа в первой части заявки указывать данный диапазон именно с использованием предлогов «свыше… до…»? Либо допустимо употребление участником размещения заказа при заполнении заявки с применением данной характеристики иных предлогов либо знаков препинания в соответствии с правилами грамматики, орфографии русского языка?» Ответ: «Ответ на вопрос 2.5: характеристики товаров указанные с словом и предлогом «свыше … до ..» являются характеристикой диапазона а следовательно указывается как диапазон».

Сформулированные подобным образом разъяснения положений документации об аукционе не дают ответов на большинство поставленных вопросов, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона, и наряду со сложной для понимания инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе затрудняют правильность заполнение заявки на участие в аукционе.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

3. Одним из доводов жалобы Общества является, что пункт 16 технической части документации об аукционе содержит неисполнимые требования к работам. Так согласно пункту 16 технической части документации об аукционе содержит следующее требование: «Укладка газопроводов из полиэтиленовых труб в траншею со стационарно установленного барабана, Ø газопровода, 160 в количестве 1201,7метров, при выполнении данных работ необходимо использовать трубу полиэтиленовую наружный Ø 160 мм со следующими техническими характеристиками допустимое отклонение диаметра не более 1,6 мм*, овальность после экструзии не более 3,3 мм, толщина стенки от 14мм*, допустимое отклонение толщины стенки не более 2,3 мм, коэффициент запаса прочности 2,7 масса одного погонного метра до 8 кг*, рабочая температура 20С, номинальное давление до 6 атм.»

По мнению Общества, выполнить работы по укладке газопроводов из полиэтиленовых труб Ø 160 в траншею со стационарно установленного барабана не представляется возможным, так как в Российской Федерации отсутствуют заводы, выпускающие данную трубу длиной более 13 метров на барабанах. При этом Обществом не представлены какие-либо доказательства подтверждающие доводы, изложенные в жалобе, а также то, что установленные в техническом задании документации об аукционе требования к товару и выполнению работ нарушают положения действующего законодательства. Такие сведения отсутствуют и у Комиссии.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «СУ-259» частично обоснованной.

2. Признать Администрацию муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

             

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

А.А. Михеев

 

 

Д.Е. Белов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-161-2014

об устранении нарушений в сфере закупок

 

20 августа 2014 года                                                                                                                г. Тверь      

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Белов Д.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее – Заказчик): ***,

- ООО «СУ-259»: ***,

на основании решения от 20.08.2014 по делу № 05-6/1-161-2014 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

предписывает:

 

В срок до 10.09.2014

1. Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, аукционной комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте  «Газоснабжение деревни Бирюлино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области» (извещение от 28.07.2014 № 0136300033814000022);

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Администрацией муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области и аукционной комиссии пункта 1 настоящего предписания, при этом вернуть поданные заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, разблокировать денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе;

3. Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области внести изменения в документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте  «Газоснабжение деревни Бирюлино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области» (извещение от 28.07.2014 № 0136300033814000022) в соответствии с требованием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии Тверского УФАС России от 20.08.2014 по делу № 05-6/1-161-2014, продлив срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в установленном порядке;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком пункта 3 настоящего предписания;

5. Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 17.09.2014 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок.

 

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

А.А. Михеев

 

 

Д.Е.  Белов

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны