Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-172-... от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-172-2016

 

19 сентября 2016 года                                                                                                                                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Шибанов Я.А. – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Журавлева Е.В. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Администрации Рамешковского района (далее - Заказчик): ***

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 12.09.2016 поступила жалоба Общества о несоответствии документации об аукционе на право заключения контракта на капитальный ремонт здания МФЦ  (извещение от 23.08.2016  № 0136300004316000035) требованиям Закона в части:

- в документации об аукционе отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе;

- при размещении в единой информационной системе разъяснений положений документации не был указан предмет запроса;

- установления в пункте 12.4 проекта контракта не предусмотренной Законом возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта;

- установления некорректных дополнительных требований к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона и Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также Случаями отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее также Дополнительные требования, Случаи, Постановление № 99).

Заказчик представил письменные возражения и просит признать жалобу не подлежащей удовлетворению.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

23.08.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт здания МФЦ (извещение от 23.08.2016  № 0136300004316000035) и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 334 677, 93 руб.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

 Согласно части 4 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В нарушении пункта 11 части 1 статьи 64 Закона в документации об аукционе заказчиком не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Кроме того, 29.08.2016 Заказчиком на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об аукционе, вместе с тем Заказчик не указал предмет запроса.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

2. Согласно части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана, в том числе, информация, указанная в статье 42 Закона.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Требования к условиям банковской гарантии установлены статьей 45 Закона, при этом в развитие требований части 8.2 статьи 45 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона.

В соответствие с частью 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 4 статьи 96 Закона контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно пункту 10.3 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязан в течение 10 (Десяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на условиях и в размере, указанным в пункте 12.1 контракта.

Между тем, Законом не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным; Заказчик не привел убедительные доводы в этой части. В частности, отзыв лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, не влечет за собой признание выданной им банковской гарантии недействительной; факт неисполнения в срок обязательств по контракту со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет за собой негативные последствия для такого лица; неисполнение таких обязательств по вине заказчика не может влечь за собой дополнительные финансовые траты для другой стороны.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, установив не предусмотренное статьей 96 Закона требование к обеспечению исполнения контракта, нарушил требования статьи 96 Закона.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такие дополнительные требования к участникам закупок и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Постановлением № 99.

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1 к данному постановлению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Пунктом 2 приложения 1 Постановления № 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (согласно примечанию) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Согласно примечанию <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является  выполнение работ капитальный ремонт здания МФЦ, код 43.99.90.190 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014; при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 334 677,93 рублей, следовательно, Заказчик обязан установить предусмотренные Постановлением № 99 дополнительное требование к участникам закупок при проведении оспариваемого аукциона, в части представления документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (группа №1).

Раздел 13 Информационной карты документации об аукционе устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона, а также заказчиком,  а именно:  «Требования о наличии опыта работы связанного с предметом контракта  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Опыт исполнения строительных работ за последние 3 года, при этом стоимость ранее исполненных контрактов, договоров должна составлять не менее 20% начальной, (максимальной) цены контракта данного аукциона.

Документами, подтверждающими соответствие участника являются: копии контрактов, договоров и акты выполненных работ не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (предоставляются во второй части заявки)».

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований ненадлежащим образом установил дополнительные требования к участникам о наличии опыта работы связанного с предметом контракта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, не указал - на соответствие какой группе строительных работ участниками должны быть представлены контракты.

Следовательно, Заказчиком нарушены требования части 2 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона и Постановления № 99.

 

Вместе с тем, Комиссия при решении вопроса о необходимости выдачи предписания учитывает следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2016 № 0136300004316000035-1 для участия в аукционе заявки подали 5 участников закупки, по итогам рассмотрения первых частей заявок заявки двух участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.09.2016 № 0136300004316000035-2 минимальное предложение о цене контракта – 11 107 984, 37 руб., поступило от участника закупки, заявка которого зарегистрирована под порядковым номером 7.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.09.2016 № 0136300004316000035-3 заявки ООО «Воля» и ООО «СТРОЙГРАНТ» признаны соответствующими требованиям документации об аукционе; победителем аукциона признано  ООО «Воля».

Анализ представленных на заседание Комиссии заявок участников закупки, признанных соответствующими требованиям документации об аукционе по итогам рассмотрения вторых частей заявок, позволил установить, что в их составе  представлены копии ранее исполненных контрактов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по надлежащей группе работ.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что неустановление надлежащим образом требований к содержанию и составе заявок на участие в аукционе не повлияло на результаты закупки и порядок определения победителя аукциона.

Кроме того, Комиссия также учитывает, что Общество не подавало заявки на участие в спорном аукционе и не является участником данной закупки, следовательно, его права действиями Заказчика  не нарушены.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу предписание не выдавать.

 

На основании изложенного и части  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обоснованной.

2. Признать Администрацию Рамешковского района нарушившей требования части 2 статьи 31, пунктов 2 и 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

3. Предписание об устранении нарушений в сфере закупок не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны