Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-178-... от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-178-2016

 

21 сентября 2016 года                                                                                                                                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Шибанов Я.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. - специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Журавлева Е.В. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок

в присутствии представителей:

- Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия воздушно - космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик): ***

- ООО «Эдельвейс» (далее – Общество): ***

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент),  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 14.09.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объектов Военной академии воздушно-космической обороны (извещение от 29.08.2016 № 0336100018116000036) не соответствует требованиям Закона в связи с несоответствием положений документации требованиям Закона в связи с установлением в документации об аукционе необъективных требований к товарам, требуемым к использованию при выполнении работ.

Заказчик представил письменные возражения, просит признать жалобу не подлежащей удовлетворению.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

29.08.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0336100018116000036 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту объектов Военной академии воздушно-космической обороны и документация об электронном аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 089 140, 00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Вышеизложенные нормы – в их системной взаимосвязи с указанными Законом целями закупки, позволяют сделать Комиссии вывод о том, что в спорном случае (когда предметом контракта является выполнение работ с использованием в ходе выполнения работ разных товаров) требования к каждому из используемых при выполнении работ товаров (включая типы, виды товаров, строительных материалов) должны быть установлены отдельно; не допустимо, к примеру, в одной графе перечисление всех или части используемых товаров, в другой графе – перечисление требований к характеристикам этих товаров, особенно в случае, если такие требования различаются, поскольку в данном случае неясно, к какому из товаров данные требования относятся – к одному или ко всем, и фактически свидетельствует о неустановлении таких требований, то есть, о нарушении пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона.   

В документации об аукционе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе должны быть установлены в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона.

Техническое задание документации об аукционе содержит 85 наименований товаров, требуемых к использованию при выполнении работ, в том числе по оспариваемым Обществом позициям: пункт 24 «Бетон тяжелый класс не ниже В15 ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 10178-58, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 7473-2010»;  пункт 34 «Кирпич марка не выше 150 ГОСТ 530-2012»; пункт 30 «Сталь ГОСТ 5781-82»; пункт 41 «Плитки ГОСТ 6141-91»; пункт 35 «Швеллеры  ГОСТ 8240-97, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 535-2005», со следующим описанием объекта закупки (ниже приведены выдержка из Технического задания по спорным позициям):

1.  Согласно пункту 24 приложения № 2 документации об аукционе для использования в ходе выполнения работ требуется «Бетон тяжелый класс не ниже В15 ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 10178-58, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 7473-2010» со следующими техническими характеристиками: «Должен быть бетон тяжелый для неагрессивных сред попеременного увлажнения и высушивания. Наибольшая крупность заполнителя бетона 10, 20, 40 мм. Вяжущее: портландцемент общестроительного назначения с минеральными добавками. Морозостойкость бетона не ниже F100. Водонепроницаемость бетона не менее W4. Плотность зерен крупного заполнителя не более 3000 кг/м3. Раствороотделение не более 4%. Марка бетонной смеси П2 и/или П3. Осадка конуса не более 15 см. Водоотделение не более 0,8%. Содержание фракций св. 5 до 10 мм 15-100%. Содержание фракций св. 10 до 20 мм 0-75%. Содержание фракций св. 20 до 40 мм 0-65%. Горная порода крупного заполнителя осадочная или изверженная. Плотность крупного заполнителя не менее 2 г/см3. Марка вяжущего не ниже 400. Содержание минеральных добавок в вяжущем 5 и/или 20 %. Доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки 0-20%. Минеральные добавки осадочного происхождения, кроме глиежа 0-10 %. Минеральные добавки активные, включая глиеж 0 - 20 %. Расход вяжущего не менее 150кг/м3».

1.1. Согласно пункту 3.5.2.1 ГОСТ 26633-2012. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия (далее – ГОСТ 26633-2012) в качестве крупных заполнителей для бетонов применяют щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267, щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424, щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии по ГОСТ 5578, а также щебень из шлаков ТЭЦ по ГОСТ 26644.

Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен от 2000 до 3000 кг/м3.

Таким образом, Заказчиком в пункте 24 приложения № 2 документации об аукционе указано, что для использования требуются «Бетон тяжелый класс не ниже В15», в том числе с характеристикой «плотность зерен крупного заполнителя», при этом значение этой характеристики (не более 3000 кг/м3) установлено не в соответствии с требованиями ГОСТ 26633-2012.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.  

1.2. Таблица 2 ГОСТ 7473-2010 Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия (далее – ГОСТ 7473-2010) устанавливает марки по осадке конуса:

Марка

Осадка конуса, см

П1

1-4

П2

5-9

П3

10-15

П4

16-20

П5

Более 20

 

Как указано выше, в пункте 24 приложения № 2 документации об аукционе в отношении товара «Бетон тяжелый класс не ниже В15» указана характеристика марка бетонной смеси П2 и/или П3. Осадка конуса не более 15 см, при этом значение этой характеристики установлено не в соответствии с требованиями ГОСТ 26633-2012.

Комиссия полагает, что при установлении требований к спорной характеристике требуемого к использованию бетона заказчик, описывая требования одновременно для двух различных видов товаров (Марка бетонной смеси П2 и/или П3), указывает крайнюю верхнюю границу, соответствующую одному товару -  Марке бетонной смеси П3, что также свидетельствует об установлении требований к товару не в соответствии с ГОСТ.

В данной части жалоба Общества является обоснованной. 

1.3. Таблица 2 ГОСТ 26633-2012 устанавливает стандартные фракции крупного заполнителя:

Наибольшая крупность заполнителя, мм

Фракция крупного заполнителя

10

От 5 до 10 или от 3 до 10

20

 " 5 (3) "  10; св. 10   " 20

40

 " 5 (3) "  10;  "  10   " 20; св. 20 до 40

80

 " 5 (3) "  10;  "  10   " 20;  "  20  " 40; св. 40 до 80

120

 " 5 (3) "  10;  "  10   " 20;  "  20  " 40;  "  40  " 80; св. 80 до 120

Допускается применение крупных заполнителей в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям таблицы 3.

Таблица 3 ГОСТ 26633-2012 устанавливает рекомендуемое содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона.

Наибольшая крупность заполнителя, мм

Содержание фракций в крупном заполнителе, % массы

От 5 (3) до 10 мм

Св. 10 до 20 мм

Св. 20 до 40 мм

Св. 40 до 80 мм

Св. 80 до 120 мм

10

100

-

-

-

-

20

25 - 40

60 - 75

-

-

-

40

15 - 25

20 - 35

40 - 65

-

-

80

10 - 20

15 - 25

20 - 35

35 - 55

-

120

5 - 10

10 - 20

15 - 25

20 - 30

25 - 35

Таким образом, ГОСТ 26633-2012 устанавливает взаимозависимость содержания в бетоне фракций в крупном заполнителе, % от массы, и наибольшей крупности заполнителя, мм.; значение «содержание фракций в крупном заполнителе, % от массы» является различным в зависимости от показателя «наибольшая крупность заполнителя, мм».

Вышеуказанный пункт Технического задания содержит обобщенную информацию в отношении бетона как по наибольшей крупности заполнителя, мм, так и по содержанию в % от массы фракций в крупном заполнителе, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение и привести к тому, что участник закупки в своей заявке, указывая сведения о «наибольшей крупности заполнителя, мм» и «содержании фракций…», соответствующие требованиям документации об аукционе, имеет риск быть не допущенным к участию в аукционе по причине указания недостоверных сведений об объекте закупки в связи с несоответствием показателей требованиям ГОСТ.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки по спорному пункту является необъективным и ненадлежащим.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является обоснованной.

Таким образом, по вышеизложенным доводам жалоба Общества является обоснованной, Заказчиком при описании объекта закупки (установлении требований к «Бетону», пункт 24 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе) нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона.

 

При этом  Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы Общества обоснованной по другим доводам.

Согласно пункту 4 части 8 статьи 105 Закона жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

1. Так, в пунктах 5 и 6 жалобы Общества содержится выдержка из пункта 24 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе, а также указания на ГОСТ 10178-85  и ГОСТ 26633-2012, при этом отсутствуют собственно доводы о том, какие конкретно нарушения были допущены Заказчиком при описании объекта закупки в данной части; Комиссией также не были выявлены нарушения при описания объекта закупки по тем положениям документации об аукционе, которые приведены в пунктах 5 и 6 описательной части жалобы.

2. Согласно пункту 34 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе для использования требуется «Кирпич марка не выше 150 ГОСТ 530-2012» со следующими характеристиками по размеру - изделие должно быть номинальным размером не более 250 х 120 х 88 мм.

 Таблица 2 ГОСТ 530-2012 Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия (далее – ГОСТ 530-2012) устанавливает  требования к номинальным размерам кирпича, в частности, кирпич 1,4 НФ имеет размеры, кирпич 1 НФ имеет размеры 250×120×65.

Таким образом, Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона установил максимальные значения показателей; при этом Общество не привело доводы о том, в чем именно состоит необъективность описания объекта закупки при установлении требований к размерам кирпича.

В данной части жалоба Общества является необоснованной.

3. Согласно пункту 30 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе для использования требуется «Сталь ГОСТ 5781-82», в том числе, со следующими техническими характеристиками: «Механические свойства арматурной стали: предел текучести Н/мм2 не менее 235, временное сопротивление разрыву Н/мм2 не менее 373, относительное удлинение не менее 14%».

Согласно пункту 35 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе для использования требуются «Швеллеры ГОСТ 8240-97 ГОСТ 380-2005 ГОСТ 535-2005», в том числе, со следующими техническими характеристиками: «Механические свойства: временное сопротивление не менее 300 (31)Н/мм2 (кгс/мм2), относительное удлинение не менее 18%.».

Согласно пункту 41 приложения № 2 Технического задания документации об аукционе для использования требуются «Плитки ГОСТ 6141-91», в том числе, со следующими техническими характеристиками: «Твердость глазури по Моосу не менее 5».

Общество полагает, что перечисленные требования к товарам являются чрезмерными, вместе с тем, не представило каких-либо доводов и доказательств относительно того, почему такие характеристики являются избыточными.

 При таких обстоятельствах, у Комиссии отсутствуют основания для признания жалобы в данной части обоснованной.

Вместе с тем, при решении вопроса о наличии/отсутствии оснований для выдачи предписания Комиссия учитывает следующее.

1. Из содержания жалобы и пояснений представителей Общества следует, что Общество имеет достаточную квалификацию и познания, в том числе стандартов, для того, что бы правильно оформить и подать заявку для участия в аукционе; недостатки документации об аукционе и нарушения Заказчиком требований Закона при описании объекта закупки не должны были явиться непреодолимым препятствием для участия в таком аукционе, в том числе быть допущенным к участию в таком аукционе.

2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона источником финансирования работ по контракту являются средства федерального бюджета.

Согласно пункту 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Постановление) принятие после 30.11.2016 г. получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг (за исключением поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственного оборонного заказа) и подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных им до 30.11.2016 г., допускается только в отношении закупок товаров, работ и услуг, указанных в абзацах пятом - седьмом пункта 11(1) Постановления, а также в отношении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, устанавливающими возможность принятия указанных обязательств после 30 сентября 2016 г.

Таким образом, в случае выдачи Комиссией предписания об устранении выявленных нарушений в части внесения изменений в документацию об аукционе у Заказчика возникает риск отзыва денежных средств, что повлечет за собой невозможность осуществления закупки.

Для участия в аукционе заявки подали три участника закупки.

Выдача указанного предписания нарушит баланс частных и публичных интересов, поскольку существенно затянет сроки выполнения ремонтных работ (с риском переноса таких работ на 2017 год).

На основании изложенного Комиссия приняла решение предписание не выдавать.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Эдельвейс» частично обоснованной.

2. Признать Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Министерства обороны Российской Федерации нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны