Решение №05-6/1-178-3156ВФ Решение № 05-6/1-178-2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-178-2017

 

23 августа 2017 года                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет» (далее - Заказчик)

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Перспектива» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 16.08.2017 поступила жалоба Общества о несоответствии документации электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт кровли на 3-ем этаже (2240 м2) в корпусе № 9 по адресу: г. Тверь, 2-ая Грибоедова, 24, в соответствии с техническим заданием (9-а-17) (извещение от 31.07.2017 № 0336100003217000018) требованиям Закона в части:

1) неуказания в извещении исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии со статьей 31 Закона;

2) неустановления в проекте контракта всех возможных значений размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063;

3) установления обязанности заключения контракта в бумажном виде;

4) установление разных сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.

Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению; представлены письменные пояснения по существу жалобы.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

31.07.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт кровли на 3-ем этаже (2240 м2) в корпусе №9 по адресу: г. Тверь, 2-ая Грибоедова, 24, в соответствии с техническим заданием (9-а-17) и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 347 950,30 руб.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 63 Закона извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукционе не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

2. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 34 Закона в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно части 7 статьи 34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8 статьи 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Раздел 9 проекта контракта в соответствии с требованиями частей 4 - 8 статьи 34 Закона содержит условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Так, согласно пункту 9.2.2 проекта контракта «За необоснованный отказ от приемки результата работ (услуг), Подрядчик вправе потребовать  от Заказчика уплаты штрафа в размере 2 процента цены договора в сумме_______________  (__________________) рублей.».

Согласно пункту 9.3.2 проекта контракта «В случае несоответствия результата работы (услуги) требованиям Договора либо неисполнения гарантийных обязательств, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 процентов цены договора в сумме  ________ (_______________) рублей».

Неустановление в проекте контракта всех возможных пороговых значений штрафов в зависимости от цены контракта, которая будет известна по результатам проведения аукциона, не свидетельствует о противоречии таких положений проекта контракта требованиям Закона и Правил.

Кроме того, Комиссия учитывает, что согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон; при этом в силу статьи 330 ГК РФ под неустойкой понимается, в том числе, штраф, пеня.

Таким образом, вне зависимости от того, содержит ли проект контракта условия об ответственности заказчика и подрядчика, надлежащим образом установлены такие условия или нет, размер такой неустойки определяется Законом и Правилами.

В данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

3. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 70 Закона по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Как следует из части 7 статьи 70 Закона в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

В представленном на заседание Комиссии (и размещенном в ЕИС) проекте контракта, вопреки доводам Общества, отсутствует прямое указание на заключение контракта в бумажном виде.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

4. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.

Согласно пункту 15.2 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, что соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона.

Согласно пункту 13.2 проекта контракта Обеспечение исполнения настоящего договора предоставляется  на сумму                   руб.

В пункте 13.3 проекта контракта указано следующее «Вариант  1:  Безотзывная   банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным   Гражданским кодексом Российской Федерации,  а  также  иным  законодательным  актом  Российской Федерации. В безотзывной банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана  сумма,  в   пределах   которой   банк   гарантирует   исполнение обязательств по настоящему договору и которая не может быть менее суммы, установленной в пункте 13.2 настоящего договора. Безотзывная  банковская  гарантия  должна  содержать   указание   на настоящий договор путем указания сторон настоящего  договора,  названия предмета и ссылки на основание заключения настоящего договора, указанное в преамбуле настоящего договора. Срок действия безотзывной банковской гарантии должен устанавливаться с учетом установленного гарантийного  срока  выполнения  работ  (оказания услуг) и оканчиваться не ранее его завершения. Безотзывная  банковская  гарантия  должна  содержать   указание   на согласие банка с тем, что изменения и дополнения, внесенные  в  настоящий договор,  не  освобождают  его  от   обязательств   по   соответствующей банковской гарантии).

(Вариант 2: Денежные средства,  вносимые  в  обеспечение  исполнения настоящего  договора  в  качестве  залога,  должны  быть  перечислены  в размере,  установленном  в  пункте 13.2  настоящего  договора,  по следующим реквизитам… Факт внесения денежных средств в обеспечение  исполнения  настоящего договора  в  качестве  залога  подтверждается  платежным  поручением   с отметкой банка об оплате.

Денежные  средства  возвращаются  Подрядчику  Заказчиком при условии надлежащего исполнения Подрядчиком  всех своих обязательств  по настоящему договору в течение 10 (десяти) банковских дней  со  дня получения   Заказчиком  соответствующего    письменного    требования Подрядчика.  Денежные  средства  возвращаются  на   банковский   счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором, возврат обеспечения исполнения Договора осуществляется за вычетом начисленной Заказчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени)».

Согласно пункту 27 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как указано выше в соответствии с пунктом 13.3 проекта контракта денежные  средства  возвращаются  Подрядчику Заказчиком при условии надлежащего исполнения Подрядчиком  всех своих обязательств  по настоящему договору в течение 10 (десяти) банковских дней  со  дня получения Заказчиком  соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные  средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании).

Таким образом, контракт содержит условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что соответствует требованиям части 27 статьи 34 Закона.

При этом Закон не обязывает Заказчика  устанавливать одинаковый срок для действия банковской гарантии и возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, что само по себе свидетельствует об отсутствии оснований для признания жалобы в данной части обоснованной. Кроме того, Комиссия отмечает, что документация об аукционе в спорной части не ограничивает количество участников закупки и не ставит их в неравные условия, поскольку такой участник закупки самостоятельно определяет для себя способ обеспечения исполнения контракта.

Следовательно, в данной части жалоба Общества также является необоснованной.

 

При этом Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении выявленных правонарушений,  с учетом того, что согласно протоколу от 17.08.2017 на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона и документации об аукционе; Общество заявку для участия в электронном аукционе не подавало; жалобы от других потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение и возможность исполнить спорный контракт, в Тверское УФАС России не поступали. Таким образом, указанное нарушение не повлияло на результат закупки и выбор победителя при проведении электронного аукциона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.

2. Признать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны