Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-185-... от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-185-2014

 

15 сентября  2014 года                                                                                                               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок;

Белов Д.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей Администрации Конаковского района Тверской области (далее - Уполномоченный орган): ***;

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка Первое Мая» (далее – Заказчик) и ООО «Аркада» (далее - Общество), 

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 08.09.2014 по подведомственности из ФАС России (в ФАС России жалоба зарегистрирована 26.08.2014, рег. № 78553/14) поступила жалоба Общества, полагающего, что документация электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части здания с перепланировкой под размещение дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Первое Мая (извещение от 12.08.2014 № 0136300000714000232) не соответствует требованиям Закона в части порядка установления штрафных санкций; отсутствия требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства и установления требования о наличии допуска к конкретным видам работ по организации строительства; указания товарных знаков без сопровождения словами «или эквивалент». 

Согласно позиции Уполномоченного органа документация об аукционе соответствует требованиям Закона, жалоба Общества является необоснованной.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

12.08.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300000714000232 о проведении электронного аукциона и документация об аукционе, согласно которым предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту части здания с перепланировкой под размещение дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка  Первое  Мая и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 611 163, 00  рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2014 заявки для участия в аукционе подали два участника закупки; заявки обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.09.2014 минимальное предложение о цене контракта – 3 727 262, 59 руб., поступило от участника закупки, порядковый номер заявки которого - 1, защищенный номер заявки: 8348294.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона (рассмотрения вторых частей заявок) победителем аукциона признано ООО «Стройгрупп».

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Вместе с тем заказчиком, уполномоченным органом в пункте 11.2 проекта контракта установлено, что в  случае нарушения сроков сдачи объекта по вине Подрядчика Подрядчик выплачивает Заказчику неустойку в размере 0,1% от цены Контракта за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства; в пункте 11.4 проекта контракта установлено, что за невыполнение обязательств по исправлению некачественно выполненных работ в сроки, установленные актом, указанным в разделе 10 Контракта, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки исполнения соответствующего обязательства.

Вышеуказанное свидетельствует о нарушении заказчиком, уполномоченным органом требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона, жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

2. Как указано выше, предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту части здания с перепланировкой под размещение дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Первое Мая.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 17 Информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки копии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией. При этом не указано, информацию о допуске к каким видам работ должно содержать такое свидетельство.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Такой Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

При этом Комиссия, с учетом содержания работ, категории объекта, считает, что заказчиком, уполномоченным органом в документации об аукционе должно быть установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части своей закупки копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 «Жилищно-гражданское строительство».

Неустановление заказчиком, уполномоченным органом вышеуказанного требования свидетельствует о нарушении ими требований пункта 1 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 55 статьи 66 Закона, жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.  

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пунктах 79 – 80, 82 приложения № 1 технического задания документации об аукционе содержится указание на товарный знак «IEK» к выключателю автоматическому, без сопровождения словами «или эквивалент», а также без указания требований и показателей таких выключателей.

Таким образом, заказчик и Уполномоченный орган нарушили требование пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона; жалоба Общества в данной части также является обоснованной.

 

Вместе с тем, при решении вопроса о том, выдавать или нет предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия считает необходимым учесть следующее.

Объект, на котором необходимо выполнить работы, является социально-значимым – школа; заказчик является бюджетным учреждением, что влечет за собой необходимость выполнения работ по контракту в 2014 году. По результатам проведенного аукциона достигнуто  значительное снижение цены контракта на выполнение работ  ~  20 %, при начальной (максимальной) цене контракта 4 611 163, 00  руб. предложение о цене контракта победителя аукциона составило 3 727 262, 59 руб., такое экономия бюджетных средств может быть не достигнута при повторном осуществлении спорной закупки в случае выдачи предписания. Оба участника закупки, подавшие заявки, имеют свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 «Жилищно-гражданское строительство». Нарушение в части установления требований к размеру ответственности является устранимым и на стадии исполнения контракта, поскольку стороны в этом случае обязаны будут руководствоваться императивными требования Закона и принятыми в его развитие вышеуказанными Правилами.

Общество, подавая жалобу, не указало о том, что изложенные в ней нарушения препятствуют его участию в вышеуказанной закупке, при этом в Управлении отсутствует информация о его соответствии требования, предусмотренным ГрК РФ. При таких обстоятельствах и с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Аркада» обоснованной.

2. Признать Администрацию Конаковского района Тверской области и Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка Первое Мая» нарушившими пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 33, части 5 и 8 статьи 34, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

           3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части здания с перепланировкой под размещение дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка  Первое  Мая (извещение от 12.08.2014 № 0136300000714000232) не выдавать.

 

             

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

Л.К. Красюкова

 

 

Д.Е. Белов

 

 

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны