Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-191-... от 18 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 05-6/1-191-2014

 

18 сентября 2014 года                                                                                                               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. - специалист - эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик» (далее – Заказчик): ***

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «ЮРИСДИКЦИЯ» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 10.09.2014 поступила жалоба Общества о нарушении порядка проведения открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год Муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик»  (извещение от 21.08.2014 № 31401448486) в части нарушения порядка размещения информации, а также выбора способа закупки.

Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

 

Согласно предоставленным сведения и документам Заказчик осуществляет закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Вместе с тем, в соответствии пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

 

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона обеспечивает, в том числе, формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 3 статьи 50 Закона размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 № 913 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию» таким официальным сайтом является сайт www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Как следует из извещения от 21.08.2014 № 31401448486 о проведении открытого конкурса предметом контракта является оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год Муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик».

Таким образом, Заказчик обязан разместить информацию о проведение закупки на официальном сайте, предназначенном для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом о закупках, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Структура официального сайта состоит из двух частей, на одном из которых размещается информации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; вторая часть - с адресом в сети Интернет www.zakupki.gov.ru/223, для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц.

Заказчиком извещение № 31401448486 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик» и конкурсная документация размещены в той части официального сайта, которая предназначена для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что само по себе не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона, поскольку обе вышеуказанные  части являются частью одного и того же официального сайта.

В данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

2. В соответствии с частями 1 – 5 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частями 1 – 2 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.

Вышеуказанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р, и не включает в себя услуги по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Следовательно, Заказчик вправе был осуществить спорную закупку путем проведения конкурса; при этом само по себе несоответствие отдельных положений конкурсной документации требованиям Закона не свидетельствует о неправильном выборе Заказчиком способа осуществления закупки.

 

Вместе с тем Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено следующее.

1. Статьей 31 Закона определены требования, которые заказчик устанавливает как обязательные по отношению к участникам закупки, так и требования, которые заказчик вправе установить.

При этом в силу части 6 статьи 31 Закона заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, не предусмотренные Законом.

В то же время, в нарушение требований части 6 статьи 31 Закона, заказчиком установлено обязательное требование к участникам закупки - «осуществление деятельности не менее трех лет» (пункт 11 Информационной карты конкурсной документации).

Ни Закон о контрактной системе ни Закон об аудиторской деятельности  устанавливает таких ограничений  по данному виду деятельности, следовательно, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Согласно части 5 статьи 51 Закона требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона документов и информации, не допускается.

В нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «б» пункта 1 части 2 и части 5 статьи 51 Закона заказчиком установлено требование о предоставлении участником конкурса в составе заявки выписки из единого государственного реестра юридических лиц (оригинал) или нотариально заверенной копии такой выписки, полученной от ИФНС не позднее 3 (трех) месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса, полученную не ранее чем за 3 (три) месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (оригинал) или нотариально заверенная копия такой выписки (пункт 8.3.2 конкурсной документации и пункт 16 Информационной карты конкурсной документации).

3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта (пункт 1); расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (пункт 2); качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (пункт 3); квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4).

Согласно части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 6 статьи 32 Закона сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 Закона).

Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона. В случае невыполнения заказчиком требования части 9 статьи 32 Закона определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила), а также Предельные величины значимости критериев заявок, окончательных предложений  участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Приложение к Правилам).

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок в документации устанавливаются стоимостные критерии оценки, в частности, цена контракта, и нестоимостные критерии, в частности, качественные и функциональные характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пунктам 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки; для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (пункт 11 Правил).

Согласно разделу 12 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса» конкурсной документации  оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный договор  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722.

В разделе 12 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса» конкурсной документации установлены критерии оценки и их значимость следующим образом:

цена договора (оказываемых услуг) - 35%,

качество услуг и квалификация участника конкурса – 40%,

срок гарантий качества оказываемых услуг – 25%.

Учитывая, что открытый конкурс на оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год Муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик» был размещен 21.08.2014, Заказчику надлежало устанавливать критерии оценки и их значимость в соответствии с требованиями статьи 32 Закона и действующими Правилами.

Между тем Заказчиком в нарушение требований статьи 32 Закона и Правил установлен такой критерий как «срок гарантий качества оказываемых услуг».

 

Учитывая,  что 17.09.2014 Заказчиком принято решение об отказе от проведения открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик», Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮРИСДИКЦИЯ» необоснованной.

2. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Тверьстройзаказчик» нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 50, статьи 31, статьи 32 и подпункта Б пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание не выдавать в связи с отказом Муниципальным унитарным предприятием «Тверьстройзаказчик» от проведения открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год Муниципального унитарного предприятия «Тверьстройзаказчик» (извещение от 21.08.2014 № 31401448486).

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны