Решение №05-6/1-197-3369ВФ Решение и предписание № 05-6/1-197-2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-197-2017

 

01 сентября 2017 года                                                                                                                  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей:

- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее – Заказчик):

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Уполномоченный орган):

- ООО «Геосервис» (далее – Общество):

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент),  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 25.08.2017 поступила жалоба Общества о нарушении конкурсной комиссией при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в Бежецком районе Тверской области (извещение от 30.06.2017 № 0136200003617005767) требований Закона в связи с признанием заявки Общества не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Заказчик считает жалобу необоснованной, представил письменные возражения. Уполномоченный орган поддержал доводы Заказчика.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия установила следующее:

 

30.06.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в Бежецком районе Тверской области и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составила 3 524 975,67 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статье 51 Закона участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 10 требований Информационной карты конкурсной документации заявка должна содержать, в том числе, следующие документы и сведения:

«10) Для участников закупки - юридических лиц:

а) копии документов, подтверждающих трудовые отношения с не менее  чем 2 (двумя) физическими лицами, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров;

б) копии документов (выписка, свидетельство и тд.), подтверждающих членство в саморегулируемой организации кадастровых  инженеров, указанных лиц (не менее 2-х), состоящих в штате организации;

в) копия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом  которой является кадастровый инженер (на срок не менее чем один год и страховой суммой на не менее чем два с половиной миллиона рублей в отношении каждого кадастрового инженера), указанных лиц, (не менее 2 – х), состоящих в штате организации;

г) - действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об электронном аукционе.

Для участников закупки - физических лиц:

а) копии документов (выписка, свидетельство и тд.),  подтверждающих членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров;

б) копия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер (на срок не менее чем  один год и страховой суммой на не менее чем два с половиной миллионов рублей);

в) - действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об электронном аукционе».

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 29 Закона о кадастровой деятельности одним из обязательных условий принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров является наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьей 29.2 Закона о кадастровой деятельности требованиям.

Учитывая вышеприведенные положения Закона о кадастровой деятельности, статьи 31 Закона и статьи 49 ГрК РФ, договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров не может являться документом, подтверждающим соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, поскольку такой договор является необходимым условием для вступления кадастрового инженера в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров.

Как указано выше, объектом закупки является выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в Калининском районе Тверской области.

В Заказе на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ указаны, в частности, следующие виды работ: 1) топографическая съемка полос отвода автомобильных дорог; 2) составление проекта границ полосы отвода автомобильных дорог и экспликации земель; 3) составление проекта границ полосы отвода автомобильных дорог и экспликации земель; 4) постановка земельных участков на государственный кадастровый учет; 5) постановка автомобильных дорог (сооружений) на государственный кадастровый учет.

В конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе конкурсной заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (такая форма утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58).

Вместе с тем, содержание перечисленных в Заказе на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ конкурсной документации работ свидетельствует о том, что предметом контракта работы о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства не являются; следовательно, требование о предоставлении участниками закупки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, установлено Заказчиком, Уполномоченным органом также неправомерно.

Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом при установлении спорных требований к составу конкурсной заявки нарушены требования пункту 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статье 51, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.

 

Согласно части 2 статьи 53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Частью 3 статьи 53 Закона установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 09.08.2017 (далее - протоколу вскрытия конвертов) заявки на участие в конкурсе подали 5 участников закупки, в том числе Общество, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 3.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 16.08.2017 (далее - протокол рассмотрения и оценки заявок) конкурсная комиссия отклонила три конкурсных заявки, в том числе и заявку Общества; заявка Общество отклонена на основании части 3 статьи 53 Закона со следующим обоснованием: «1) в составе заявки отсутствует действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58; 2) в составе заявки отсутствует копия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер (по не менее 2 кадастровым инженерам заявленным участником закупки). Участником предоставлены копии полисов, при этом необходимо предоставление копии действующего договора обязательного страхования.».

Учитывая, что конкурсная комиссия отклонила заявку Общества на участие в конкурсе как не соответствующую требованиям, установленным в конкурсной документации,  установление которых Комиссией признано неправомерным, отклонение конкурсной заявки Общества по изложенным в протоколе основаниям также не может быть правомерным; конкурсная комиссия при рассмотрении заявки Общества нарушила требования части 3 статьи 53 Закона.

В связи с изложенным жалоба Общества является обоснованной.

Выявленное нарушение влечет за собой необходимость выдачи предписания об устранении нарушений в сфере закупок путем повторного рассмотрения поданных на участие в конкурсе заявок без учета неправомерно установленных в конкурсной документации требований.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Геосервис» обоснованной.

2. Признать Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» нарушившими требования пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статье 51, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-197-2017

об устранении нарушения в сфере закупок

 

01 сентября 2017 года                                                                                                                 г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)

в присутствии представителей:

- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области»

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области

- ООО «Геосервис»

на основании решения от 01.09.2017 по делу № 05-6/1-197-2017 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. В срок до 010.2017:

1.1. Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и конкурсной комиссии отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 16.08.2017 на право заключения государственного контракта на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в Бежецком районе Тверской области (извещение от 30.06.2017 № 0136200003617005767), известить участников конкурса об отмене протокола и повторном рассмотрении заявок;

1.2. Конкурсной комиссии повторно рассмотреть и оценить заявки участников конкурса с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и принятого Комиссией Тверского УФАС России решения от 01.09.2017 по делу № 05-6/1-197-2017;

1.3. Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и конкурсной комиссии продолжить осуществление закупки в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядке.

2. Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области в срок до 06.10.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупки.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны