Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-199-... от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-199-2014

 

19 сентября 2014 года                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок  (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок,

Шибанов Я.А. – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») (далее – Заказчик): ***;

-  Министерства имущественных и  земельных отношений Тверской области (далее – Уполномоченный орган): ***;

- ООО «ТрансМинерал-М» (далее – Общество): ***,

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 12.09.2014 поступила жалоба Общества о несоответствии документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции моста через р. Могоча у д. Слобода на 169 км автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна в Краснохолмском районе Тверской области (извещение от 20.06.2014 № 0136200003614003838) требованиям Закона.

Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

Представитель уполномоченного органа поддержал доводы заказчика.

На момент рассмотрения жалобы контракт заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

20.06.2014 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение № 0136200003614003838 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции моста через р. Могоча у д. Слобода на 169 км автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна в Краснохолмском районе Тверской области и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 67 014 447,00 рублей.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Приложение  к документации об аукционе № 5 содержит инструкцию по заполнению первой части заявки, согласно которой: «Подтверждение соответствия товара (материала) установленным требованиям должно быть в утвердительной форме. Например, на требование: «должен соответствовать требованиям ГОСТ» участник закупки должен указать «соответствует требованиям ГОСТ» или «будет соответствовать требованиям ГОСТ».

- Знак «**» обозначает, что данный показатель является конкретным и изменению не подлежит.

Знак «;»  слово «или», разделяющие товары (материалы), параметры (показатели) свидетельствует о том, что необходимо выбрать один из указанных товаров (материалов), один из указанных параметров (показателей), и предоставить для данного товара (материала) конкретные значения указанных параметров (показателей), а также указание на товарный знак (при его наличии).

- Знак "," слово «и», разделяющие товары (материалы), параметры (показатели) перечисляют товары (материалы), параметры (показатели) в отношении каждого из которых необходимо предоставить конкретные значения характеристик товара (материала), используемого при выполнении работ по предмету электронного аукциона, а также указание на товарный знак (при его наличии).

- Слова «и/или», разделяющие товары (материалы), означают, что в случае применения всех таких предлагаемых товаров (материалов) при выполнении работ, необходимо предоставить конкретные значения характеристик этих товара (материала), а также указание на товарный знак (при его наличии). Если при выполнении работ применяется один из предлагаемых товаров (материалов), необходимо предоставить конкретные значения характеристик именно этого товара (материала). Напротив наименования прочих (неприменяемых) товаров (материалов) указывается: «не применяется». При этом применение как минимум одного из этих товаров (материалов) является обязательным.».

Следовательно, документация об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки; содержание данной инструкции не позволяет сделать вывод о том, что она может ввести участников закупки в заблуждение относительно заполнения заявки на участие в аукционе, о чем свидетельствуют, в том числе, пояснения представителей Общества, из которых следовало, что Общество понимало, как правильно заполнить заявку, в том числе и в случае, если требования к товарам были указаны одновременно по отношению к разным товарам (типам, видам товара).

Таким образом, жалоба Общества является необоснованной.

 

Вместе с тем, по результатам внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию…

2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Вышеизложенные нормы – в их системной взаимосвязи с указанными Законом целями закупки, позволяют сделать Комиссии вывод о том, что в спорном случае (когда предметом контракта является выполнение работ с использованием в ходе выполнения работ разных товаров) требования к каждому из используемых при выполнении работ товаров (включая типы, виды товаров, строительных материалов) должны быть установлены отдельно; не допустимо, к примеру, в одной графе перечисление всех или части используемых товаров, в другой графе – перечисление требований к характеристикам этих товаров, особенно в случае, если такие требования различаются.

Документация об электронном аукционе содержит следующее описание объекта закупки по отдельным позициям (пункт 3 «Горячие асфальтобетонные смеси по ГОСТ 9128-2009» – и пункт 10 «Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.), не собранные каркасные сетки, арматурная сталь по ГОСТ 5781-82»):

Наименование товара

Тип, вид, марка товара, Указание на товарный знак (при его наличии), модель, тип. Наименование места происхождения товара и наименование производителя товара

Требуемое значение характеристики товара

 

 

 

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требования заказчика

3

Горячие асфальтобетонные смеси по ГОСТ 9128-2009

Крупнозернистый, мелкозернистый типов Б, Д

 

Обязательно использование битума с адгезионной добавкой (для верхних слоев покрытия), должны выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части

-

 

 

 

вид, тип

Крупнозернистый, мелкозернистый Б, Д

 

 

 

 

марка

I; II

 

 

 

 

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин

Не менее 3,0 не более 6,5 или не нормируется

Мпа

10

Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.), не собранные каркасные сетки, арматурная сталь по ГОСТ 5781-82

 

Класс

AI, АIII

-

 

 

 

Профиль в соответствии с ГОСТ 5781-82 для каждого класса

Должен быть периодический; гладкий

-

 

 

 

Марка стали

35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс или СтЗкп или СтЗпс или СтЗсп

 

Согласно ГОСТ 9128-2009 асфальтобетонные смести разделяют на виды и типы, в частности вид «Горячие» и типы смесей Б и Д, где каждому типу смесей соответствуют свои марки. Так, согласно таблице 1 ГОСТ 9128-2009 типу смеси Б – соответствует марки «I, II, III», а типу Д – «II, III».

Ниже приведен фрагмент таблицы № 1 ГОСТ 9128-2009.

 

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Марка

Горячие:

Б,

Д

 

I, II, III

II, III

Таким образом, заказчиком в одной графе по пункту 3 Технического задания «Горячие асфальтобетонные смеси по ГОСТ 9128-2009» одновременно для двух товаров (двух видов или типов смесей и асфальтобетонов) установлены требуемые значения характеристик, в то время как, согласно ГОСТ 9128-2009, для каждого вида и типа смеси и асфальтобетона установлены различные минимальные и максимальные значения характеристик.

Аналогичным образом установлены требования к товару и в пункте 10 Технического задания «Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.), не собранные каркасные сетки, арматурная сталь по ГОСТ 5781-82». Так, указанный пункт Технического задания в графе «требование заказчика» фактически содержит описание требуемых значений характеристик товара относительно двух разных товаров – арматурных заготовок класса АI и АIII, профиль для каждого класса гладкий или периодический, а также требования к характеристикам марки стали данных товаров описаны в одной графе «35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс или СтЗкп или СтЗпс или СтЗсп».

При этом, арматурная сталь в соответствии с ГОСТ 5781-82 подразделяется на несколько классов: A-I, A-II и A-III.

ГОСТ 5781-82 в Таблице № 5 содержит табличную форму описания арматурных заготовок, согласно которой каждому классу арматурной стали соответствует свой профиль, а также марка стали. Ниже приведен фрагмент таблицы № 5 ГОСТ 5781-82:

──────────────────────┬────────────────────┬──────────────────────

Класс арматурной стали│Диаметр профиля, мм │Марка стали

──────────────────────┼────────────────────┼──────────────────────

A-I (А240)            │6 - 40              │Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп

──────────────────────┼────────────────────┼──────────────────────

A-II (А300)           │10 - 40             │Ст5сп, Ст5пс

                      │40 - 80             │18Г2С

──────────────────────┼────────────────────┼──────────────────────

Ac-II (Ас300)         │10 - 32             │10ГТ

                      │(36 - 40)           │

──────────────────────┼────────────────────┼──────────────────────

A-III (А400)          │6 - 40              │35ГС, 25Г2С

Следовательно, заказчиком, в частности в вышеуказанных случаях, требования к товарам установлены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона.

 

Вместе с тем, при принятии решения о необходимости либо отсутствия необходимости выдать предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия считает необходимым соблюсти баланс частных интересов Заявителя и публичных интересов государственного заказчика.

В данном случае, на участие в аукционе было подано несколько заявок, которые признаны соответствующими требованиям документации об аукционе; в ходе проведения электронного аукциона было достигнуто значительное снижение цены контракта - на 18% от начальной (максимальной) цены контракта, которое может быть не достигнуто при повторном осуществлении закупки. Кроме того, из представленного заказчиком Комиссии Акта осмотра мостовых сооружений от 14.08.2014 следует, что Техническое состояние моста через р. Могоча (реконструкция которого требуется в рамках данной закупки) является аварийным, что – теоретически, в дальнейшем может повлечь отказ Заказчика от проведения торгов и заключении контракта в соответствии со статьей 93 Закона. Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия, с учетом пояснений и доводов Общества, пришла к выводу о том, что выявленные нарушения не могли являться препятствием для подачи заявки, поскольку Общество осознавало, каким образом необходимо указывать сведения об используемых при выполнении работ товарах.

Кроме того, Комиссия учитывает, что согласно размещенной на сайте http://egrul.nalog.ru выписки из ЕГРЮЛ Общества основным видом деятельности Общества является деятельность по организации перевозок; выполнение строительных работ не указано ни в качестве основного вида деятельности, ни в качестве дополнительного, в то время как для выполнения работ по спорному аукциону участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; при этом Комиссией не установлен факт наличия у Общества соответствующего допуска.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТрансМинерал-М»  необоснованной.

2. Признать Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.  Предписание Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (ГКУ «Дирекция ТДФ») и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области об устранении нарушений в сфере закупок не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии            _______________              В.М. Фомин

Члены Комиссии:                       _______________              Л.К. Красюкова

                                                      _______________              Я.А. Шибанов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны